конспект подгруппового занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Амерова Альфия Шамильевна

МБДОУ Детский сад № 1 «Золотой Петушок»


 


 

64813124_1286109290_multik155.png
 


 


 

Составила и провела

учитель-логопед

Амерова А.Ш.


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого подгруппового занятия для детей подготовительной группы.

Тема: Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [РЬ].

Оборудование: герой Буратино, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [Р]- [РЬ], шумовые гремелки, кружки синего и зелёного цветов, дидактическая игра «Аквариум», мяч, массажные мячики-ёжики, дидактическая игра «Собери цветок», фасоль, камушки, бусинки, пуговицы

Программное содержание:

Задачи:

а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;

б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]- [Рь]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;

в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

Предварительная работа:

проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.


 


 


 


 

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Давайте вспомним правила поведения на занятии:

Говорю всегда красиво, чётко и неторопливо.

Внимательно слушаю, другим не мешаю,

Когда меня спросят, тогда отвечаю.

(дети повторяют вместе с логопедом)

Тарарам, тарарам,

Кто спешит в гости к нам?

Этот мальчик - друг ребят,

С ним встрече каждый будет рад!

-Вот наш гость - Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь нашему гостю? Ведь мы уже научились правильно выговаривать этот звук.

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Буратино, наши ребята долго и старательно учились рычать.

-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения, мы с ребятами покажем тебе. (Использую картинки для артикуляционной гимнастики).

-«Чашечка»- 5 сек.

-«Грибок»- 5 сек.

-«Маляр»- 5 раз.

-«Вкусное варенье»- 5 раз.

-«Лошадка»- 5 раз.

-«Мотор»- 5-7 раз.

-«Барабанщики»- 5-7 раз.

2. Повторение артикуляции звука [Р]:

-Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.

-Расскажем Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].

(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие фонематического слуха

Игра « Слушай взрослого» (шумовые гремелки)

Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слово со звуком Р гремите, если звука Р в слове не будет, сидите тихо.

(МОЛОКО, МАРКА, ПАЛКА, МАКАРОНЫ, КУПОНЫ, СЛОН, СПОР, МОТОР, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, ПАЛЕЦ, МАТРАС, ПАЛАС, КАРАБАС)

Игра « Светофор» (кружки синего и зелёного цветов)

Если в слове Р услышишь –синий подними повыше, если РЬ услышишь ты, то зелёный подними. (ракета, букварь, ремень, работа, гриб, мотор, краски, крем, грязь, кран, баран, таракан, тарелка, грабли, грелка)

4.Связь звука с буквой

Ребята, а вы знаете, что звуки Р-Рь обозначаютя буквой Р

На что похожа буква Р? (ответы детей)

Изображение буквы Р с помощью разного материала (фасоли, камушков, бусинок, пуговиц)

5.Закрепление звуков в слогоах

Игра «Закончи слово».

-Вот такую игру придумал Буратино:

РА-РА-РА

Начинается игра.

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова!

-Я начинаю слово, а вы добавьте РА:

ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра, детво-ра, по-ра, кону-ра, ды-ра.

РО-РО-РО

Ты закончи слогом РО:

вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро, яд-ро, бед-ро.

А теперь договори

Ты слова со слогом РЫ:

вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры, мет-ры, кост-ры, ды-ры.

3. Работа с предметными картинками.

а) Игра «Аквариум»

Назови слово и определи место звука

-Наш гость принес конверт с картинками.

-Назови слова и разложи рыбок правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первый аквариум и. т. д. (Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).

б) Игра с мячом «Назови ласково».

-Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково). Например:

река-реченька,

роза-розочка,

помидор-помидорчик,

карман-карманчик,

кровать-кроватка,

рыба-рыбка,

фартук-фартучек

верёвка-верёвочка

в) «Чей хвост, чья голова»

у вороны крыло – воронье

у барана рога – бараньи

у коровы хвост – коровий

у поросёнка голова – поросячья

у кролика лапа – кроличья

каша из риса – рисовая

каша из гречки – гречневая

суп из гороха – гороховый

компот из абрикосов - абрикосовый

г) «Посчитай» (картинки)

-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

4. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Две сороконожки»

Массаж рук с помощью массажных мячиков «Я мячом круги катаю»

5. Повторение чистоговорок.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Чистоговорки внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].

РА-РА-РА высокая гора

РО-РО-РО у вороны есть перо

РЫ-РЫ-РЫ – кусают комары

РУ-РУ-РУ – кормили кенгуру


 

АР-АР-АР - Рома пошел на базар.

УР-УР-УР - Я пугаю кур

ОР-ОР-ОР - Мы покрасили забор

ЫР-ЫР-ЫР – в сыре много дыр

6. Физкультминутка.

Логопед: - Посмотрите, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.

-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.

«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

6. Дифференциация звуков Р-РЬ

Буратино: а я придумал, придумал:

Игра «Собери цветок»

Необходимо выбрать лепесток, назвать слово и положить к нужной сердцевине.

7.Автоматизация звуков в предложениях

Игра «Путаница».

Буратино: Ураааа! Кажется, я научился рычать, я вам сразу скажу много слов, а вы послушайте.

*Расцвели на клумбе козы,

В огород забрались розы.

Логопед: Подожди, Буратино, по-моему, ты всё перепутал, ребята, что не так сказал наш герой? Давайте исправим.

*Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

*На конверт наклею маску,

На лицо надену марку.

*Я возьму от сыра кошку,

Угощу я нашу корку.

III. Подведение итогов.

-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научили Буратино. Наш гость вам благодарен. Теперь вы следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

А у Буратино для вас сюрприз.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad_buratino.docx334.67 КБ

Предварительный просмотр:


МБДОУ Детский сад № 1 «Золотой Петушок»



64813124_1286109290_multik155.png



Составила и провела

учитель-логопед

Амерова А.Ш.




Конспект открытого подгруппового занятия для детей подготовительной группы.

Тема: Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [РЬ].

Оборудование: герой Буратино, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [Р]- [РЬ], шумовые гремелки, кружки синего и зелёного цветов, дидактическая игра «Аквариум», мяч, массажные мячики-ёжики, дидактическая игра «Собери цветок», фасоль, камушки, бусинки, пуговицы

Программное содержание:

Задачи:

а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;

б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]- [Рь]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;

в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

Предварительная работа:

проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.





Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Давайте вспомним правила поведения на занятии:

Говорю всегда красиво, чётко и неторопливо.

Внимательно слушаю, другим не мешаю,

Когда меня спросят, тогда отвечаю.

(дети повторяют вместе с логопедом)

Тарарам, тарарам,

Кто спешит в гости к нам?

Этот мальчик - друг ребят,

С ним встрече каждый будет рад!

-Вот наш гость - Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь нашему гостю? Ведь мы уже научились правильно выговаривать этот звук.

II. Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Буратино, наши ребята долго и старательно учились рычать.

-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения, мы с ребятами покажем тебе. (Использую картинки для артикуляционной гимнастики).

-«Чашечка»- 5 сек.

-«Грибок»- 5 сек.

-«Маляр»- 5 раз.

-«Вкусное варенье»- 5 раз.

-«Лошадка»- 5 раз.

-«Мотор»- 5-7 раз.

-«Барабанщики»- 5-7 раз.

2. Повторение артикуляции звука [Р]:

-Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.

-Расскажем Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].

(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие фонематического слуха

Игра « Слушай взрослого» (шумовые гремелки)

Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слово со звуком Р гремите, если звука Р в слове не будет, сидите тихо.

(МОЛОКО, МАРКА, ПАЛКА, МАКАРОНЫ, КУПОНЫ, СЛОН, СПОР, МОТОР, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, ПАЛЕЦ, МАТРАС, ПАЛАС, КАРАБАС)

Игра « Светофор» (кружки синего и зелёного цветов)

Если в слове Р услышишь –синий подними повыше, если РЬ услышишь ты, то зелёный подними. (ракета, букварь, ремень, работа, гриб, мотор, краски, крем, грязь, кран, баран, таракан, тарелка, грабли, грелка)

4.Связь звука с буквой

Ребята, а вы знаете, что звуки Р-Рь обозначаютя буквой Р

На что похожа буква Р? (ответы детей)

Изображение буквы Р с помощью разного материала (фасоли, камушков, бусинок, пуговиц)

5.Закрепление звуков в слогоах

Игра «Закончи слово».

-Вот такую игру придумал Буратино:

РА-РА-РА

Начинается игра.

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова!

-Я начинаю слово, а вы добавьте РА:

ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра, детво-ра, по-ра, кону-ра, ды-ра.

РО-РО-РО

Ты закончи слогом РО:

вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро, яд-ро, бед-ро.

А теперь договори

Ты слова со слогом РЫ:

вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры, мет-ры, кост-ры, ды-ры.

3. Работа с предметными картинками.

а) Игра «Аквариум»

Назови слово и определи место звука

-Наш гость принес конверт с картинками.

-Назови слова и разложи рыбок правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первый аквариум и. т. д. (Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).

б) Игра с мячом «Назови ласково».

-Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково). Например:

река-реченька,

роза-розочка,

помидор-помидорчик,

карман-карманчик,

кровать-кроватка,

рыба-рыбка,

фартук-фартучек

верёвка-верёвочка

в) «Чей хвост, чья голова»

у вороны крыло – воронье

у барана рога – бараньи

у коровы хвост – коровий

у поросёнка голова – поросячья

у кролика лапа – кроличья

каша из риса – рисовая

каша из гречки – гречневая

суп из гороха – гороховый

компот из абрикосов - абрикосовый

г) «Посчитай» (картинки)

-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

4. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Две сороконожки»

Массаж рук с помощью массажных мячиков «Я мячом круги катаю»

5. Повторение чистоговорок.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Чистоговорки внятно,

Чтоб было всем понятно.

-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].

РА-РА-РА высокая гора

РО-РО-РО у вороны есть перо

РЫ-РЫ-РЫ – кусают комары

РУ-РУ-РУ – кормили кенгуру


АР-АР-АР - Рома пошел на базар.

УР-УР-УР - Я пугаю кур

ОР-ОР-ОР - Мы покрасили забор

ЫР-ЫР-ЫР – в сыре много дыр

6. Физкультминутка.

Логопед: - Посмотрите, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.

-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.

«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

6. Дифференциация звуков Р-РЬ

Буратино: а я придумал, придумал:

Игра «Собери цветок»

Необходимо выбрать лепесток, назвать слово и положить к нужной сердцевине.

7.Автоматизация звуков в предложениях

Игра «Путаница».

Буратино: Ураааа! Кажется, я научился рычать, я вам сразу скажу много слов, а вы послушайте.

*Расцвели на клумбе козы,

В огород забрались розы.

Логопед: Подожди, Буратино, по-моему, ты всё перепутал, ребята, что не так сказал наш герой? Давайте исправим.

*Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

*На конверт наклею маску,

На лицо надену марку.

*Я возьму от сыра кошку,

Угощу я нашу корку.

III. Подведение итогов.

-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научили Буратино. Наш гость вам благодарен. Теперь вы следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

А у Буратино для вас сюрприз.












ПриложениеP1020981.JPG






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

Конспекты подгрупповых занятий

Постановка звука Л Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях...

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Звуки А-У-И".

Занятие направлено на практическое закрепление четкого произношения и различения гласных звуков по беззвучной артикуляции, описанию артикуляционного уклада; на закрепление навыков звукового анализа сл...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Цветущие комнатные растения (фиалка)".

Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...