Использование игр с песком в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Юнгианская песочница. Примеры игр и упражнений в решении коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igr_s_peskom_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда.
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».
К.Г. Юнг
Жизнь не стоит на месте и диктует новые тенденции, подходы, техники в обучении детей. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, повысить речевую мотивацию, закрепить полученные знания, умения, навыки необходимо наряду с непосредственной деятельностью использовать и нетрадиционные формы обучения.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества - глиной, пластилином, красками - он имеет ряд преимуществ. Мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях. Создание песочных композиций не требует особых умений, что особо важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Это не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения.
Сюжетно-тематическая организация игр позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Песочная терапия помогает преодолеть и скорректировать речевые нарушения. На занятиях с использованием песочной терапии не только проводится работа над словом, но и готовится почва для последующей коррекции речевых расстройств. Через игры с песком мы можем воздействовать на ребенка, корректировать в ненавязчивой форме нарушения, так как эти игры – одна из форм естественной активности ребенка.
Незатейливые упражнения с песком играют большую роль в развитии психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, в ходе их ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что также способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Приведем пример игр и упражнений, которые можно использовать учителю-логопеду на коррекционных занятиях.
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия: дыхательная гимнастика, пальчиковый практикум, артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова, совершенствование лексико-грамматических категорий, обучение грамоте, развитие связной речи.
Развитие диафрагмального дыхания
Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
Артикуляционные упражнения
«Лошадка». Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
Автоматизация звуков
«Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения – выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
Развитие фонематического слуха и восприятия
«Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Клад». Логопед закапывает в песок разноцветные камешки (фишки).Ребенок откапывает и в зависимости от цвета, подбирает звук или слово на придуманный звук (согласный твердый, согласный мягкий, гласный).
Пропедевтика и коррекция лексико-грамматических нарушений речи
«Подбери слово». Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Связная речь
«Дорисуй картинку и составь предложение». Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
Пропедевтика и коррекция нарушений слоговой структуры слова
«Полоски». Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. Или наоборот: ребенок печатает на песке заданное слово, а затем делит его полосками на слоги.
Развития мелкой моторики пальцев и кистей рук
- Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;
- Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;
- Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;
- Погрузить пальцы в песок и легкими движениями создавать «волны»;
- Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик – все пальчики»).
Используйте песок, элементы песочной терапии в играх и на занятиях! Это интересная форма взаимодействия педагогов с детьми.
Литература
1. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. – Волгоград, 2014. – 209 с.
2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М., 2017. –172 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района» ОПЫТ РАБОТЫТема: ...
Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога
Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»...
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...
Исследовательская работа по теме: «Использование интерактивных технологий в работе учителя – логопеда»
https://disk.yandex.ru/i/g135poGTQf6Atg...
Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...