Конспекты занятий по лексической теме "Космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспекты логопедических занятий для детей подготовительной группы компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Апрель, 2-я неделя

Лексическая тема «Космос». Звук [э]. Буква Ээ

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать). Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «Космос», картинка В. М. Каратая «Строительство космической станции», тетрадь №1, контейнер с карандашами, плоскостные изображения звезд с написанными на них словами и ракет, маленькие предметные картинки со звуком [р] в названиях.

Предварительная работа. Рассматривание картинок в любой детской энциклопедии или слайдов с изображениями звездного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий, беседа по теме «Космос» на занятии по развитию речи. Разучивание упражнения «Ракета».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие навыков слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]

Логопед здоровается с детьми и предлагает им приготовиться к занятию. На столе перед логопедом лежит предметная картинка.

Логопед. Посмотрите на мои картинки. Назовите мою картинку и разделите ее название на слоги.

Дети. Ра-ке-та. В этом слове три слога.

Дети. Спут-ник. В этом слове два слога.

Дети. Кос-мо-навт. В этом слове три слога.

Дети. Лу-на. В этом слове два слога.

2. Рассматривание картины «Строительство космической станции» и беседа по ней. [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на магнитную доску картину и обращает на нее внимание детей.

Логопед. Посмотрите на картину, которая называется «Строительство космической станции». Что и кого вы видите на ней?

Дети. Мы видим космическую станцию и космонавтов.

Логопед. Это действительно космическая станция. Ее называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Космонавты вышли из орбитальной станции в открытый космос и монтируют новое оборудование. Оно необходимо им для исследования космоса. Что еще вы видите в космосе?

Дети. Мы видим Землю, Луну и много звезд.

Логопед. Что вы можете сказать о Земле? Какая Земля?

Дети. Голубая, далекая, красивая.

Логопед. А Луна какая?

Дети. Маленькая, холодная, круглая.

Логопед. Какие звезды вы видите?

Дети. Большие, блестящие, яркие.

Логопед. Как вы думаете, какая работа у космонавтов?

Дети. Трудная, интересная, важная, опасная.

Логопед. Правильно. Космонавты действительно выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника.

Логопед убирает картину.

3. Отгадывание загадок. [Развитие связной речи, мышления.]

Логопед. А теперь попробуйте отгадать мои загадки. Какая станция мчится быстрее любого поезда?

Дети. Орбитальная.

Логопед.

Угли пылают —

Совком не достать.

 Ночью их видно,

А днем не видать.

Что это?

Дети. Это звезды.

4. Работа в тетради №1. (Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.)

Логопед. Посмотрите на страницу слева. Что вы видите?

Дети. Это ракета и спутник.

Логопед. Возьмите любой цветной карандаш. Обведите ракету по контуру, а потом раскрасьте ее.

Дети выполняют задание.

5. Подвижное упражнение «Ракета». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

А сейчас мы с вами, дети,

Маршируют по кругу.

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

Поднимаются на носки, тянут руки

вверх, сомкнув их.

А потом руки вниз.

Опускают руки.

Раз, два, потянись.

Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу на носочках.

В. Волина

6. Упражнение «Кто же это?»

Логопед. Теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете, что делают представители разных профессий. Я буду говорить, что делает человек, а вы будете называть его профессию. Учит детей.

Дети. Учитель.

Логопед. Лечит людей.

Дети. Врач.

Логопед. Водит поезд.

Дети. Машинист.

Логопед. Исследует космос.

Дети. Космонавт.

7. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

Логопед. Как можно ласково назвать звезду?

Дети. Звездочка.

Логопед. Если на небе много звезд, какое оно?

Дети. Звездное.

Логопед. Как можно назвать корабль, который летит к звездам?

Дети. Звездолет.

Логопед. Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

            Дети. Звездочет.

8. Чтение слов с пройденными буквами. [Совершенствование навыка чтения.]

Логопед убирает изображение ракеты.

Логопед. Прочитайте слова на карточках, которые я покажу.

1-йребенок. Космос.

2-й ребенок. Спутник.

3-й р е б е н о к. Космонавт.

4-й р е б е н о к. Космонавты.

Логопед. Молодцы!

9. Окончание занятия.  Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений. Совершенствование навыка «печатания».

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, палочки и полукруги для составления букв на магнитной доске, тетрадь №2, «Мой букварь», контейнер с цветными карандашами, фишки, предметные картинки по теме «Космос».

Предварительная работа. Разучивание стихотворения В. Степанова «Космонавт», работа над общими речевыми навыками, автоматизация произношения звука [р].

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Совершенствование навыка звукового анализа слов.]

Логопед. Посмотрите на мои картинки. Вспомните названия предметов, изображенных на них и назовите.

Дети. Ракета, спутник.

2. Игра «Зажги звезду». (Развитие фонематического восприятия.]

Логопед достает контейнер с плоскостными изображениями звезд.

Логопед. Послушайте стихотворение и определите, какой звук слышится в начале некоторых слов.

Логопед читает стихотворение, акцентирование произнося звук /э/.

Это Эля, Эмма, Эдик Едут на велосипеде.

Дети. Это звук [э].

Логопед. Давайте произнесем этот звук все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [э].

Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как выдумаете, звук [э) — гласный или согласный?

Дети. Гласный

Логопед. Его можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Красным.

Логопед. Правильно. Возьмите в руки по одной звездочке. Ведь сейчас мы с вами изучаем тему «Космос», а в космосе так много звезд. Вы будете поднимать звезды, как только услышите звук [э].

3, и, а, э, у, э, о, э, а, з.

Эмма, утка, иглы, эхо, Эдик, остров, этот.

3. Упражнение «Кто скорее?» (Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. [Э], [т], [а]. Что получилось?

Дети. Эта.

Логопед. Верно. [Э], [т'], [и]. Что получилось?

Дети. Эти.

4. Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Ээ. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.]

Логопед показывает букварь.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Это Эля, Эмма. Эдик Едут на велосипеде.

Какие слова этого стихотворения начинаются со звука [э]?

Дети. Это, Эля, Эмма, Эдик.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это буква Ээ. Под ней вы видите красный кружок. Что это значит?

Дети. Значит, буква Ээ обозначает гласный звук [э].

Логопед. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы сказочного героя, название которого начинается со звука [э].

Дети находят и называют эльфа.

        5. Подвижная игра «Ракета». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Космос».))

Логопед убирает букварь.

6. Игра «Что делает?» (Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». )

Логопед. А теперь игра «Что делает?» Я начинаю предложение. Вы заканчиваете предложение Командир...

Дети. ...управляет космическим кораблем.

Логопед. Спутник...

Дети. ...передает сигналы на Землю.

Логопед. Орбитальная станция...

Дети. ...мчится в космосе.

Логопед. Космонавты...

Дети. ...проводят опыты

7. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед. Откройте последнюю страницу тетради. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Букву Ээ, страуса эму и кружки для анализа слова эму.

Логопед. Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Красный, потому что буква Ээ — гласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Ээ. Посмотрите, как я делаю это на доске.

Дети выполняют задание.

Логопед. Сделайте звуковой анализ слова эму, раскрасьте кружки под ним.

Дети выполняют задание. Если это необходимо, логопед предлагает им прокомментировать задание

8. Рассказывание стихотворения «Космонавт». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация правильного произношения звука [р].]

Логопед предлагает детям рассказать стихотворение.

Логопед. Давайте проведем соревнование, расскажем стихотворение «Космонавт». Старайтесь говорить четко, выразительно.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит,

И на Землю вниз глядит.

Сверху видит он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной — наш дом родной.

В. Степанов

9. Упражнение «Посмотри и назови». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). ]

Логопед раскладывает на столе картинки.

Логопед. Скажите, что на картинке нарисовано.

Дети. Два спутника.

Дети. Пять спутников.

Дети. Три ракеты.

Дети. Шесть ракет.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали на занятии, какие игры и упражнения им понравились.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Уточнение представлений о труде космонавтов, о необходимости и важности их труда. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка чтения. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, фонематического восприятия, зрительного внимания, творческого воображения, общей моторики и координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.

Оборудование. Картина В. М. Каратая «Космонавты», канат, штурвал, «пульт управления космическим кораблем», букварь, конверт с карточками для чтения.

Предварительная работа. Чтение отрывков из книги В. Синицына «Первый космонавт» и беседа по ней на занятии по развитию речи. Разучивание стихов по теме «Космос» на индивидуальных занятиях с логопедом, работа над общими речевыми навыками.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия.] Логопед организует приветствие.

Логопед. Уважаемые пассажиры, займите места в кабине космического корабля. Сейчас наш корабль отправится в полет. Во время полета мы увидим, как работают в открытом космосе космонавты, и попробуем составить рассказ об этом.

2. Чтение стихов по теме. [Создание эмоционального фона восприятия картины. Уточнение и расширение представлений по теме «Космос».]

Логопед. Для того чтобы старт состоялся, нужно вспомнить и прочитать стихи о космосе.

Дети читают стихи.

3. Рассматривание картины «Космонавты» и беседа по ней. [Совершенствование навыка рассматривания картины. Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает картину на мольберт.

Логопед. Уважаемые пассажиры! Посмотрите, пожалуйста, в иллюминаторы. Кого вы там видите?

Дети. Мы видим космонавтов.

Логопед. Что делают космонавты?

Дети. Они работают в открытом космосе.

Логопед. Чем они заняты?

Дети. Они монтируют оборудование.

Логопед. Как выглядят космонавты?

Дети. На них серебристые скафандры.

Логопед. Для чего нужны скафандры?

Дети. Они защищают космонавтов.

Логопед. Кроме того, в них есть системы, обеспечивающие дыхание, — ведь в космосе нет кислорода. Где космонавты монтируют оборудование?

Д е т и. На орбитальной станции.

Логопед. Расскажите о планетах, которые вы видите.

Дети. Мы видим голубую прекрасную Землю и серую Луну.

Логопед. Теперь расскажите о космосе, который окружает космонавтов. Какой он?

Дети. Космос необъятный, бездонный, черный. В нем много звезд. В космосе очень красиво.

4. Подвижная игра «В открытом космосе». [Развитие творческого воображения, общей моторики, координации движений.]

Логопед. Мы оказались в открытом космосе. Вы уже знаете, что здесь безвоздушное пространство, невесомость. Все движения в невесомости замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в невесомости.

Дети изображают движения в невесомости.

             5.Рассказ по картине. [Развитие связной речи, памяти, мышления. Формирование целостного представления об изображенном на картине.]

Ответы детей. Художник изобразил на картине черный бездонный космос. В космосе много звезд и очень красиво. Мы видим голубую Землю и маленькую серую Луну.

6. Чтение предложений по карточкам. [Совершенствование навыка чтения.]

Логопед достает конверт.

Логопед. У меня есть еще одно задание для космонавтов. Прочитайте, что на карточке написано.

Дети. Это космос.

Дети. А вот космонавт.

Дети. Космонавт чинит (рисунок: орбитальная станция).

Дети. У космонавта (рисунок: инструменты).

7. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Магнитная доска, алгоритм для составления рассказа о профессии, картинка с изображением космонавта, картинка с изображением космического корабля на орбите Земли, плоскостные изображения звезд.

Предварительная работа. Повторение плана рассказа о профессии на занятии по развитию речи.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными мужского и женского рода). Объявление темы занятия.]

Логопед. Посмотрите на картинки. Скажите, что на них нарисовано.

Дети. Три звезды.

Дети. Шесть звезд.

Дети. Два спутника.

Дети. Пять спутников.

2. Составление предложений по картинкам. [Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]

 Логопед. Рассмотрите картинки. Расскажите, что делает на них космонавт.

Дети выполняют задания логопеда.

Дети. Космонавт идет к космическому кораблю.

Дети. Космонавт стоит около космического корабля.

3. Игра «Скажи наоборот». [Развитие словаря (подбор слов-антонимов).]

Логопед. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». В солнечный день очень светло, а в космосе...

Дети. ...темно.

Логопед. Летом на солнце очень жарко, а в космосе...

Дети. ...холодно.

Логопед. На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе...

Дети. ...медленно.

4. Подвижное упражнение «Ракета» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Космос»). [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.

5. Рассказ о космонавте по схеме. [Развитие связной речи.] Логопед помещает на магнитную доску картинку с изображением космонавта и схему составления рассказа.

Логопед. А сейчас вы расскажете о космонавте по известному вам плану.

Сначала надо сказать, как называется профессия, потом — где работает этот человек, что делает, что ему нужно для работы.

Ребенок. Это космонавт. Он работает на орбитальной станции. Там он проводит научные опыты, исследования. Для работы ему нужны приборы, инструменты.

6. Отгадывание загадок по теме «Космос». [Развитие речевого слуха и мышления.]

Логопед. И наконец, отгадайте загадки, которые я приготовила для вас.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную...

Дети. ...ракету

Логопед. Слушайте вторую загадку.

Блин в окошко виден Тане.

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел...

Поделиться не хотел!

Дети. Это Луна.

Логопед.   Поле не меряно,

                                  Овцы не считаны,

                                  Пастух рогатый.

Дети. Это небо, звезды и месяц.

Логопед. Отлично! Вы не только отгадали загадки, но и сумели дать правильные объяснения.

7. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме, для детей 4 – 5 лет .

Недостаточность методических разработок по данному типу дошкольных учреждений вызвала трудности в организации образовательного процесса. Эта проблема подтолкнула нас внести свои коррективы в сис...

Конспект занятия по лексической теме "Домашние животные"

Цель занятия : развивать у детей словарь и грамматические признаки языка....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"

Конспект занятия по лексической теме "Животные жарких стран"...

конспект занятия по лексической теме "Весна"

Совершенствование диалогической формы речи,  совершенствование мыслительной деятельности, развитие интонационной  выразительности речи, совершенствование  навыка связного речевого выска...

Конспект занятия по лексической теме «Одежда» в старшей группе «Лучики»

Коррекционно-образовательные цели: Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй  речи, учить  образовывать существительные  множественного числа; уч...