Конспект занятия в старшей группе по формированию фонетико - фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамоте Звуки Ф,Фь буква Ф.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по формированию фонетико - фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамоте
Звуки Ф,Фь буква Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_fonetika_gramota_starshaya_gruppa.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по формированию фонетико - фонематической системы языка и подготовке к обучению и грамоте
Звуки Ф,Фь буква Ф.
Задачи:
1)Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуками Ф и Фь, научить
характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам.
2) Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематические процессы: звуковой анализ слогов;
— упражнять в составлении предложений и делении
их на слова;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику;
— развивать просодические компоненты речи.
3) Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать самоконтроль за вновь поставленными
звуками.
Оборудование:
Демонстрационный материал: демонстрационные доски, зеркала, предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ф, Фь; буква Ф, тазик с водой, кораблик, карта, треуголка, дидактическое пособие «Раковина», магнитные карточки для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения,
Раздаточный материал: наборы для выкладывания слоговой схемы и
схемы предложения, разрезные буквы, простые карандаши, тетради.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Дети стоят в кругу.
Логопед:
- Ребята, сегодня мы свами отправимся в страну Фантазию .
Закройте глаза и покружитесь , а я прочитаю волшебное заклинание:
- Покружись, покрутись, в стане Фантазии окажись.
(в это время логопед одевает треуголку).
II. Основная часть.
- Здравствуйте дети, меня зовут капитан Флинт. Я отправляюсь на необитаемый остров в поисках пиратских сокровищ и собираю команду смелых и отважных ребят.
- А не боитесь, ли вы, отправится со мной в морское путешествие? Хватит ли у вас смелости и сил? (ответы детей)
Л: Сейчас я проверю вашу силу. Давайте сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
1."Улыбочка" Губы растянуты в виде улыбки, не обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.
2."Заборчик" Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с.
3."Накажем непослушный язычок" Рот приоткрыть, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя.
4."Трубочка" Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.
5."Оближем губки" Широким кончиком языка облизать по часовой стрелке сначала верхнюю губу затем нижнюю. Рот при этом не закрывать. Упражнение; повторить 5—6 раз.
6. «Кролик».
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
7.«Расческа»
«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.
Работа над развитием дыхания .
Логопед: - Молодцы, вы справились, и я беру вас в свою команду. Сейчас мы отправимся в порт, где пришвартован мой корабль « Фантазия».
Дети подходят к столу с тазиком с водой, в котором плавает кораблик.
- Теперь нам нужен попутный ветер.
Дыхательная гимнастика.
Дети вдыхают через нос, выдыхают через рот, дуют на кораблик.
(индивидуально и вместе, сильно и слабо).
Знакомство со звуками Ф, Фь
Логопед: Занимайте места на корабле.
Дети садятся на стулья.
Логопед показывает карту.
- По этой карте мы с вами доберемся до необитаемого острова. Посмотрите, что изображено на карте. ( на карте 2 картинки: флаг и фен)
- С какого звука начинается слово «флаг»?
- С какого звука начинается слово «фен»?
Сегодня мы с вами познакомимся с ними.
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное произнесение звуков
Ф, Фь с наблюдением за положением артикуляции
в зеркале и при тактильно-вибрационным контроле
(рука на горлышке). Характеристика звуков
Ф, Фь. Звук Ф — согласный, твердый, глухой
обозначаем синим цветом.
Звук Фь — согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.
Чем эти звуки похожи, а чем они
отличаются?
Связь звуков и буквы.
Дети садятся за столы.
Занимайте свои места на корабле, садитесь за столы.
- Посмотрите ребята на нашем борту раковина, которую принесло нам волной.
На ней буква Ф, а внутри этого домика жемчужины Ф и Фь.
Логопед предлагает из частей каждому ребенку выложить букву Ф.
Развитие фонематического слуха.
-Ну, бравые матросы, теперь я проверю, как вы умеете выполнять команды.
Громко звонко повтори:
фа – фу – фи,
фи – фа – фу,
фе – фа - фэ
(хоровые и индивидуальные ответы)
Закрепление звуков в слогах.
- Ребята посмотрите, что то впереди виднеется, но сквозь этот туман ничего не видно, приготовим сигнальные огни.
Звуковой анализ слогов ФА,ФИ. Выкладывание схемы этих слогов.
Физминутка «Морская».
Логопед: Туман рассеялся, полный вперед! Повторяйте за мной.
Мои руки – это волны,
Ветер гонит их вперед.
Мои руки – крылья чаек,
Небо их к себе зовет.
Мои руки – это рыбки,
Плавают туда – сюда,
Мои руки – это крабы,
Разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское,
Там кораллы словно ветки,
Как змея ползет мурена
И акула отдыхает…
Снится море ей, наверно.
(Движения выполняются по тексту).
Закрепление звука в словах.
Дети садятся за столы.
- Кажется, мы сели на мель…..давайте спустимся посмотреть, в чем же дело.
Посмотрите, здесь разбросаны слова, в которых потерялись звуки Ф и Фь и не знают, где же они живут, в начале середине или конце слова.
«Определение звука в слове»
Выставляются картинки , в которых дети определяют место звука Ф и Фь в словах. Деление слов на слоги.
Закрепление звуков в предложениях.
Логопед: Как же нам выбраться отсюда? Я знаю, нам поможет карта. Вспомните, что нарисовано на карте? Чтобы нас корабль «Фантазия» продолжил путь к необитаемому острову, надо придумать предложения со словами «флаг» и «фен».
Логопед предлагает набор слов: фен, волосы, сушить; команда, флаг, поднять.
Составление предложений со словами и выкладывание схемы на доске.
- Сколько в этом предложении и слов?
- Какое первое?
- С какой буквы мы пишем первое слово?
- Какое второе слово?
- Какое третье слово?
- Что ставиться в конце предложения?
Закрепление звука в тексте.
Логопед: Наше путешествие продолжается, новое задание вам матросы. Послушайте стихотворение и назовите слова, со звуком Ф или Фь, которые встречаются в нем.
Фокусник во фрак одет,
Факел превратит в букет.
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
В, Берестов
Пальчиковая гимнастика.
Логопед: - Ой, ребята, на нашем пути большой осьминог, он нас просто так нас не отпустит, надо скорее показать ему какие у нас тоже ловкие пальчики как у него щупальца.
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки.
Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука – с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).
Могут плавать вверх и вниз,
Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки – вниз.
Сальто сделают на бис,
Ладони переворачиваются в воздухе.
Вправо проплывут и влево –
Тренируются умело.
Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки влево, затем наоборот.
Логопед: Полный вперед! - Держим курс на восток - на таинственный остров сокровищ. Там мы и найдем сундук с сокровищами, но нужно записать и выполнить задание в наш бортовой журнал. У каждого он свой.
Штриховка.
- Откройте тетради, нужно заштриховать корабли.
III. Заключительная часть.
Логопед: Вот мы и достигли необитаемого острова. Прошу команду покинуть корабль.
-А вот и пиратский сундук с сокровищами. Как же его открыть?
Давайте вспомним с какими звуками познакомились ? Чем отличаются эти звуки друг от друга?
-Ура! Сундук открылся.
Логопед раздает шоколадные монеты детям.
- Благодарю вас, бравые матросы, за службу. Вам теперь пора обратно в детский сад. Покрутись, покружись, в детский сад вернись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты (в старшей группе)
Примерный план занятий по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза (старшая группа)...
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М
Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 4-5 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопеда ДОУ....
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопедам ДОУ....
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 3-4 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопедам ДОУ....
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию фонетико-фонематической системы языка по теме "Звуки Б, БЬ. Буква Б"
Данный конспект представлен в рамках систематической логопедической работы с воспитанниками коррекционной группы....
Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализа в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР. Звуки [М, М\']. Семья.
Занятие по формированию фонетико-фонематической системы языка и звукового анализав старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР ....