Конспект занятия в старшей группе по формированию фонетико - фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамоте Звуки Ф,Фь буква Ф.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Смирнова Татьяна Игоревна

Конспект занятия в старшей группе  по формированию фонетико -  фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамоте

Звуки Ф,Фь буква Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fonetika_gramota_starshaya_gruppa.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе  по формированию фонетико -  фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамоте

Звуки Ф,Фь буква Ф.

Задачи:

1)Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуками Ф и Фь, научить

характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам.

2) Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей фонематические процессы: звуковой анализ слогов;

— упражнять в составлении предложений и делении

их на слова;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную

моторику;

— развивать просодические компоненты речи.

3) Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать самоконтроль за вновь поставленными

звуками.

Оборудование:

Демонстрационный материал: демонстрационные доски, зеркала,  предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ф, Фь; буква Ф, тазик с водой, кораблик,  карта, треуголка,  дидактическое пособие «Раковина», магнитные карточки для  выкладывания слоговой схемы и схемы предложения,

Раздаточный материал:   наборы для выкладывания слоговой схемы и

схемы предложения, разрезные буквы, простые карандаши, тетради.

Ход занятия.
I. Вводная часть.

Дети стоят в кругу.

Логопед:

 - Ребята, сегодня мы свами отправимся в страну Фантазию .  

Закройте глаза и покружитесь , а я прочитаю волшебное заклинание:

- Покружись, покрутись, в стане Фантазии окажись.

(в это время логопед одевает треуголку).

 II. Основная часть.

- Здравствуйте дети, меня зовут капитан Флинт.  Я отправляюсь на необитаемый остров в поисках пиратских сокровищ и собираю команду смелых и отважных ребят.

- А не боитесь, ли вы, отправится со мной в морское путешествие? Хватит ли у вас смелости и сил? (ответы детей)

Л: Сейчас я проверю вашу силу. Давайте сделаем гимнастику  для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

1."Улыбочка" Губы растянуты в виде улыбки,  не обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

 2."Заборчик" Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки.  Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с.

3."Накажем непослушный язычок" Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя.

4."Трубочка" Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

5."Оближем губки" Широким кончиком языка облизать по часовой стрелке сначала  верхнюю губу затем нижнюю. Рот при этом не закрывать. Упражнение; повторить 5—6 раз.

6. «Кролик».
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
7.«Расческа»

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Работа над развитием дыхания .

Логопед: - Молодцы, вы справились, и я беру вас в свою команду. Сейчас мы отправимся в порт, где пришвартован мой корабль « Фантазия».

Дети подходят к столу с тазиком с водой, в котором плавает кораблик.

 - Теперь нам нужен попутный ветер.

Дыхательная гимнастика.

 Дети вдыхают через нос, выдыхают через рот, дуют на кораблик.

(индивидуально и вместе, сильно и слабо).

Знакомство со звуками Ф, Фь

Логопед: Занимайте места на корабле.

Дети садятся на стулья.

 Логопед показывает карту.

- По этой карте мы с вами доберемся до необитаемого острова. Посмотрите, что изображено на карте. ( на карте 2 картинки: флаг и фен)

- С какого звука начинается слово «флаг»?

- С какого звука начинается слово «фен»?

Сегодня мы с вами познакомимся с ними.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков

Ф, Фь с наблюдением за положением артикуляции

в зеркале и при тактильно-вибрационным контроле

(рука на горлышке). Характеристика звуков

Ф, Фь. Звук Ф — согласный, твердый, глухой

обозначаем синим цветом.

 Звук Фь — согласный, мягкий, глухой,  обозначаем зеленым цветом.

Чем эти звуки похожи, а чем они

отличаются?

Связь звуков и буквы.

Дети садятся за столы.

Занимайте свои места на корабле, садитесь за столы.

 - Посмотрите ребята на нашем борту раковина, которую принесло нам волной.

