Использование пальчиковых бассейнов в развитии речи дошкольников
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

Сухина Елена Геннадьевна

В данном материале представлены игры и упражнения на развитие мелкой моторики, лексико-грамматических категорий и связной речи. Также там описаны игры по экспериментированию: с водой, льдом и песком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пальчиковых бассейнов

в развитии речи дошкольников

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью.   Используя пальчиковый бассейн, следует помнить, что:                                                                                                                        

1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.

2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.

3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.

4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.

5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

Первый блок - игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Сами собой  эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.  Было доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне.  В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.  

  • Самомассаж кистей и пальцев рук и пальчиковые игры.                                                                          

Горох                                                                                                                                              Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску сыпали горох и пальцы запустили,                                                                                             Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

  • «Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Тесто                                                                                                                                      

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто, есть в печи место.                                                                                                                      Будут-будут из печи булочки и калачи.

Напрягаем пальцы                                                                                                            

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем, сразу пальцы разожмем,                                                                                                           Мы пошире их раздвинем, посильнее напряжем.

Пальцы играют                                                                                                                              Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем.                                                                                           Раз, два, три, четыре, пять - начинаем разгибать.

  • Рисование несложных геометрических фигур, букв ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
  • Перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков.
  • Разбор круп (игра «Золушка»).
  • «Отгадай». Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.
  • Из фасоли или макарон выкладывать фигуры и узоры (графические диктанты)

 

Второй блок - игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связной речи

Игры с пуговицами                                                                                                                        Предложите ребенку отыскать одинаковые пуговицы, найти самую маленькую и самую большую пуговицы.

Предложите ребенку разложить пуговицы в домики по цвету (предварительно нарисуйте домики и раскрасьте их в различные цвета): в желтый домик – желтые пуговки, в красный – красные и т.д.

Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.

Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.

«Найди спрятанный предмет»                                                                                                           На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,                                                                                        А разноцветная фасоль.                                                                                                       На дне — игрушки для детей,                                                                                              Мы их достанем без затей.

С         С  игрушками проводят следующие упражнения:

  • «Скажи, какой?» Ребенок должен назвать прилагательные (цвет, вкус, форма)
  • «Что делает?» Ребенок должен назвать глаголы.
  • «Про что я говорю?» Педагог показывает предметы детям, погружает их в бассейн. Затем рассказывает об одном задуманном предмете, называя признаки, что с ним можно делать или что он делает. Дети отгадывают предмет и находят его в бассейне. Например: «Она металлическая, ею едят суп» (ложка).
  • «Найди фигуру по образцу»  Искать геометрические фигуры.
  • «Назови одним словом», «4-ый лишний»
  • «Куда мы попали?» Дети находят картинки: гриб, белка, ель. Значит, мы попали в лес.
  • «Придумай предложение» (с одним найденным словом, с двумя, тремя и т. д.)
  • «Вспомни сказку» Дети должны назвать сказку, в которой встречаются найденные герой.
  • «Магазин» Взять картинки с определенным звуком.
  • Игры с разноцветными яйцами от киндер-сюрпризов (называние цвета, размера, счет, произнесение звуков или слов на определенные звуки: красное яйцо - гласный звук, синее - согласный твердый, зеленое - согласный мягкий).

Третий блок - игры и упражнения с водой и льдом

Упражнения для формирования длительного выдоха                                              

«Буль-бульки» В один бассейн налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите детям поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в таз, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в таз, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные тазики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый тазик через зеленую трубочку и т.д.

«Кораблики», «Листики», «Перышки»  

«Стирка кукольного белья» (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание))

«Что тонет». Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Обязательно проговаривайте, из чего сделан предмет, какой он. «Льет или капает?» «Предлоги».                                                                                                          

Эксперименты со снегом и льдом (слова - антонимы), с жиром и водой («Водоплавающие птицы»).

Четвертый блок – игры с песком

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

  • Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
  • Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.
  • Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игр "Построй ступеньки", «Построй домик». Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
  • "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
  • Если в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов. При изучении лексической темы «Строительство» можете смело экспериментировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи дошкольников

     Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это бог...

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Мастер – класс для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»

Конспект Мастер – класса для педагогов « Использование пескотерапии в развитии речи дошкольников» для городской конференции по кластеру « Все начинается с чтения»...

Проект «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники....