Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи инновационных технологий и театрализованной деятельности
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Аверичева Анастасия Владимировна
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи инновационных технологий и театрализованной деятельности
 
Речь является важной составляющей жизни каждого человека. Именно наличие речи отличает нас от других представителей животного мира, однако говорить умеет каждый, но говорить правильно, умеют единицы из нас. Разговаривая с друг другом, мы используем речь, как средство передачи информации. 
В настоящее время, мир вокруг нас развивается стремительными темпами, активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Поэтому все чаще стал подниматься вопрос о внедрении и применении инновационных технологий в ДОУ.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для социализации детей в обществе.
Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
 
 
Использование в работе ДОУ современных педагогических технологий, позволяют нам организовать исполнение принципа личностной ориентации на индивидуальность каждого воспитанника, обеспечивая при этом дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня детей. Инновационные технологии сочетают в себе современные, прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы образования, проверенные временем и доказавшие свою эффективность.
 
Подробнее я бы хотела остановится на технологии Синквейна, которую успешно применяют в своей работе все педагоги нашего ДОУ и с которой я ознакомилась на открытых занятиях своих коллег.
 
Итак – Синквейн.
 
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои  как творческие, речевые так и интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом, что безусловно способствует мотивации детей, ведь игра это основной вид деятельности дошкольного возраста.
Составлением синквейна  может  завершаться работа по пройденному материалу или его можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
 
Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами:
 
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
2. Составление синквейна по прослушанному литературному произведению.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
 
 Можно использовать синквейн:
 
На занятиях для закрепления изученной лексической темы;
При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
 
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
 
Целесообразно начинать знакомство с приемом синквейна в старшем дошкольном возрасте, к этому возрасту дети обладают большим словарным запасом. Мной было принято решение рассмотреть эту технологию и применять её в будущем. 
 
Пример синквейна
1. Груша
2. Сладкая, желтая
3. Растет, спеет, наливается
4. Я люблю груши
5. Фрукт
 
Благодаря технологии синквейна изученный детьми материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.
Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников могут помочь в формировании интеллектуально грамотной, самостоятельной, продуктивно мыслящей, творческой, развитой личности.
 
Так же благоприятной почвой для развития речи является театрализованная деятельность. Огромные запасы хранит русский народ в своей фольклорной шкатулке. Детям близки и интересны сказки, с большим удовольствием они играют сказки примеряя на себя роли героев. Театрализованная деятельность доступна для детей младшего возраста, для нашей возрастной группы.
Начать хочется со слов Василия Александровича Сухомлинского :
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального  воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
 
Речь ребенка выполняет три функции
1 - связь его с внешним миром
2 - коммуникативную функцию
3 - познавательную, регулирующую.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Достигнуть положительных результатов возможно организуя образовательный процесс с детьми: прежде всего в совместных видах деятельности (на занятиях, в общении, в игровой, художественной и познавательной практической деятельности).
А так же в нерегламентированной деятельности используются различные виды театрализованной деятельности: Этюды, игры-драмматизации, пальчиковая и артикуляционная гимнастика и прочее.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать  богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
 
Список литературы:
 
1.Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. - 160 c.
3. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи инновационных технологий и театрализованной деятельности Подготовил: Воспитатель 1 группы МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №189» г. Воронеж Аверичева А.В.

Слайд 2

Условия успешного речевого развития : 1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями . 4. Обеспечение для детей условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей . 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей . 7. Развитие у детей понимания речи , упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями . 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества

Слайд 3

Инновационные технологии Инновационные технологии – это система методов , способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Слайд 4

Инновационные технологии : Проектная деятельность. Технология исследовательской деятельности, коллекционирование. Технология проблемного обучения. Технология обучения детей составлению сравнений. Технология обучения детей составлению метафор. Моделирование. ТРИЗ. Синквейн. Игровые. Конструкторы LEGO. Нетрадиционные техники Логоритмика

Слайд 5

Синквейн Слово " синквейн " происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам : • 1 строчка - одно существительное; • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное; • 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного; • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное; • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Слайд 6

Театрализация Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином процессе.

Слайд 7

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться

Слайд 8

Основные направления речевой работы в театральной деятельности: Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Слайд 9

Пример игры драматизации для младших дошкольников Игра-драматизация «Идёт кисонька из кухни». «Идёт кисонька из кухни». Идёт кисонька из кухни, У ней глазоньки опухли. О чем, кисонька, ты плачешь? Повар пеночку слизал И на кисоньку сказал… Ход игры. Все сидят на стульях. Из-за дверей выходит персонаж, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бант. Кисонька проходит мимо сидящих. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы. Читаются стихи: Идёт кисонька из кухни, У ней глазоньки опухли. О чем, кисонька, ты плачешь? Киска: (останавливается и плача отвечает): Повар пеночку слизал И на кисоньку сказал… Ведущий её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из сидящих также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными.

Слайд 10

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

Статья о нашей работе по развитию речи детей при помощи игр с песком....

Консультация для родителей " Развитии речи детей дошкольного возраста с помощью сказки"

    Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию восп...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии синквейн

Развитие связной речи учащихся по теме «Времена года. Весна» посредством составления синквейна с помощью схем-моделей....

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»

развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования...

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности»

Виды театра (основные). Из опыта работы в логопедической группе....

Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью сказок

Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с  требованиями ФГОС ДО ставит цель:формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным я...