Особенности использования приёмов мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

Переберина Ирина Анатольевна

Мнемотехника – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, картинки между собой соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребенку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemo_tehnika.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Переберина И. А., 

учитель-логопед МАДОУ-детский сад № 233

Особенности использования приёмов мнемотехники в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наклaдывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них наблюдается недостаточная стойкость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохраненной содержательной, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает производительность запоминания. Они забывают о сложных инструкциях, элементах и ​​последовательности задач. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, уровень словесно-логического мышления детей с речевым недоразвитием ниже, чем у детей, у которых отсутствуют речевые нарушения. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, фрагментарны, логически не связаны.

У детей с пониженными речевыми способностями возникают при этом проблемы: они могут осмыслить указанный ими замысел, но создают содержательно скудные рассказы.

Трудности овладения рассказом объясняются многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов: мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой речевой способностью. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, отвечающих специфике овладения компонентами творческого повествования в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы, имеющей целью формирование навыков составления рассказа во время коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.

Учитывая, что на сегодняшний день дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, увлекательным, развивающим.

Поэтому использование мнемотехники является одним из наиболее эффективных современных методов наглядности в обучении.

Мнемотехника – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, картинки между собой соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребенку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, восприятие и обработку зрительной информации, сохранение и воспроизведение ее в соответствии с поставленными воспитательными задачами. Символизм, характерный для детского рисунка, в дошкольном возрасте не вызывает затруднений в восприятии мнемотаблиц. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – елка. Мнемотаблицы – схемы, представляющие собой дидактический материал, я использую в своей практической деятельности для развития связной речи у детей с ОНР. Они эффективны для обогащения словарного запаса, при составлении рассказов, преданий рассказов, преданий, отгадывании загадок, заучивании стихов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простых мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемоквадрат (опорная картинка) – это единичное изображение, обозначающее одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), с помощью которых можно составить небольшой рассказ из 2-4 предложений. Мнемотаблицы – это графическое либо частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, неких действий методом выделения основных смысловых звеньев сюжета повествования. Главной целью мнемотехники является передача условно-наглядной схемы и изображение нарисованного в доступном виде для детей. Схемы являются своеобразным зрительным планом создания монологов и помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

В своей практической деятельности я выделяю три этапа работы по мнемотаблицам:

I этап – рассмотрение таблицы и разбор того, что на ней изображено;

ІІ этап – осуществляется процесс превращения из абстрактных символов в образы;

ІІІ этап – осуществляется перевод сказки или рассказа по заданной теме. 

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, поскольку в памяти у ребенка быстрее усваиваются цветные образы. С детьми старшего дошкольного возраста используются черно-белые таблицы, в которых не отвлекает яркое и цветное изображение. Количество секторов в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка, его индивидуальных возможностей.

В мнемотаблице можно изображать практически все – графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Главной задачей развития связной речи ребенка старшего дошкольного возраста является усовершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: изложение литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и ​​явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, овладение разными формами речи (рассуждение, объяснение, доказательная речь, планирование), а также составление рассказов по предметным и сюжетным картинам. Известно, что процесс развития речи у детей проходит под руководством взрослого. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе повседневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу, целью которой является составление рассказов с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных детей методических приемов, средств, которые могут способствовать возникновению интереса у воспитанников к этому виду речевой деятельности.

Итак, использование приемов мнемотехники, в процессе развития речи детей, является одной из наиболее эффективных форм, поскольку:

- наглядное моделирование облегчает детям с ОНР владеть связной речью через непосредственное использование символов, пиктограмм, зaменителей, схем, которые облегчают процесс запоминания, увеличивают объем памяти и, в целом, развивают речевую и умственную деятельность детей;

- приемы мнемотехники активизируют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации;

- дети, обладающие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Можно заключить, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, визуально воспринимает план своих действий. У нее повышается чувство заинтересованности и ответственности, возникает удовлетворенность результатами собственного труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе логопедической работы дает положительный результат, подтверждаемый данными диагностики уровня речевого развития детей. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удается добиться следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- возникает желание пересказывать тексты, выдумывать увлекательные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов, скороговорок;

- активизируется словарный запас;

- автоматизируются поставленные звуки в предложениях и связной речи;

– развивается фантазия и творческое воображение детей.

Мнемотехнические методы можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...

«Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Речь ребенка не механическое повторение образцов, которые он слышит от взрослых, а творчество, в котором слово выступает как средство познания и общения. Человеческая речь складывается из нескольких с...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения  и одновременно решает многие задачи....

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники...

Использование пиктограмм для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму....