конспект подгруппового занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
МБДОУ Детский сад № 1 «Золотой Петушок»
Составила и провела
учитель-логопед
Амерова А.Ш.
Конспект открытого подгруппового занятия для детей подготовительной группы.
Тема: Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [РЬ].
Оборудование: герой Буратино, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [Р]- [РЬ], шумовые гремелки, кружки синего и зелёного цветов, дидактическая игра «Аквариум», мяч, массажные мячики-ёжики, дидактическая игра «Собери цветок», фасоль, камушки, бусинки, пуговицы
Программное содержание:
Задачи:
а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;
б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]- [Рь]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;
в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа:
проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Давайте вспомним правила поведения на занятии:
Говорю всегда красиво, чётко и неторопливо.
Внимательно слушаю, другим не мешаю,
Когда меня спросят, тогда отвечаю.
(дети повторяют вместе с логопедом)
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик - друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад!
-Вот наш гость - Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь нашему гостю? Ведь мы уже научились правильно выговаривать этот звук.
II. Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика.
Буратино, наши ребята долго и старательно учились рычать.
-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения, мы с ребятами покажем тебе. (Использую картинки для артикуляционной гимнастики).
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р]:
-Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.
-Расскажем Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
3. Развитие фонематического слуха
Игра « Слушай взрослого» (шумовые гремелки)
Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слово со звуком Р гремите, если звука Р в слове не будет, сидите тихо.
(МОЛОКО, МАРКА, ПАЛКА, МАКАРОНЫ, КУПОНЫ, СЛОН, СПОР, МОТОР, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, ПАЛЕЦ, МАТРАС, ПАЛАС, КАРАБАС)
Игра « Светофор» (кружки синего и зелёного цветов)
Если в слове Р услышишь –синий подними повыше, если РЬ услышишь ты, то зелёный подними. (ракета, букварь, ремень, работа, гриб, мотор, краски, крем, грязь, кран, баран, таракан, тарелка, грабли, грелка)
4.Связь звука с буквой
Ребята, а вы знаете, что звуки Р-Рь обозначаютя буквой Р
На что похожа буква Р? (ответы детей)
Изображение буквы Р с помощью разного материала (фасоли, камушков, бусинок, пуговиц)
5.Закрепление звуков в слогоах
Игра «Закончи слово».
-Вот такую игру придумал Буратино:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начинаю слово, а вы добавьте РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра, детво-ра, по-ра, кону-ра, ды-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро, яд-ро, бед-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры, мет-ры, кост-ры, ды-ры.
3. Работа с предметными картинками.
а) Игра «Аквариум»
Назови слово и определи место звука
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи рыбок правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первый аквариум и. т. д. (Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
б) Игра с мячом «Назови ласково».
-Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково). Например:
река-реченька,
роза-розочка,
помидор-помидорчик,
карман-карманчик,
кровать-кроватка,
рыба-рыбка,
фартук-фартучек
верёвка-верёвочка
в) «Чей хвост, чья голова»
у вороны крыло – воронье
у барана рога – бараньи
у коровы хвост – коровий
у поросёнка голова – поросячья
у кролика лапа – кроличья
каша из риса – рисовая
каша из гречки – гречневая
суп из гороха – гороховый
компот из абрикосов - абрикосовый
г) «Посчитай» (картинки)
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).
4. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая игра «Две сороконожки»
Массаж рук с помощью массажных мячиков «Я мячом круги катаю»
5. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА высокая гора
РО-РО-РО у вороны есть перо
РЫ-РЫ-РЫ – кусают комары
РУ-РУ-РУ – кормили кенгуру
АР-АР-АР - Рома пошел на базар.
УР-УР-УР - Я пугаю кур
ОР-ОР-ОР - Мы покрасили забор
ЫР-ЫР-ЫР – в сыре много дыр
6. Физкультминутка.
Логопед: - Посмотрите, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.
-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Дифференциация звуков Р-РЬ
Буратино: а я придумал, придумал:
Игра «Собери цветок»
Необходимо выбрать лепесток, назвать слово и положить к нужной сердцевине.
7.Автоматизация звуков в предложениях
Игра «Путаница».
Буратино: Ураааа! Кажется, я научился рычать, я вам сразу скажу много слов, а вы послушайте.
*Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
Логопед: Подожди, Буратино, по-моему, ты всё перепутал, ребята, что не так сказал наш герой? Давайте исправим.
*Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
*На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
*Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научили Буратино. Наш гость вам благодарен. Теперь вы следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].
А у Буратино для вас сюрприз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_detskiy_sad_buratino.docx | 334.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад № 1 «Золотой Петушок»
Составила и провела
учитель-логопед
Амерова А.Ш.
Конспект открытого подгруппового занятия для детей подготовительной группы.
Тема: Автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [РЬ].
Оборудование: герой Буратино, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком [Р]- [РЬ], шумовые гремелки, кружки синего и зелёного цветов, дидактическая игра «Аквариум», мяч, массажные мячики-ёжики, дидактическая игра «Собери цветок», фасоль, камушки, бусинки, пуговицы
Программное содержание:
Задачи:
а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;
б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]- [Рь]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук;
в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа:
проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Давайте вспомним правила поведения на занятии:
Говорю всегда красиво, чётко и неторопливо.
Внимательно слушаю, другим не мешаю,
Когда меня спросят, тогда отвечаю.
(дети повторяют вместе с логопедом)
Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик - друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад!
-Вот наш гость - Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь нашему гостю? Ведь мы уже научились правильно выговаривать этот звук.
II. Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика.
Буратино, наши ребята долго и старательно учились рычать.
-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения, мы с ребятами покажем тебе. (Использую картинки для артикуляционной гимнастики).
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р]:
-Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.
-Расскажем Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
3. Развитие фонематического слуха
Игра « Слушай взрослого» (шумовые гремелки)
Я буду называть слова, вы внимательно слушаете, если услышите слово со звуком Р гремите, если звука Р в слове не будет, сидите тихо.
(МОЛОКО, МАРКА, ПАЛКА, МАКАРОНЫ, КУПОНЫ, СЛОН, СПОР, МОТОР, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, ПАЛЕЦ, МАТРАС, ПАЛАС, КАРАБАС)
Игра « Светофор» (кружки синего и зелёного цветов)
Если в слове Р услышишь –синий подними повыше, если РЬ услышишь ты, то зелёный подними. (ракета, букварь, ремень, работа, гриб, мотор, краски, крем, грязь, кран, баран, таракан, тарелка, грабли, грелка)
4.Связь звука с буквой
Ребята, а вы знаете, что звуки Р-Рь обозначаютя буквой Р
На что похожа буква Р? (ответы детей)
Изображение буквы Р с помощью разного материала (фасоли, камушков, бусинок, пуговиц)
5.Закрепление звуков в слогоах
Игра «Закончи слово».
-Вот такую игру придумал Буратино:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начинаю слово, а вы добавьте РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра, детво-ра, по-ра, кону-ра, ды-ра.
РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро, яд-ро, бед-ро.
А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры, мет-ры, кост-ры, ды-ры.
3. Работа с предметными картинками.
а) Игра «Аквариум»
Назови слово и определи место звука
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи рыбок правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первый аквариум и. т. д. (Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
б) Игра с мячом «Назови ласково».
-Превратим большие слова-предметы в маленькие (назови ласково). Например:
река-реченька,
роза-розочка,
помидор-помидорчик,
карман-карманчик,
кровать-кроватка,
рыба-рыбка,
фартук-фартучек
верёвка-верёвочка
в) «Чей хвост, чья голова»
у вороны крыло – воронье
у барана рога – бараньи
у коровы хвост – коровий
у поросёнка голова – поросячья
у кролика лапа – кроличья
каша из риса – рисовая
каша из гречки – гречневая
суп из гороха – гороховый
компот из абрикосов - абрикосовый
г) «Посчитай» (картинки)
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).
4. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая игра «Две сороконожки»
Массаж рук с помощью массажных мячиков «Я мячом круги катаю»
5. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА высокая гора
РО-РО-РО у вороны есть перо
РЫ-РЫ-РЫ – кусают комары
РУ-РУ-РУ – кормили кенгуру
АР-АР-АР - Рома пошел на базар.
УР-УР-УР - Я пугаю кур
ОР-ОР-ОР - Мы покрасили забор
ЫР-ЫР-ЫР – в сыре много дыр
6. Физкультминутка.
Логопед: - Посмотрите, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.
-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Дифференциация звуков Р-РЬ
Буратино: а я придумал, придумал:
Игра «Собери цветок»
Необходимо выбрать лепесток, назвать слово и положить к нужной сердцевине.
7.Автоматизация звуков в предложениях
Игра «Путаница».
Буратино: Ураааа! Кажется, я научился рычать, я вам сразу скажу много слов, а вы послушайте.
*Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
Логопед: Подожди, Буратино, по-моему, ты всё перепутал, ребята, что не так сказал наш герой? Давайте исправим.
*Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
*На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
*Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
-Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научили Буратино. Наш гость вам благодарен. Теперь вы следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].
А у Буратино для вас сюрприз.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»
План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...
Конспекты подгрупповых занятий
Постановка звука Л Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях...
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе: "Путешествие в зимний лес".
Занятие составлено и проведено с применением ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....
конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет
Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Звуки А-У-И".
Занятие направлено на практическое закрепление четкого произношения и различения гласных звуков по беззвучной артикуляции, описанию артикуляционного уклада; на закрепление навыков звукового анализа сл...
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Цветущие комнатные растения (фиалка)".
Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...