Консультация для родителей: «Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».
учебно-методический материал (старшая группа)
Консультация для родителей:
«Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».
В настоящее время значительно возрос процент детей страдающих различными речевыми нарушениями, мне как музыкальному руководителю работающему с данной категорией детей приходится искать различные новыетехнологии, методы и приѐмы работы. Ведь дети логопаты имеют не только речевые нарушения, но и, как правило, у них страдает общая и мелкая моторика, нарушено чувство ритма. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребѐнка, формируется личность человека. В настоящее время заметно усилился интерес к интегрированному использованию искусства не только в процессе художественного освоения и познания ребѐнком окружающего мира, но и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребѐнку с проблемами велики, так как предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Впервые идея применять речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Затем музыкально – речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран. В своей работе по музыкальному воспитанию детей я использую музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и речевых навыков. Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма – являются характерными и для речи.
Основные задачи музыкально - речевых игр:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуковысотный и динамический
слух; чувство ритма;
2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального
произведения.
3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и еѐ грамматический
строй.
4. Улучшать дикцию детей.
5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
7. Укреплять голосовой аппарат.
8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей
речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.
Музыкально - речевые игры.
Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми.
Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки,
считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем,
на лугу», «Чики – чики – чикалочки», «Андрей – воробей», «Ходит зайка по
саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь – дон, динь – дон!
Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.
Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии применяется один звук по высоте или два (в терцию).
Жестикуляция, пластика, мимика в музыкально - речевой игре превращают еѐ в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Речевые игры со звучащими жестами.
Снег.
Как на горке – снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег. приседают на корточки, два шлепка по
коленям
И на ѐлке – снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под ѐлкой – снег, снег. приседают на корточки, два шлепка по
коленям
А под снегом спит медведь. притопы, покачивания корпуса с ноги на
ногу
Тише, тише – не шуметь! произносят шёпотом, указательный
палец к губам
Речевые игры с шумовыми и ударными музыкальными
инструментами (деревянные ложки и погремушки).
Вот пришли весѐлые матрѐшки. Тук – тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка. Трень – трень.
Он принѐс ребятам погремушки. Трень – трень.
Погремушки зазвенели – трень – трень – трень! Трень –трень – трень!
Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!
Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!
Будет весело играть наш оркестр целый день!
Речевые игры с использованием пальчиковой гимнастики.
«Жил да был один налим»
(народная потешка)
Жил да был один налим, - Плавные движения сложенными ладошками,
имитирующие движения плавников.
Два ерша дружили с ним. - Ладони раздвинуты; движение ладонями
порознь.
Прилетали к ним три утки - Руки сложены накрест, взмахи ладонями.
По четыре раза в сутки
И учили их считать: - Сжимают и разжимают кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять. - Загибают пальчики, начиная с большого.
«Пчела»
(В.Н. Нищева)
Прилетела к нам вчера - Машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель шмелѐк - На каждое название насекомого загибают
И весѐлый мотылѐк, - один пальчик.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. - Делают кружочки из пальчиков и подносят
их к глазам.
Пожужжали, полетали, - Машут ладошками.
От усталости упали. -Роняют ладони на стол или вдоль туловища.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Музыкально – речевые игры одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников».
В настоящее время значительно возрос процент детей страдающих различными речевыми нарушениями, мне как музыкальному руководителю работающему с данной категорией детей приходится искать различные новыетехнологии, методы и приѐмы работы. Ведь дети логопаты имеют не только речевые нарушения, но и, как правило, у них страдает общая и мелкая моторика, нарушено чувство ритма. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребѐнка, формируется личность человека. В настоящее время заметно усилился интерес к интегрированному использованию искусства не только в процессе художественного освоения и познания ребѐнком окружающего мира, но и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребѐнку с проблемами велики, так как предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Впервые идея применять речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Затем музыкально – речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран. В своей работе по музыкальному воспитанию детей я использую музыкально – речевые, артикуляционные и пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и речевых навыков. Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма – являются характерными и для речи.
Основные задачи музыкально - речевых игр:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуковысотный и динамический
слух; чувство ритма;
2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального
произведения.
3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и еѐ грамматический
строй.
4. Улучшать дикцию детей.
5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
7. Укреплять голосовой аппарат.
8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей
речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.
Музыкально - речевые игры.
Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми.
Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки,
считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем,
на лугу», «Чики – чики – чикалочки», «Андрей – воробей», «Ходит зайка по
саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь – дон, динь – дон!
Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.
Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии применяется один звук по высоте или два (в терцию).
Жестикуляция, пластика, мимика в музыкально - речевой игре превращают еѐ в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Речевые игры со звучащими жестами.
Снег.
Как на горке – снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег. приседают на корточки, два шлепка по
коленям
И на ѐлке – снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под ѐлкой – снег, снег. приседают на корточки, два шлепка по
коленям
А под снегом спит медведь. притопы, покачивания корпуса с ноги на
ногу
Тише, тише – не шуметь! произносят шёпотом, указательный
палец к губам
Речевые игры с шумовыми и ударными музыкальными
инструментами (деревянные ложки и погремушки).
Вот пришли весѐлые матрѐшки. Тук – тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка. Трень – трень.
Он принѐс ребятам погремушки. Трень – трень.
Погремушки зазвенели – трень – трень – трень! Трень –трень – трень!
Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!
Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!
Будет весело играть наш оркестр целый день!
Речевые игры с использованием пальчиковой гимнастики.
«Жил да был один налим»
(народная потешка)
Жил да был один налим, - Плавные движения сложенными ладошками,
имитирующие движения плавников.
Два ерша дружили с ним. - Ладони раздвинуты; движение ладонями
порознь.
Прилетали к ним три утки - Руки сложены накрест, взмахи ладонями.
По четыре раза в сутки
И учили их считать: - Сжимают и разжимают кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять. - Загибают пальчики, начиная с большого.
«Пчела»
(В.Н. Нищева)
Прилетела к нам вчера - Машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель шмелѐк - На каждое название насекомого загибают
И весѐлый мотылѐк, - один пальчик.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. - Делают кружочки из пальчиков и подносят
их к глазам.
Пожужжали, полетали, - Машут ладошками.
От усталости упали. -Роняют ладони на стол или вдоль туловища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...
"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...
Речевое творчество как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников
Развитие коммуникативных навыков посредством речевого творчества...
Проект «Лимерик – как одно из средств развития связного высказывания у старших дошкольников»
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста. Позволяет интересно организовать работу по развитие словесного творчества детей через использование ТРИЗтехнологии...
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье: Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников.
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье:Музыкально – речевые игры- одно из средств развития коммуникативно - речевых умений старших дошкольников....
Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя иг...
Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя иг...