Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

Сидоренко А.В.

К числу основных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, относятся формирование связной речи. Это необходимо для  преодоления системного речевого недоразвития, а так же для подготовки детей к школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_osobennosti_svyaznoy_rechi.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности связной речи  речи у детей

с  общим  недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи (далее ОНР), как самостоятельный вид речевого нарушения, был впервые выделен и объяснен с научной позиции в середине ХХ века Р.Е.Левиной  и коллективом научных сотрудников: Г.И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. в рамках разработки педагогической классификации аномалий речевого развития.

В настоящее время ОНР изучено  достаточно хорошо и с различных научных позиций, что обусловило возникновение множества его определений.

По мнению Г.Р. Шашкиной, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи .

Л.Н. Ефименкова дает следующее определение: общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования .

ОНР включает в себя различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой и смысловой стороны.

В настоящее время выделяют множество  причин, вызывающих появление данного речевого нарушения:

1. Наличие сложных, системных нарушений речи – алалии или афазии;

2. Наличие фонационных расстройств (ринолалии или дизартрии);

3. Инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности;

4. Несовместимости крови матери и плода по резус-фактору;

5. Патология натального периода (родовые травмы и патология в родах);

6. Заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Нарушение речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом имеют различные формы.

Эти формы нарушения речевой деятельности имеют разное происхождение и структуру дефекта. Речевой опыт детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются, являются несовершенными. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией.

ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития.

Еще в 70-80-е годы ХХ века выделялось три вида ОНР, однако, последние исследования Т.Б. Филичевой позволили ей выделить четвертый уровень ОНР .

На каждом уровне отмечаются основные трудности в развитии связной речи, задерживающие формирование всех речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей.

ОНР (I уровень речевого развития) характеризуется полным отсутствием словесных средств общения или ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов,отдельных звукоподражаний или лепетных обрывков слов. Крайне искаженные по структуре и звуковому оформлению слова ребенок иногда старается соединить, игнорируя грамматическую структуру предложения. Отсюда речь становится понятной только в конкретной ситуации. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения – жестами, мимикой.

ОНР (II уровень речевого развития) - более высокая речевая активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.

ОНР (III уровень речевого развития) - появляется развернутая обиходная речь без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов «к», «в», «из-под», «из-за», «между», «через», «над» и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Согласно исследованиям М.Ф. Фомичевой, Л.Н. Ефименковой, у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета.

В.П. Глухов указывает на характерные особенности, присущие высказываниям детей с данным уровнем речевого развития: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи .

ОНР (IV уровень речевого развития) - этот уровень характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы, которое выявляется в процессе углубленного логопедического обследования при выполнении детьми специально подобранных заданий. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

Как следует из описанных уровней речевого развития, характерен свой специфический комплекс проявлений, однако, существует совокупность признаков нарушения речи, свойственная всем уровням ОНР: дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах является одной из главных задач коррекционного воздействия.

Занятия по развитию связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с системными нарушениями речи - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия.

План работы с детьми с ОНР по формированию связной речи включает в себя следующие этапы:

- формирование полноценных фонематических процессов;

- формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;

- коррекция дефектов произношения;

- накопление словарного запаса;

- обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению;

- обучение разным видам пересказа;

- обучение самостоятельному рассказыванию.

Педагогам важно конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

Задача логопеда - научить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его интересно, живо и с логической последовательностью.

Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывают у детей затруднения; ребенок не четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не может сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому нарушает логику расположения смысловых звеньев.

В процессе коррекционной работы следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, то есть, чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Как отмечает Н.С. Жукова, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

В своих исследованиях Р.Е. Левина отмечает, что на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В дошкольном образовательном учреждении происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ, рассказ.

Пересказ - связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ является легкой речевой деятельностью. Ребенок с ОНР излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-логопеда.

Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества, - это не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок с ОНР осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Логопеды чаще практикуют в основном близкий к тексту пересказ, пересказ фрагментов или пересказ по аналогии.

Рассказ - самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта или события. Составление рассказа  – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок с ОНР должен сам определить в соответствии с заданной темой содержание и выбрать форму повествования.

Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Они испытывают большие затруднения в определении замысла рассказа, последовательности событий, выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Как отмечает Т.Б. Филичева, в устном речевом общении дети с общим недоразвитием речи стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но, если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Ткаченко Т.А. так же отмечает, что развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Таким образом, у дошкольников с ОНР можно выделить следующие особенности развития их связной речи:

  1. В беседе наблюдаются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
  2. Использование простых малоинформативных предложений;
  3. Трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...

«Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких с...

Особенности использования приёмов мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Мнемотехника – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, картинки между собой соединяются в сюжет,...