Проект «Лимерик – как одно из средств развития связного высказывания у старших дошкольников»
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста. Позволяет интересно организовать работу по развитие словесного творчества детей через использование ТРИЗтехнологии .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краткосрочный творческий проект | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Улыбка»
Карасукского района Новосибирской области
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проект «Лимерик – как одно из средств развития связного высказывания у старших дошкольников»
Составитель: учитель – логопед
Попова Лариса Анатольевна
“Речь - удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.”
Георг Гегель
Введение
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:
· владение речью как средством общения и культуры;
· обогащение активного словаря;
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развитие речевого творчества;
· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы: развития связного высказывания у старших дошкольников
Актуальность
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным и у любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методов для конкретного ребенка.
Существует множество ТРИЗовских технологий и игр для работы с дошкольниками.
Одна из таких технологий называется –Лимирик.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Вид проекта: творческий, речевой.
Длительность: краткосрочный.
Участники: дети, учитель – логопед, воспитатели, родители группы комбинированной направленности № 6 «Пчелки»,
Цель: повышение уровня сформированности связного высказывания у старших дошкольников, развитие словесного творчество детей через использованием ТРИЗтехнологии .
Задачи проекта для педагога:
- Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательного процесса
- Разработать перспективный план. Познакомить с моделью построения лимериков
- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас, использовать образные слова и выражения, развивать выразительность речи.
- Воспитывать интерес к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества.
- Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения речевой активности ребенка.
Задачи проекта для детей
- Научиться создавать совместно с воспитателями и родителями лимерики
- Научиться подбирать рифмованные тексты
- Научиться фантазировать
Ожидаемый результат
- развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей
- формирование умений адекватно подбирать рифмованные тексты
- практическое овладение четкой структурой составления лимериков
Продукт
- Оформление совместной книжки - малышки с лимериками
4. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с «04» ноября 2019 г. по «29» ноября 2019 г.
1. Подготовительно-проектировочный этап
Цель: - Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта
- Разработка плана мероприятий для реализации проекта.
- Подбор упражнений и заданий для подготовки детей к составлению лимерика.
- Анкитирование родителей
Сроки: 1 неделя
2. Практический этап
Цель: - Реализация комплексного плана мероприятий
Сроки: 2 – 3 неделя
3. Обобщающе - результативный этап
Цель: - Проанализировать эффективность работы с детьми по умению составлять
лимерики.
- Оформление в группе совместной книжки - малышки с лимериками
Сроки: 4 неделя
План мероприятий
1. | Консультация для педагогов: «Использование технологии ТРИЗ. Этапы работы по составлению лимериков» |
2. | Беседа с детьми на тему: «Что такое лимерики» |
3. | Анкетирование родителей. Тема: "Применение ТРИЗ - технологии в образовании детей дошкольного возраста" |
4. | Проведение с детьми игровых заданий и упражнений по развитию умения составлять лимерики. |
5. | Папка – передвижка для родителей: «Что такое лимерик» |
6. | Знакомство детей с моделью построения лимериков. |
7. | Знакомство родителей с буклетом «Как составить лимерик» |
8. | Домашнее задание. Вместе с ребенком: «Придумай, запиши, нарисуй» |
9. | Оформление в группе совместной книжки - малышки с лимериками
|
Реализация проекта:
Лимерики. Что это такое?
Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).
Цель: Расширение кругозора детей; развитие памяти, творческого воображения и устной речи детей.
Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова.
Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).
Лимерики легко придумать, так как они имеют четкую структуру строения, изменять которую нельзя. Четко выполнив алгоритм создания лимерика, Вы получите собственное стихотворение. Оказывается, поэтом может стать каждый, пусть даже сочиняя шуточные стихи – лимерики.
Сюжет лимерика.
В лимериках обычно описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, причем юмор обычно понимается в английском стиле, некая чудаковатость, парадоксальность, ирония, даже абсурд – все это весьма ценится. Каждая строчка несёт определённую ролевую нагрузку, отвечает за отведённую ей часть развития сюжета.
Форма лимерика.
Форма лимериков была строго закреплена: они состояли из пяти строк. В первой, довольно длинной строке, обычно описывается, кто и где жил да был; вторая, тоже довольно длинная строка, знакомит с какой-то интересной особенностью героя; третья и четвертая строки – короткие, они повествуют о неожиданных, а подчас невероятных событиях; пятая строка – довольно длинная и самая смешная (иногда она похожа на первую). Рифма в лимериках строго фиксирована: первая и вторая строки рифмуются с пятой строкой, а третья – с четвертой.
Основная форма работы по составлению лимерик - игровые задания и упражнения, которые провожу с детьми в определенной последовательности.
1.«Складные картинки» | Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов. Методические рекомендации Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова. ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Квак». |
2.«Придумай рифмованное слово» |
Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова. Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки. ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска». Методические рекомендации Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи. ПР: - называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»; - называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»; - называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»; - называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко |
3«Придумаем рифмованные строчки» |
Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию. Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию. ПР: «Жил-был рак и был похож на мак». Методические рекомендации Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак). В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил- был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). |
4.«Составление лимериков» |
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы. Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика: Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми. |
5.«Сочиняем разные лимерики» |
Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов. Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало « Если бы…., но не…»: Если бы певунья-птичка была красивой, как синичка, По дороге б она за жуком не бежала, А потом на траве долго не лежала. Вот какое правило должна знать птичка. Затем предложить детям новые слова зачина «Что было бы…, если бы…» и самостоятельно переделать знакомый лимерик: Что было бы, если бы певунья-птичка Была не такой красивой, как синичка, То за жуком бы она не бежала, И долго потом на траве не лежала. Лучше пусть бы она в небесах полетала.
|
Знакомство с моделью построения лимериков:
1) расскажу вам про (на что похоже?
Что делал? Чем занимался)
Вывод: вот какой был…
2) у меня есть (на что похоже?
Что делал? Чем занимался?
Вывод: вот какой был…
3) если бы (объект… был бы …
что делал? С кем общался?
Вывод: вот какой был.
4) Жила – была… какой?
Что делал? С кем общался?
Вывод: вот какой был…
Воспитатель предлагает сочинить стихи, вместе с детьми подбирают пары слов, схожих по звучанию: синичка – птичка, бежала – летала, затем выбирают модель лимерика и сочиняют текст.
Анкета для родителей
"Применение ТРИЗ - технологии в образовании детей дошкольного возраста"
Ваш возраст ________________ образование____________________________
Возраст и пол Вашего ребенка ___________________________
1.Знакома ли Вам ТРИЗ-технология?
а) я хорошо знаком(а) с ней;
б) слышал(а) и хотел(а) бы подробнее познакомиться с ней;
в) не знакома, но хотел(а) бы познакомиться;
г) не знакома, не интересует.
2. Интересует ли Вас информация о применении ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста? Ели, «да»,то в каком виде Вы хотели бы ее получать?
а) ДА, интересует, хотел(а) бы получать через:
• Методическую литературу;
• Индивидуальные консультации и беседы;
• Мастер-классы;
• Другое (напишите)
б) Нет, не интересует;
в) Не задумывалась (-ался).
3. Любознателен ли Ваш ребёнок?____________________________________________
4. Как Вы поощряете его любознательность? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Делится ли с Вами ребенок знаниями и впечатлениями, полученными в детском саду?
а) да, всегда
б) часто
в) редко
г) никогда
6. Побуждаете ли Вы ребенка самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы?____________________________________________________________________
Если «да», то как? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Как Вы себя ведете, если затрудняетесь ответить на тот или иной ответ ребенка?
а) говорите, что не знаете и просите подождать, пока не узнаете правильный ответ;
б) говорите «вырастешь, сам узнаешь»;
в) сердитесь, говорите «отстань от меня со своими вопросами»;
г) вместе ищите правильный ответ;
д) ваше мнение, укажите ________________________________________________________
8. Любит ли Ваш ребенок играть в интеллектуальные игры?
а) да, очень любит и просит поиграть вместе с ним;
б) может поиграть, если я предложу, заинтересую;
в) не играет, даже если я побуждаю;
г) не обращал(а) внимание
9. Читаете ли Вы ребенку познавательную литературу (энциклопедии, журналы и пр.)?
а) да, постоянно
б) часто
в) иногда
г) нет
10. К каким источникам информации обращается Ваш ребенок, познавая окружающий мир?
а) общается со взрослыми, задает вопросы
б) общается со сверстниками
в) смотрит телевизионные передачи познавательного характера, мультфильмы
г) экспериментирует
д) читает энциклопедии
е) другое (напишите) __________________________________________________________
11. Любит ли ваш ребенок фантазировать? _____________________________________________
а) если «да», то в какой области:
б) придумывает и рисует интересные рисунки,
в) любит сочинять рассказы, стихи, сказки
г) придумывает игры, сюжеты игр.
д) другое (напишите) _________________________
12. Как Вы относитесь к внедрению ТРИЗ-технологии в образовательный процесс в нашей группе?
а) положительно;
б) отрицательно, традиционные подходы лучше
в) не определилась, .т.к. не разбираюсь в ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.
Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...
Презентация «Пейзажная картина, как средство развития связной речи у старших дошкольников»
Изучение особенностей построения дошкольниками описательных рассказов по пейзажной картине....
Презентация " Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников"
Использование интеллект-карт для развития речи старших дошкольников...
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников
Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать ...
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....
Статья «Сказка, как одно из средств развития связной речи у старших дошкольников»
В статье говорится об актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников. Рассказывается об одном из главных источников развития речевых процессов – сказке....
Консультация для родителей: «Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».
Консультация для родителей:«Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».В настоящее время значительно возр...