На ней буква Ф, а внутри этого домика жемчужины Ф и Фь.

 Логопед предлагает из частей каждому ребенку выложить букву Ф.

Развитие фонематического слуха.

-Ну, бравые матросы,  теперь я проверю, как вы умеете выполнять команды.

Громко звонко повтори:

фа – фу – фи,

фи – фа – фу,

фе – фа - фэ

(хоровые и индивидуальные ответы)

Закрепление звуков в слогах.

- Ребята посмотрите, что то впереди виднеется, но сквозь этот туман ничего не видно, приготовим сигнальные огни.

Звуковой анализ слогов ФА,ФИ. Выкладывание схемы этих слогов.

Физминутка «Морская».

Логопед: Туман рассеялся, полный вперед! Повторяйте за мной.

Мои руки – это волны,

Ветер гонит их вперед.

 Мои руки – крылья чаек,

 Небо их к себе зовет.

Мои руки – это рыбки,

Плавают туда – сюда,

Мои руки – это крабы,  

Разбежались кто куда.

Спустимся на дно морское,

Там кораллы словно ветки,

Как змея ползет мурена

И акула отдыхает…

Снится море ей, наверно.

(Движения выполняются по тексту).

 Закрепление звука в словах.

Дети садятся за столы.

- Кажется, мы сели на мель…..давайте спустимся посмотреть, в чем же дело.

Посмотрите, здесь разбросаны слова, в которых потерялись звуки Ф и Фь и не знают, где  же они живут, в начале середине или конце слова.

«Определение звука в слове»

Выставляются картинки , в которых дети определяют место звука Ф и Фь в словах. Деление слов на слоги.

Закрепление звуков в предложениях.

Логопед: Как же нам выбраться отсюда? Я знаю, нам поможет карта. Вспомните, что нарисовано на карте? Чтобы нас корабль «Фантазия» продолжил путь к необитаемому острову, надо придумать предложения со словами «флаг» и «фен».

Логопед предлагает набор слов: фен, волосы, сушить; команда, флаг, поднять.

Составление предложений со словами и выкладывание схемы на доске.

- Сколько в этом предложении и слов?

- Какое первое?

- С какой буквы мы пишем первое слово?

 - Какое второе слово?

 - Какое третье слово?

- Что ставиться в конце предложения?

Закрепление звука в тексте.

Логопед: Наше путешествие продолжается, новое задание вам матросы. Послушайте стихотворение и назовите слова, со звуком Ф или Фь, которые встречаются в нем.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратит в букет.

Фея выскочит оттуда.

Фокус это или чудо?

В, Берестов

Пальчиковая гимнастика.

Логопед: - Ой, ребята, на нашем пути большой осьминог, он нас просто так нас не отпустит, надо скорее показать ему какие у нас тоже ловкие пальчики как у него щупальца.

Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.

Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука – с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).

Могут плавать вверх и вниз,

Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки – вниз.

Сальто сделают на бис,

Ладони переворачиваются в воздухе.

Вправо проплывут и влево –

Тренируются умело.

Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки влево, затем наоборот.

Логопед: Полный вперед! - Держим курс на восток - на таинственный остров сокровищ. Там мы и найдем сундук с сокровищами, но нужно записать и выполнить задание в наш бортовой журнал. У каждого он свой.

Штриховка.

- Откройте тетради, нужно заштриховать корабли.

III. Заключительная часть.

Логопед: Вот мы и достигли необитаемого острова. Прошу команду покинуть корабль.

-А вот и пиратский сундук с сокровищами.  Как же его открыть?

Давайте вспомним с какими звуками познакомились ? Чем отличаются эти звуки друг от друга?

-Ура! Сундук открылся.

Логопед раздает шоколадные монеты детям.

 - Благодарю вас, бравые матросы, за службу. Вам теперь пора обратно в детский сад. Покрутись, покружись, в детский сад вернись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)

Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Звуки [М, М\']. Семья.

Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализав старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР ....