Технологическая карта логопедического занятия на лексическую тему «Транспорт. Профессии»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема занятия: лексическая тема «Транспорт. Профессии».
Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет. Общее недоразвитие речи III ур.
Тип занятия: подгрупповое.
Цель занятия: закрепить и обобщить знания детей о транспорте и профессиях; обогатить активный словарь обобщающими словами; развивать связную речь.
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные: активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме: «Транспорт. Профессии»; согласовывать существительными с прилагательными; подбирать существительные к глаголу; употреблять существительные во множественном числе; побуждение детей к активной и выразительной речи; практическое употребление в речи предлогов.
Коррекционно-развивающие: развитие координации речи с движениями; речевого дыхания; развитие зрительного и слухового восприятия, внимания; развитие ориентировки в пространстве.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, развивать желание и интерес рассказывать по собственному желанию; воспитание творческой активности и умения внимательно слушать друг друга.
Планируемые результаты занятия:
- иметь представления о транспорте и профессиях;
- демонстрируют умение согласовывать слова в предложениях (прилагательные с существительными, построение сложных предложений);
- активно участвуют в беседе, проявляют доброжелательность, инициативность.
Подготовительная работа: наблюдение на прогулке с воспитателем, родителями за движением различного транспорта, рассматривание картинок, какие бывают виды транспорта.
Материалы и оборудование: игрушка грузовик, предметные картинки по теме на липучках, доска, схема синквейн, печати с изображением транспорта, фломастеры, коробка с фасолью.
Учебно-методический комплект:
- Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (c 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет). — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016.
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_transport.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
логопедического занятия
на лексическую тему «Транспорт. Профессии»
Учитель-логопед
Пирогова Юлия Александровна
МБДОУ – детский сад №34
г. Екатеринбург
Технологическая карта логопедического занятия на лексическую тему «Транспорт. Профессии»
Ф.И. детей:
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.
Тема занятия: лексическая тема «Транспорт. Профессии».
Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет. Общее недоразвитие речи III ур.
Тип занятия: подгрупповое.
Цель занятия: закрепить и обобщить знания детей о транспорте и профессиях; обогатить активный словарь обобщающими словами; развивать связную речь.
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные: активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме: «Транспорт. Профессии»; согласовывать существительными с прилагательными; подбирать существительные к глаголу; употреблять существительные во множественном числе; побуждение детей к активной и выразительной речи; практическое употребление в речи предлогов.
Коррекционно-развивающие: развитие координации речи с движениями; речевого дыхания; развитие зрительного и слухового восприятия, внимания; развитие ориентировки в пространстве.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, развивать желание и интерес рассказывать по собственному желанию; воспитание творческой активности и умения внимательно слушать друг друга.
Словарная работа:
Части речи | Обогащение | Уточнение | Активизация |
Существительные | Самосвал, вездеход, молоковоз, самокат, цементовоз, мусоровоз, бензиновоз | Машина, трамвай, поезд, самолет, воздушный шар, корабль, лодка, велосипед, вертолет, автобус | Водитель, машинист, капитан, пилот, велосипедист |
Прилагательные | Пассажирский, водный, воздушный, наземный, железнодорожный, грузовой, быстрый | ||
Глаголы | Ездить, парковаться, тормозить, взлетать, плавать, лететь, приземляться, гудеть, перевозить, ремонтировать |
Планируемые результаты занятия:
- иметь представления о транспорте и профессиях;
- демонстрируют умение согласовывать слова в предложениях (прилагательные с существительными, построение сложных предложений);
- активно участвуют в беседе, проявляют доброжелательность, инициативность.
Подготовительная работа: наблюдение на прогулке с воспитателем, родителями за движением различного транспорта, рассматривание картинок, какие бывают виды транспорта.
Материалы и оборудование: игрушка грузовик, предметные картинки по теме на липучках, доска, схема синквейн, печати с изображением транспорта, фломастеры, коробка с фасолью.
Учебно-методический комплект:
- Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (c 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет). — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016.
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
№ | Этапы, продолжи-тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно- мотивационный этап (3 мин.) | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Логопед (Л) говорит приветствие: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас! Л. Ребята, сейчас за окном весна, светит солнышко. Давайте поприветствуем солнышко (см. приложение) | Дети стоят в кругу. Приветствие Игра на развитие речи с движениями | Дети отвечают: Здравствуйте, Юлия Александровна! Мы тоже рады видеть вас. Включаются в игру, повторяют движения и слова. | Дети настроены на общение Кооридинируют речь с движениями, развивают общую моторику |
2 | Основной этап (19 мин.) | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы (2 мин.) | Создание игровой (проблемной) ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Л: Ребята, сегодня мы с вами отравимся в путешествие на большом грузовике. Как вы думаете, почему грузовик такой большой? | Создание игровой ситуации | Ответ детей: Потому что грузовик возит грузы. | Проявляется интерес к предстоящей деятельности |
2.2 | Этап ознакомления с материалом (7 мин.) | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о транспорте и профессиях | Л: Ребята, грузовик привез нам посылки, а в ней интересные задания для вас. Попробуем с ними справиться? Л: Итак, первое задание-загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чем будет наше занятие. Л: Молодцы! Все загадки отгадали. Сегодня мы поговорим с вами о транспорте и профессиях. Л: Ребята, посмотрите сколько у меня транспортных средств, давайте определим их перемещение. Вам необходимо определить какая техника к какому виду транспорта относится, по очереди подходим, берем картинку и оставляем картинку в нужном месте. Л: Умнички! Отлично справились с заданием. Л: А теперь ребята давайте вспомним с вами, из каких частей (деталей) состоит наш транспорт). Л: Части мы с вами вспомнили, а теперь определим материал, из которого сделан наш транспорт. Л: Ребята, в грузовике есть еще одна посылка. Это картинка. Посмотрите. На ней изображены и подписаны люди, которые управляют различными транспортными средствами. Каждый из вас фломастером соединит линией кто чем управляет и скажет предложение. | Логопед катит по столу грузовик и передает его детям, чтобы они достали одну посылку Чтение загадок (см. приложение) На доске три картинки с липучками: небо, вода, дорога. Показ транспортного средства Показ на картинке транспортного средства Логопед из грузовика достает картинку. Показ и работа с картинкой | Дети достают посылку из грузовика и отдают логопеду Дети отгадывают загадки и называют тему занятия: -Транспорт Дети по одному берут транспортное средство, приклеивают и, называют к кому виду транспорта относится. Небо – воздушный вид транспорта (вертолет, самолет, воздушный шар). Вода – водный вид транспорта (лодка, корабль, катер). Дорога – наземный вид транспорта (машина, автобус, грузовик, велосипед). Железная дорога – железнодорожный вид транспорта (поезд, трамвай, электричка). Дети смотрят на транспорт и называют его отдельные части: Автобус - Фары, руль, салон, кабина. Мотоцикл - два колеса, руль, фара, сиденье. Самолет - крылья, хвост, корпус. Корабль - каюта, якорь, штурвал. Мотоцикл - вагоны, труба, колеса. Дети при помощи логопеда называют: Кузов из железа (какой?) –железный. Дверца из металла (какая?) – металлическая. Колесо из резины (какое?) – резиновое. Руль из пластмассы – пластмассовое. Сиденье, обшитое кожей – кожаное. Фары из стекла – стеклянные. Приборная Панель из пластика- пластиковые. Дети по очереди берут фломастер, соединяют линией профессию и транспорт, говорят предложение: Капитан управляет кораблем. Пилот управляет самолетом. Водитель управляет грузовиком. Машинист управляет поездом. Велосипедист управляет велосипедом. | С интересом ждут, какие в посылке задания Развивают внимание, логическое мышление, слух Закрепляют словарь за счет названия транспортных средств и виды транспорта. Зрительное восприятие. Закрепление представления из чего состоит транспорт Умеют назвать материал, из которого сделана техника. Учатся образовывать прилагательные Составляют предложения. |
2.3 | Этап практического решения проблемы (10 мин.) | Овладения действиями, способами решения проблемы. | «Едем, едем на машине» (см.приложение) Л: Прокололась шина у машины. Произносим звук ш-ш-ш. Насос. Произносим звук с-с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произносим слоги: «Ша-шу-ши-шо». Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би». Л: Отдохнули и двигаемся дальше в наше путешествие в мир транспорта. Л: В нашем грузовике осталась еще одна посылка. Давайте скорее посмотрим. Смотрите, ребята, здесь картинка с разной техникой. Сейчас мы с вами узнаем, как будет называться машина, если сложить два слова вместе? Л: Ребята, грузовик ехал к нам на занятие с большим грузом, который оставил у меня под столом. Смотрите, это же большая коробка с фасолью. Сейчас по очереди будете погружать ручки в фасоль и возможно вы что-то в ней найдете. Л: Сегодня мы с вами многое узнали о транспорте и сейчас мы попробуем о нем рассказать. Работать будем в парах. Л: У меня для вас осталось еще одно увлекательное задание. На листочке большие клеточки. Это остановки. В середине листочка точка. Нужно встать печатью в эту точку и слушать мою инструкцию. Одна клетка вверх, две клетки вправа, одну клетку вниз, три клетки влево. Когда дошли до нужной остановки, макаем печать в чернила и ставим печать. | Физминутка Игры на речевое дыхание Показ картинке Повторная мотивация. Развитие тактильных ощущений. Картинки Раздаются игрушки одну на двоих машинка и самолет. На доске опорная схема. Листок с большими клетками. Печати в виде транспорта. | Выполняют движения игры Дети образуют из двух слов одно слово: Сам сваливает – самосвал. Бензин возит – бензовоз. Сам катится – самокат; Мусор возит – мусоровоз; Везде ходит – везде ход; Молоко возит – молоковоз. Дети находят в фасоли картинки, на которых изображен грузовой и пассажирский транспорт. Показывают, что относится к грузовому и что к пассажирскому транспорту Дети смотрят на игрушку, логопед задает вопросы, дети отвечают: Что это? – Машина. Машина какая? – быстрая, красная. Что делает машина? – Едет, тормозит, паркуется. Предложение, отношение к машине – Мне нравятся красные машины. - Игрушка. Дети выполняют инструкцию по очереди с разными заданиями. | Расслабляются, физическая разгрузка организма. Развивают речевое дыхание и силу голоса. Формируют тактильное восприятие. Расширение представлений о транспорте Умеют составлять мини-рассказы по схемам синквейна. Развивают пространственную ориентировку |
3 | Заключительный этап (3 мин.) | Подведение итогов занятия, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Наш большой грузовик отправляется дальше грузить и развозить грузы. А мы с вами вспомним, что вы сегодня узнали на нашем занятие? Я хочу сказать спасибо тем ребятам, которые старались, хорошо занимались (Ульяна, Денис, Агата) | Заключительная беседа Подведение итогов Педагогическая оценка | Дети: транспорт, который возит грузы, называют грузовой. Транспорт, который возит людей, называют пассажирский. Транспорт бывает: воздушный, водный, наземный, железнодорожный. Транспортом управляют: пилот, капитан, водитель, машинист, велосипедист. | Формируют навыки сравнения грузовой и пассажирский вид транспорта. Вспоминают виды транспорта и профессии Обобщают полученные знания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по лексической теме «транспорт».
Конспект логопедического занятия по лексической теме «транспорт»....
Конспект логопедического занятия на лексическую тему:" Профессии на транспорте. Звук и буква О"
Конспект логопедического занятия на тему: "Профессии на транспорте. Звук и буква О"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме "Стройка. Профессии на стройке" с презентацией
Цель: расширение и уточнение знаний о профессиях на стройке.Коррекционно-образовательные задачи.Систематизация, активизация словаря по теме «Профессии на стройке».Совершенствование г...
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме "Ателье. Профессия швеи"
Цель: расширение и уточнение знаний о профессии швеи.Коррекционно-образовательные задачи.Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея».Совершенствование грамматического строя ...
Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».
Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Транспорт, профессии"
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Транспорт, профессии"...
Конспект интгрированного занятия для детей сТНР 5-6 лет по лексической теме "Транспорт. Профессии на транспорте"
Данный материал будет полезен для воспитателей....