«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Виды театра (основные). Из опыта работы в логопедической группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Благодаря участию в актерских представлениях, дети проживают уникальный опыт и совершенствуют свои умения:
- развивают диалогическую речь, наполненную интонациями;
- стимулируют работу артикуляционного аппарата;
- учатся адаптации в социуме;
- усваивают последовательность событий и понимание логических процессов.
Также же за счет театрализованной деятельности у детей улучшается общее эмоциональное состояние.
Необходимо провести подготовительную работу: познакомить детей с видами театра, сшить костюмы для детей и кукол. Для накопления эмоционально-чувственного опыта, мы побывали с ребятами в «Детской школе искусств №11», в «Астраханском театре кукол», в «Астраханском Театре Юного Зрителя» и в «Астраханском Государственном Театре Оперы и Балета».
Виды театра (основные):
Пальчиковый, варежковый театр
Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца (ладони) взрослого или ребёнка. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Для пальчикового театра можно вместе с ребёнком нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку, надеть на палец и играть. Для варежкового театра можно использовать ненужные детские варежки.
Театр кукол би-ба-бо
(или театр «Петрушки»)
Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки.
Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Самая простая кукла состоит из тельца рубашки, головки и ручек. Тельце-рубашка кроится из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. А можно использовать старые куклы или резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить. Если взять голову резиновой куклы и к ней пришить новый костюм (чтобы в него проходила рука ребёнка), то кукла оживёт, и её можно будет использовать в театральных представлениях.
Кукла надевается так: на указательный палец – голова, а на большой и средний – руки или лапки. Если кукла тяжела для маленького ребёнка, то на помощь приходит гапит (деревянный стержень с удобной закруглённой рукояткой).
Сценой театра петрушек является ширма.
Настольный театр, театр игрушек
Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Персонаж для настольного театра можно сделать самим из любого подручного материала: шишек, желудей, кореньев; из бытового материала: пакетов из-под молока и кефира, коробок из-под обуви.
Если взять старые кегли и отрезать дно, а затем обшить или обвязать их, то получится кукла для настольного театра. Для оформления куклы используются пуговицы, бусы, шерсть, ткань, специально надвязанные уши, носы, глаза, волосы, лапы и хвосты…. Этих кукол можно надеть на руку, на гапит, на нитку.
Теневой театр
Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране.
Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней.
Сценой теневого театра является экран. Раму-ширму теневого театра делают из дерева или толстого картона и украшают орнаментом. Экран обтягивают тонким белым материалом. При показе фигурки теневого театра плотно прижимают к материалу с обратной стороны экрана. Сзади экрана помещают источник света. Силуэты фигурок делают из тонкого картона и окрашивают в чёрный цвет с одной стороны. Некоторые части силуэтов (рука, нога, голова и т.д.) можно сделать подвижными (прикрепить нитками или проволокой). Подёргивание за ниточку приводит в движение фигурку: опускается или поднимается рука, голова и т.д.
При показе силуэтов рука кукловода не должна быть видна. Поэтому каждая фигурка должна иметь дополнительную часть, за которую держат эту фигурку.
Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Для этого вида театра вам понадобится кусок фанеры, обшитый мягкой фланелью (лучше в два слоя) – это экран. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно вырезать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель.
Эти картинки можно раскладывать и двигать на столе, а если к фигурке прикрепить палочку (гапит), то можно играть спектакль, используя как ширму край стола. Возможен и другой вариант: к верхней части картинки крепится нитка (картинка в этом случае рисуется с двух сторон) и двигают картинку у поверхности пола, стола….
Ролевой театр
Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни.
Для лучшей наглядности детям нужны костюмы.
Театр масок
Изготавливаются маски –шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.
Штоковая кукла
Эти куклы водят с помощью одного или двух штоков (палочек). Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста используются куклы на одном штоке. Воспитатель учит держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.
Работая в логопедической группе, я встречала много детей замкнутых и переживающих свой речевой дефект. Таким детям присущи трудности в общении с окружающими и неуверенность в себе. В общеразвивающих группах данная категория детей, как показывает практика, практически выпадает из «активной жизни». На праздники им не дают стихи и тем более роли. Проводя в логопедической группе праздники и тематические развлечения, мы старались вовлечь в процесс каждого. По началу было много трудностей. Но после долгого и кропотливого труда над артикуляцией, дыханием, интонацией, наши ребята «превратились» в восхитительных актёров. Их голоса зазвучали, речь стала чётче, появилась уверенность. Ребятам нравилось перевоплощаться с помощью разных костюмов и масок даже просто во время свободной деятельности в группе. Этому способствовала мини-костюмерная. Все постановки были продемонстрированы перед родителями и ребятами других групп.
Главная цель была достигнута! Дети активно участвовали в жизни группы, в конкурсах чтецов и т.д. Их адаптация в школе прошла легче.
В данный момент я работаю в условиях логопедического пункта. Взаимосвязь с воспитателями поддерживать сложно. Поэтому развивать театрализованную деятельность затруднительно. Во время индивидуальной образовательной деятельности и в подвижных микро группах я использую пальчиковый театр для проговаривания стихотворений, потешек и отрывков из сказок.
Источники:
- nsportal.ru
- maam.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Викторина по произведениям Носова
В «Астраханском Театре Юного Зрителя»
В «Детской школае искусств №11»
День толерантности
Сказка « Дюймовочка »
Сказка «Принцесса на горошине»
Сказка «Репка»
Сказка «Морозко»
В уголках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...
Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности
Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности...
Развитие речи детей дошкольного возраста по средством театрализованной деятельности
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.Дошкольный возраст &ndash...
Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности и сюжетно - ролевой игры"
Тема развития речи довольно остро стоит в группе любой направленности. Существует множество форм и методов работы по этому направлению. Меня интересует театрализованная деятельность дошкольников, поэт...
Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
В последние годы к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь-это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деят...
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи инновационных технологий и театрализованной деятельности
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи инновационных технологий и театрализованной деятельности Речь является важной составляющей жизни каждого человека. Именно наличие речи отличает...
презентация "Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности
quot;Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"...