Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать предметно – логические связи, определённую композицию, подбирать нужные слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников
Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать предметно – логические связи, определённую композицию, подбирать нужные слова.
Под творческим принято понимать рассказывание
• по предложенным сюжетам ;
• по вымышленным ситуациям, которых на самом деле не было;
• дети самостоятельно придумывают сказки или рассказы.
В сентябре проведена диагностика, предложенная «Личным кабинетом дошкольника». В критериях «Я сочинитель» использовали показатель «Составляет связный рассказ». Анализ показал, что 50% детей сочинили рассказ, 35% детей сочинили рассказ с помощью воспитателя по наводящим вопросам, 15% детей затруднились сочинить рассказ. Выявили, что дети затрудняются:
1) в составлении рассказа, сохраняя все структурные элементы;
2) рассказать начало и продолжение истории;
3) сочинить сказку на заданную тему;
4) использовать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
По этим задачам построена дальнейшая работа. Много времени уделено индивидуальной работе с детьми, которые затруднились сочинении рассказов, в подборе нужных слов, в построении сложных предложений. Использовала дидактические игры: «Отгадай-ка!», «Радио». Дети описывали предмет, выделяя существенные признаки, использовали сложные предложения, находили нужные слова /прилагательные/. Следующий вариант- придумывание загадки о этом предмете. Усложнялось задание придумыванием истории, начало которой известно, завершилась эта игра придумыванием сказки по схеме воспитателя. В дидактической игре «Радио» учились рассказывать о событиях. Которые были на самом деле. Это праздники в детском саду, спортивные соревнования между группами. Побуждала наводящими вопросами к использованию в рассказах сложных предложений, подбирали определения, чтобы рассказы были красивые и интересные. Сначала роль диктора была моей. Вместе с детьми разбирали структуру моего рассказа / начало, середина, конец /. Роль передавалась ребёнку, который сочинял свой рассказ, не повторяя рассказ воспитателя. Усложнилось задание тем,что дети сочинили истории, которых не было на самом деле, но было известно начало истории. Так по этапам игр в индивидуальной работе дети учатся сочинять творческие рассказы.
Большое значение в обучении творческому рассказыванию имеет предварительная работа с детьми. В играх, предложенных О. С. Ушаковой «Как сказать правильно?», «Что сначала, что потом?», «Кто больше увидит и назовёт?» дети учились строить разные типы высказываний / описание, повествование, рассуждения /, соблюдать их структуру. Использовали наглядность : картины сюжетные, серии картинок, силуэты, геометрические символы, модели- схемы. Дети самостоятельно могут создать модель- схему какого - либо рассказа. Используя беседы с детьми по наводящим вопросам, учила видеть не только то что изображено на картине, но и додумывать предыдущие и последующие события /что произошло? что случилось дальше? чем закончилось?. / На коротком рассказе Бианки «Купание медвежат» и р. н. сказке «Лиса и козёл» учились составлять модели – схемы условными рисунками. Используя их, дети легко пересказали сюжет этих произведений. Составление схем символами перенесли на сочинение творческих рассказов.
Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию на занятии включает сочинение повествовательного рассказа. Дети могут ориентироваться на реальные предметы или картины. Так перед составлением рассказа «На лесной полянке» опирались на опыт детей. В беседе вспомнили то, что дети видели, когда с родителями ходили в лес и оказались на лесной полянке. Рассматривали картинки, иллюстрации полянок, учились подбирать нужные слова, строить сложные предложения. Анализируя рассказ воспитателя, познакомились со структурой рассказа \ начало –завязка, середина – кульминация, как развивается действие, конец – развязка \. После предварительной работы проведено диагностическое занятие на данную тему. Начало и конец рассказа одинаковые для всех, середину рассказа дети рисовали модель- схему условными символами. Условие- рассказ должен быть коротким и интересным, план- схема умещаться на одной полосе листа. После самостоятельного творческого процесса заслушали рассказы детей. После рассказов давалась оценка самим автором и товарищами. \ Каким получился рассказ? Помогла ли тебе план- схема? Сможешь ли рассказать маме? твоему другу?\ Рассказы всех детей записала и оформила в книжку. Проведена повторная диагностика. Самостоятельно сочинили рассказ- 65% детей, 25%-сочинили с помощью воспитателя по наводящим вопросам, затруднились в сочинении рассказа- 10%. С отстающими детьми проведена индивидуальная работа по составлению плана- схемы и сочинению по нему рассказа.
Продолжая работу по составлению творческого рассказа, использовала серию сюжетных картин о осени. Предложила детям поделиться на пять групп по симпатии, выбрать сюжетную картинку и сочинить по ней рассказ. Каждая группа рассказала о своей картине несколькими предложениями. Записала рассказ и прочитала детям. Дали оценку коллективному творчеству по вопросам : Есть ли у рассказа начало, середина, конец? Последовательно ли рассказали? Каким получился рассказ? На следующем занятии использовала эти же картины. По модель- схеме воспитателя дети придумывали начало и конец рассказа.
Чтобы подготовить детей к придумыванию сказок, обратилась к творчеству по аналогии. Вспомнили с детьми любимую сказку «Красная шапочка». В предварительной работе пересказали её по картинкам. Рассмотрели силуэты этих картинок. Проведено занятие «Маленькие сочинители», на котором дети придумывали новые истории к этой сказке, модель- схему которых выкладывала силуэтами. Так на одном занятии мы сочинили несколько вариантов сказки.
Написала и провела КОП по творческому рассказыванию «Как Ёжик Зайца выручил» с целью придумывание сказки на заданную тему. Обратилась к модели – круг, объяснила детям, что начало \ н\ и конец \ к \ занимают малую часть круга, они короткие. Середина сказки- большая часть круга,в ней происходят сказочные истории Ежа и Зайца. Договорились, какими символами нарисуем героев, их действия, а последовательность укажем стрелкой. Задание выполнили все дети, с интересом слушали сказки друзей, дали положительные оценки. Все сказки записала и оформила в книжку.
Привлекли родителей к нашему творческому процессу. Дома с детьми родители составили рассказ из личного опыта «Летние истории», записали его, нарисовали, оформили в книжку. В группе дети рассказали по книжке о летних историях.
Работа по творческому рассказыванию продолжается. Мониторинг показал, что 75%детей самостоятельно сочиняют рассказы и сказки, 15%- сочиняют по наводящим вопросам, 10%- затрудняются в сочинении. Дети знакомы со структурой рассказа и сказки, сочиняют начало и продолжение истории, сочиняют сказку на заданную тему, используют в речи сложные предложения.
Сорокина Ирина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников
Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на тему "Путаница"
Занятие №2...
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.
Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...
«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...
«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
laquo;Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»...