Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога
статья по коррекционной педагогике
Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kinetik_sand_v_rabote_uchitelya-logopeda_uchitelya-defektologa.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»
Kinetic Sand похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.
Kinetic Sand не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается.
Свойства и особенности:
- приятный на ощупь;
- безопасен для детей;
- воздушный и рассыпчатый;
- отлично лепится;
- никогда не засыхает;
- не оставляет пятен;
- не прилипает к рукам;
- развивает фантазию и творческое воображение;
- не боится воды.
Педагог, работая с ребёнком, подбирает игры и упражнения, которые решают несколько задач:
- развитие речи (постановка и автоматизация звуков, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза и т.д.);
- развитие мелкой моторики;
- развитие личностных качеств (развитие коммуникативных навыков, самоконтроля, опыт преодоления трудностей, повышение самооценки и т.д.).
Прежде чем начинать использовать песок Kinetik Sand в коррекционно-развивающей работе необходимо потратить одно-два занятия, для знакомства ребёнка с данным материалом, правилами игры с ним дать возможность почувствовать новые ощущения, радость и удовольствие от взаимодействия с ним. Данный этап можно назвать ориентировочным. Педагог может вводить сказочного персонажа («Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира» и т. п.) с помощью неё педагог объясняет правила поведения, запреты и поощрения.
Правила игры в песок:
1. Приветствие. Прежде чем играть с песком, с ним необходимо поздороваться: погладить и сказать: «Здравствуй, песок». Можно использовать упражнения, предложенные Сакович Н. А.
Упражнения «Здравствуй, песок!»
Педагог от имени сказочного персонажа просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
- Ребенок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
- Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной ее стороной.
- Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую плоскую игрушку.
2. Чистые руки. Перед тем как играть, нужно вымыть руки или протереть их влажными салфетками.
3. Песчинки дружат. Если во время игры песок упал на пол (стол), его необходимо поднять.
4. Прощание. Закончив игру, погладить и попрощаться с песком: «Спасибо за игру, песок. До свидания»
После того как ребёнок усвоил основные правила игры с песком, можно переходить к коррекционно-развивающим играм (схема игр см. иллюстрация 1).
Игры с кинетическим песком можно включать в артикуляционную гимнастику:
- предложить ребёнку лепить из песка названия упражнений: заборчик, окошко, чашечка, качели, барабан.
- выполнять движения языком (вверх, вниз, влево, вправо, вперёд, назад), сопровождая их движениями руки по поверхности песка.
Игры на развитие навыков чтения и письма
Лепка букв (слогов, слов).
А) Взрослый произносит букву (слог, слово) и просит ребёнка вылепить её из песка.
Б) Педагог знакомит ребёнка с буквой и предлагает её вылепить.
«Слепи первую букву в слове»
Логопед произносит слово, задача ребёнка определить первый звук в слове и вылепить нужную букву.
«Измени букву»
Педагог просит ребёнка вылепить букву, а затем изменить её, добавив или убрав какой либо элемент буквы.
«Слияние. Дорожки»
На песке в столбик слева и справа пишутся буквы, затем рисуются (выкладываются) дорожки соединяющие их. Ребёнок ставит палец на дорожку рядом с буквой в левом столбике, произносит звук и ведёт пальцем по дорожке к букве в правом столбце, в конце дорожки называет букву правого столбца.
«Составь слово»
В песке прячут буквы. Задача ребёнка найти буквы и сложить из них слово.
«Поиск букв к слову»
В песке прячут буквы. Взрослый произносит слово, задача ребёнка найти только те буквы, которые есть в названном слове.
«Напиши букву (слог, слово)»
А) Поверхность песка выравнивается. Ребёнку выдаётся заострённая палочка и его просят написать букву (слог, слово).
Б) Ребёнку предлагаются фасоль, горох, бусины и т.д. и просят выложить нужную букву.
«Отгадай слово»
Поверхность песка выравнивается и на ней выкладываются картинки. Задача ребёнка записать первые звуки названий картинок и прочитать получившееся слово.
«Печатная машинка»
Перед ребёнком набор магнитной азбуки. Логопед произносит слово, ребёнок печатает его, используя буквы как штампы.
Игры, направленные на автоматизацию звуков в речи
«Тесто»
Ребёнку предлагается поиграть с песком, как с тестом: мять, стучать по песку, сжать его в кулак, а затем, медленно расслабляя пальцы, выпускать песок. Все действия с песком ребёнок сопровождает произнесением заданного звука.
«Ниточка»
Поверхность песка выравнивается. Ребёнку выдаётся заострённая палочка и предлагается нарисовать ниточку (верёвочку). Ребёнок ведёт палочкой по песку и произносит заданный звук (возможно использование пальца вместо палочки).
«Бусинки на ниточке»
Поверхность песка выравнивается и на ней рисуется линия (ниточка). Ребёнку предлагается сделать бусинки, нажимая пальцем на песок, при каждом нажатии произносить заданный звук. Размер бусинок зависит от того, каким пальцем ребёнок будет нажимать на песок.
«Шагалки»
Ребёнок шагает указательным и средним пальцем по поверхности песка, произнося заданный слог.
«Путешествие»
Поверхность песка выравнивается, на его поверхности располагаются картинки (игрушки) с заданным звуком. Ребёнок шагает по песку, произнося заданный звук (слог), до картинки, затем произносит название картинки, если он сделал это правильно, то забирает картинку себе.
Игры на формирование навыков звукового анализа и синтеза
«Звуковой анализ слова»
Перед ребёнком набор шариков (деталей мозаики) синего, красного, зелёного цвета. Логопед произносит слово или показывает картинку, задача составить на песке звуковую схему слова.
«Придумай слово» («Гольф»)
Поверхность песка выравнивается, пальцем делаются углубления – лунки. Ребёнку выдаётся шарик. Взрослый называет звук, ребёнок подбирает слово, начинающееся с заданного звука, и подталкивает шарик пальцем, так что бы он попал в какую-нибудь лунку. Если шарик прокатился мимо, то ребёнку необходимо вновь подобрать слово с заданным звуком. Как только шарик оказывается в лунке, логопед называет следующий звук и выдаёт другой шарик. Задача ребёнка заполнить все лунки шариками.
«Назови звук»
Поверхность песка выравнивается. Взрослый произносит слово и толкает шарик к ребёнку, задача ребёнка определить первый (последний) звук в слове, назвать его и вернуть шарик обратно, щёлкнув по нему пальцами.
«Забей гол» (дифференциация)
Из песка строятся ворота, которые отмечаются нужными звуками (картинками). Логопед называет слово и выдаёт шарик, задача ребёнка определить, какой звук слове и закатить шарик в нужные ворота.
«Паровоз» (определение место звука в слове)
Из песка лепятся 3 вагончика, затем ребёнку объясняется, что звук может быть вначале слова, т.е. ехать в первом вагоне, или в конце, т.е. в последнем вагончике или быть в серединке. Затем взрослый называет слова и выдаёт шарик (игрушку), задача ребёнка определить место звука в слове и закатить шарик (поставить игрушку) в нужный вагончик.
Игры для развития речевого дыхания
«Футбол»
Из песка строятся ворота, ребёнку выдаются шарик из легкого материала (бумага, синтепон, вата) и соломинка, задача - закатить шарик в ворота.
«Лабиринт»
Из песка лепится дорожка-лабиринт, на неё кладётся шарик из легкого материала (бумага, синтепон, вата) и соломинка. Задача ребёнка прокатить шарик по дорожке.
«Соловьи – разбойники»
Поверхность песка выравнивается, в середине рисуется вертикальная линия, на неё выкладываются шарики из лёгкого материала. Дети встают слева и справа от песочницы и по сигналу взрослого начинают дуть на шарики, стараясь закатить их на половину соперника. Выигрывает тот, на чьей половине, по истечению времени, будет меньше шариков.
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи
«Строители»
Песок выступает в качестве материала для создания игрового пространства – гараж, лес, дом, озеро, горы, реки, грядки и т.д. Например, педагог предлагает ребёнку слева слепить (нарисовать) лес, а справа дом. Затем выдаёт фигурки диких и домашних животных и предлагает расставить их по месту обитания.
«Драматешка»
В песке можно разыгрывать сказки, стихи, потешки. Например, педагог читает стихотворение:
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!
Затем логопед обсуждает с детьми, о чём это стихотворение? О ком в нём говорится? После предлагает разыграть услышанное стихотворение в песке: делаются необходимые постройки, выбираются фигурки, распределяются роли.
«Дороги» («Предложно-падежные конструкции»)
Из песка строится игровое пространство, например, дорога с разными препятствиями (мост, гараж, яма, кубики, остановки и т.д.). Вначале логопед просит ребёнка показать, как машина заехала в гараж, как переехала через мост, подъехала к остановке т.д., затем просит ребёнка сказать, где машина, что она сделала.
«Найди и придумай историю»
В песке прячут разные игрушки. Ребёнок ищет их, а затем придумывает и разыгрывает историю с найденными предметами.
«Домики»
Из песка строятся домики, которые обозначаются картинками-знаками (овощи, фрукты, транспорт, одежда, обувь и т.д.). Ребёнку выдаются картинки с предметными изображениями, его задача разложить их по «домикам». Игру можно усложнить, если попросить ребёнка подбирать слова-признаки к картинкам.
«История по картинкам» («Путешествие»)
Поверхность песка выравнивается и на ней в произвольном порядке раскладываются картинки. Ребёнок выбирает, с какой картинки начнёт и формулирует начало истории, затем «шагает» к следующей картинке и включает её в свой рассказ и т.д., т.о. создавая дорожки между всеми картинками.
«Послушай и выполни»
А) Логопед даёт ребёнку инструкции от простых до многоступенчатых. Например: - слепи куличик; - возьми котёнка и спрячь его в песке; возьми собаку и поставь её на большую табуретку; - построй 3 разные табуретки, возьми белую кошку и поставь её на среднюю табуретку и т.д.
Б) Пространственная ориентировка. Логопед даёт задания связанные с ориентировкой на листе бумаги. Например: слепи звёздочку в верхнем правом углу; слепи шар и поставь его между звёздочкой и рыбкой и т.д.
Игры на развитие мелкой моторики
А) Рисование и лепка дорожек, узоров.
Б) Рисование.
- Свободное. Поверхность песка выравнивается, ребёнку выдаётся заострённая палочка и предлагается нарисовать то, что он хочет.
- По инструкции. Взрослый даёт задание, а ребёнок выполняет их. Например: внизу нарисуй дом, в верхнем левом углу солнце, рядом с домом дерево и т.д.
- Комментированное рисование
*Простой вариант. Взрослый поэтапно рисует на песке изображение, ребёнок рассказывает, что видит, а затем угадывает изображение.
*Усложнённый вариант (работа с группой). Педагог зарисовывает ситуации, отражающие бытовой, познавательный, эмоциональный опыт детей. Затем логопед переходит к моделированию коммуникативной ситуации: «Расскажи, как вы играли, используя нашу картину».
- Зеркальное рисование
Поверхность песка выравнивается. В обе руки ребёнку даётся по палочке и предлагается рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, рисовать круговыми движениями.
- Сопряжённое рисование
Поверхность песка выравнивается, ребёнку выдаётся заострённая палочка. Взрослый рисует на песке какую-нибудь фигуру (линию, кривую, геометрическую форму) задача ребёнка точно повторить её].
В) Написание букв, слогов, слов, цифр.
Г) Поиск спрятанных предметов
-Свободный;
-По заданию взрослого. Например: «Игрушка спрятана в самой большой горке», «Буква спрятана в нижнем правом углу» и т.д;
- Разыгрывание пальчиковых игр, имитационных движений. Например: иди как слон, прыгай как заяц, беги как паучок, ползи как змея и т.д.
Таким образом, мы увидели, насколько разнообразно может быть использование кинетического песка в коррекционной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района» ОПЫТ РАБОТЫТема: ...
Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
«Система планирования работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога с родителями в условиях ФГОС ДО»
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаютс...
Использование Kinetic Sand(живой песок) в работе учителя – дефектолога.
Использование Kinetic Sand(живой песок) в работе учителя – дефектолога....
Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...