Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию связной речи.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» с элементами драматизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_2020.docx | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» с элементами драматизации.
Борисова Ю.Ю.,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 440»
Цель: обучение связному последовательному пересказу близко к тексту, используя элементы драматизации.
Задачи:
коррекционно – образовательные:
- формировать разные виды пересказа;
- развивать диалогическую и монологическую речь детей, продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога по прочитанному произведению;
коррекционно – развивающие:
- развивать навыки словообразования притяжательных прилагательных, родственных слов;
- развивать слуховое внимание и выразительность речи (учить передавать интонации героев);
- развивать умение понимать обобщенный смысл сказки;
коррекционно – воспитательные:
- учить детей понимать «намек» сказки, выносить из неё «урок» и учитывать его в жизни;
- воспитывать умение слушать и слышать собеседника.
Оборудование: Ноутбук, телевизор, красивый мешочек, шкатулка в виде книги, маски журавля и лисы, тарелки, кувшины.
Предварительная работа: знакомство с дикими животными и птицами, описание их частей тела, объяснение незнакомых слов и фраз (куманёк, званый пир, не обессудь, стряпала, окрошка, потчевать, несолоно хлебавши, досада), объяснение пословицы « Как аукнется, так и откликнется».
Ход занятия
I.Организационный момент
Дети входят в группу и приветствуют гостей.
Встают в круг, проводится упражнение « Мешочек чувств, эмоций»
Логопед:
У меня в руках мешочек, в него вы положите все, что вам мешает
заниматься (упрямство, лень, невнимательность и т.д.). Крепко завяжем мешочек, чтобы вам ничего не мешало заниматься.
Дети «складывают» в мешочек то, что мешает им заниматься, имитируя соответствующее движение.
Упражнение «Приветствие»
… Друг на друга посмотрите,
Вверх все руки поднимите.
Улыбнитесь, потянитесь.
И на стульчики садитесь.
Дети садятся на стулья.
II.Объявление темы
Логопед:
Все мы любим сказки, и сегодня на занятие я принесла волшебную книгу.
Внутри этой книги есть песни, былины, сказки и загадки. Отгадайте загадки и узнаете героев сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться:
Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый – телом серый,
А затылок голый, красный
Бродит по болотам разным.
Ловит в них лягушек –
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль) (появляется слайд с картинкой журавля)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт
В деревне кур крадёт.
(Лиса) (появляется слайд с картинкой лисы)
Логопед:
Так кто-же главные герои сказки? (-Журавль и Лиса)
Наша сказка называется «Лиса и Журавль».
Ребята, подскажите мне, лиса - это кто?
Дети: Лиса – это дикое животное.
Логопед: А журавль кто?
Дети: Журавль – это перелетная птица.
Логопед: Мы сейчас поиграем в игру «Чей, чья, чьи?». (на слайдах – части тела)
-Голова у Лисы чья? (-Лисья).
-Шея у Журавля чья?( -Журавлиная).
-Крылья у Журавля чьи? (-Журавлиные).
-Хвост у Журавля чей? (-Журавлиный).
-Хвост Лисы чей? (-Лисий).
-Лапы журавля чьи?( -Журавлиные).
-Лапы Лисы чьи? (- Лисьи).
А сейчас игра « Слова – родственники»
Лиса (- Лис, лисичка, лисята, лисёнок, лисий). (на слайде картинки-подсказки)
Журавль (- Журавлик, журавленок, журка, журавлиный). (на слайде картинки-подсказки)
Молодцы ребята!
III. Основная часть
1. Чтение сказки.
Логопед : Ребята, я сейчас расскажу вам сказку «Лиса и Журавль», а вы внимательно слушайте (на слайдах картинки по сюжету сказки).
2. Обсуждение сказки.
Логопед:
-Как вы понимаете слова «званый пир»? (-Это пир, угощение, на который позвали).
- Ребята, назовите героев сказки? (- Лиса и журавль)
-С кем подружилась Лиса? (-Лиса подружилась с Журавлём).
- Что она говорила? (- Лиса приглашала Журавля в гости)
-Как приглашала Лиса Журавля в гости? (- Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!)
- Каким голосом она позвала его? (-Хитрым, сладким).
- Попробуйте позвать журавля таким же голосом.
( опросить несколько детей).
-Чем угощала Лиса Журавля? (-Лиса угощала журавля манной кашей).
-Почему Журавль не смог ничего съесть? ( -Длинным клювом с тарелки кашу не склевать).
- Что Лиса сказала Журавлю, когда съела всю кашу? (- Не обессудь куманек! Больше потчевать нечем) .
-Что обозначает выражение не обессудь, потчевать? (- Не обессудь, это значит - не обижайся. Потчевать - угощать).
- Как журавль поблагодарил лису за угощенье? ( - с обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)
-А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)
- Попробуйте позвать лису таким же голосом.
( опросить несколько детей).
-Чем угощал Журавль Лису? (-Журавль Лису угощал окрошкой).
- Как принимала угощение Журавля Лиса? (- Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).
-Почему Лиса ушла от Журавля голодной? (-Морда лисы не входит в кувшин и окрошку она съесть не смогла).
- Почему журавль положил окрошку в кувшин с узким горлышком? (- Журавлю удобнее есть из кувшина).
-Что значит несолоно хлебавши? (-Несолоно хлебавши- это значит не наевшись, голодная).
-Объясните пословицу «Как аукнется, так и откликнется» (-Как сам поступишь по отношению к другому, так и к тебе будут относиться? -Как Лиса поступила с Журавлём, так и Журавль поступил с ней).
-Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями? (Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение ).
- Почему их дружба на этом закончилась? ( -Отвечать плохим поступком на плохой — не правильно).
- Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно есть каждому).
3.Физкультминутка
Логопед:
А сейчас немного отдохнем. Встанем дружно все мы круг.
У лисицы острый нос
У нее пушистый хвост Шубка рыжая лисы Удивительной красы Лиса плавно похаживает, Шубу пышную поглаживает. | дети показывают двумя руками нос, соединив пальцы ладоней волнообразные движения руками "Оглаживаем" воображаемый хвост, бока, грудь Идем медленно, величаво, поворачиваем голову направо, налево.
|
Шёл журавль на охоту, Искал лягушку на болоте. Ноги длинные поднимал, Через кочки он шагал. Посмотрел по сторонам, Нет её ни тут, ни там. Оглянулся, повернулся, А затем домой вернулся.
| ходьба на месте (подняв голову, руки назад, колени поднимаем высоко) ходьба с высоким подниманием колен повороты головы вправо-влево поднимание плеч вверх, опускание вниз повороты туловища вправо-влево ходьба на месте |
4. Повторное чтение сказки.
Логопед: А сейчас послушайте ещё раз сказку, мы её будем пересказывать (на слайде картинки по сюжету сказки).
5.Пересказ.
Логопед: - Ребята, напоминаю вам правило: один говорит – остальные слушают.
Первым пересказывать у нас будет...
(Пересказывает один ребенок)
-Затем пересказывают 2 ребенка.
- Пересказ по цепочке 4-5 человек (дети пересказывают сказку).
Логопед: А сейчас поиграем в театр и инсценируем сказку. Я хочу пригласить выйти двух ребят, которые покажут нам сказку (один будет лисой, другой – журавлем), а я буду автором.
(Дети надевают маски, и начинают показ. Инсценировка).
Логопед: Придумайте, как помирить лису с журавлём? (Если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей).
Вывод:
Логопед: Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?
Дети: Не обманывай никого и тебя никто не обманет.
Логопед: Чему учит нас сказка?
Дети: Сказка нас учит дружить, заботиться о других, быть гостеприимным.
Логопед: Молодцы ребята!
IV. Заключительная часть
Логопед: Ребята, послушайте пословицу «Злом на зло, отвечать плохо», она очень подходит к нашей сказке.
Я надеюсь, что вы, общаясь друг с другом, будете помнить эту пословицу и не делать таких ошибок, как лиса и журавль.
Наше занятие подошло к концу. Волшебная книга закрывается и возвращается в библиотеку. Она еще не раз вернется к вам в гости.
А нам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать: « До свиданья!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Рассказ детей из опыта на тему:" О животных зоопарка"
Расширять знания детей об обитателях зоопарка.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6843372","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРТема « Мебель»Цель :Активизировать словарь детей по теме «Мебель»Задачи :1.Коррек...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зимние забавы детей»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группеСоставление рассказа из личного опыта (по памяти) «Зимние забавы детей»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...