Проект «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
проект по развитию речи по теме

Прокофьева Марина Леонидовна

Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Проект

 «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

http://peredshkoloy.ru/wp-content/uploads/2014/10/Razvit.rechi_.jpg

Ханты-Мансийский автономный округ

город Пыть-Ях

Говорить путано умеет всякий,

говорить ясно немногие.

                Галилео Галицей.

        

  1. Краткая аннотация проекта

В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Для этого необходимо у детей развивать связную речь - высшую форму мыслительной деятельности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

        Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях»

         Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой.

        

2.        Обоснования содержание проекта

        Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мы считаем, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Объект проекта: дети 5-7 лет

Предмет проекта: взаимодействие с педагогами, с семьями воспитанников по вопросам речевого развития

Тип проекта:         долгосрочный

3.Цели и задачи проекта        

Цель проекта: Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники.

Задачи проекта:        

  • Формировать умение работать с опорой на мнемотаблицы, при составлении описательных рассказов и заучивании стихов.
  • Формировать умение детей связно, последовательно, грамотически правильно излагать свои мысли.
  • Формировать умение составлять мнемотаблицы.
  • Развивать речь с помощью мнемотехники.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, воображение.

        Таким образом, развитие речи -это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого развивается речь у воспитанников, их умение говорить, общаться друг с другом, выразить свои мысли, желания, требования.

Основное содержание проекта

Идея проекта – создание системы непрерывного воспитания и образования в формировании эффективности использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.

4. Направления работы по проекту:

        

        

        




Тематический план старшая группа

Дата проведения

Тема НОД

Совместная деятельность педагога   с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Осень в городе.

Составляем описательный рассказ про осень. Зарисовываем мнемосхему.

Изучаем стихотворение про осень, с помощью мнемотаблицы.

Беседы с детьми об осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, Чтение рассказов, заучивание стихотворений.

Консультация для родителей:

«Развитие речи дошкольников»

октябрь

Животные осенью.

Составляем описательный рассказ про белку, зайца. Зарисовываем мнемосхему.

Изучаем стихотворение  

«Зайка » с помощью мнемотаблицы.

Беседы с детьми о животных как они осень готовятся к зиме. рассматривание животных и их детёнышей закрепить название. Загадки скороговорки о животных. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблиц.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения

ноябрь

Птицы.

Беседа с детьми: о птицах

Зарисовываем рассказ об птицах.

Рассказываем про птиц. (использование мнемосхем)

Самостоятельно рисуем мнемосхему.

Беседы об птицах. Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение худ литературы.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

декабрь

Скоро Новый год.

Разучиваем стихотворение к празднику

 Составляем мнемосхему к стихотворению

Рассказ про Деда мороза (по мнемосхеме)

Беседы с детьми о зиме, о предстоящем празднике наблюдение на прогулке за изменениями в природе, Чтение рассказов, заучивание стихотворений.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

январь

Зимние забвы

 Изучение стихотворений про зиму.

Составление мнемосхем.

Совместное составление мнемосхем к стихотворению зимние забавы.

Рассказ по мнемосхеме

 « Как я провел зимние каникулы.

Беседы о зимних забавах, рассматривание иллюстраций.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Беседы с родителями: «Как правильно составить мнемотаблицу»

февраль

Наша армия

Составление мнемосхем к стихотворению.  «Мой папа»

Составление мнемосхемы к стихотворению

про 23 февраля.

Разучивание стихов для праздника 23 февраля с использованием мнемотаблиц. Чтение литературы по теме. Беседы с детьми о профессиях пап, дедушек.

Беседы с родителями.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

март

Весна. 8 марта.

Составляем описательный рассказ «Мамочка любимая моя». Зарисовываем мнемосхему.

Изучаем стихотворение про весну

Разучивание стихов для праздника 8 марта с использованием мнемотаблиц. Чтение худ. литературы по темам. Беседы с детьми о профессиях мам и бабушек. Отгадывание загадок о весне.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

Подбор литературы для чтения, составление схем, мнемотаблиц.

апрель

День земли

Изучение стихотворений: «Берегите Землю!

Составление мнемосхем.

Совместное составление мнемосхем к стихотворению «Моя земля, моя планета»

Беседы «Наша планета Земля» Рассматривание иллюстраций.

Чтение о, разучивание стихотворений. Составление мнемотаблиц к стихам.

22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

Подбор литературы для чтения, составление схем, мнемотаблиц.

май

Итоговая диагностика уровня развития связной речи.

Разучивание стихотворений.

 К 9 мая. Составление мнемотаблиц по ним.

Тематический план подготовительная группа

Дата проведения

Тема НОД

Совместная деятельность педагога   с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Осень.

Составляем описательный рассказ про осень. Зарисовываем мнемосхему.

Изучаем стихотворение про осень, с помощью мнемотаблицы.

Беседы с детьми об осени,наблюдение на прогулке за изменениями в природе, Чтение рассказов, заучивание стихотворений.

Консультация для родителей:

«Развитие речи дошкольников»

октябрь

Деревья осенью

Составляем описательный рассказ про берёзу, осину. Зарисовываем мнемосхему.

Изучаем стихотворение   «Осинка»с помощью мнемотаблицы.

Беседы с детьми о деревьях, рассматривание дерева, закрепить название. Д/и «Родственные слова», «Подскажи словечко» Чтение худ литературы: «Спор деревьев» К.Ушинский. Загадки скороговорки о деревьях. Заучивание стихотворения «Осинка» с помощью мнемотаблиц.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. Прогулка в парк: рассмотреть деревья, сравнить их.

ноябрь

Мои любимые игрушки.

Беседа с детьми:

Какие мои самые любимые игрушки. Зарисовываем рассказ об игрушке.

Рассказываем про игрушку (использование мнемосхем)

Самостоятельно рисуем мнемосхему.

Беседы об игрушке. Рассматривание игрушек. Чтение худ литературы.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

декабрь

Скоро Новый год.

Разучиваем стихотворение к празднику

 Составляем мнемосхему к стихотворению

Рассказ про Деда мороза (по мнемосхеме)

Беседы с детьми о зиме, о предстоящем празднике наблюдение на прогулке за изменениями в природе, Чтение рассказов, заучивание стихотворений.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

январь

Зимушка зима

 Изучение стихотворений про зиму.

Составление мнемосхем.

Совместное составление мнемосхем к стихотворению про зиму.

Рассказ по мнемосхеме

 «Как я провел зимние каникулы.

Беседы о зиме, рассматривание иллюстраций.

Чтение: «Проказы матушки зимы» К. Ушинский.» Про птиц», Н. Калинина, «Узоры на снегу» Соколов-Микитов.

Беседы с родителями: «Как правильно составить мнемотаблицу»

февраль

Наша армия

Составление мнемосхем к стихотворению.  «Скоро папин праздник»

Составление мнемосхемы к стихотворению

про 23 февраля.

Разучивание стихов для праздника 23 февраля с использованием мнемотаблиц. Чтение литературы по теме. Беседы с детьми о профессиях пап, дедушек.

Беседы с родителями.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

март

Весна. 8 марта.

Составляем описательный рассказ «Мамочка любимая моя». Зарисовываем мнемосхему.

Изучаем стихотворение про весну

Разучивание стихов для праздника 8 марта с использованием мнемотаблиц. Чтение худ. литературы по темам. Беседы с детьми о профессиях мам и бабушек. Отгадывание загадок о весне.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

Подбор литературы для чтения, составление схем, мнемотаблиц.

апрель

День космонавтики

Изучение стихотворений о космосе.

Составление мнемосхем.

Совместное составление мнемосхем к стихотворению Космос.

Беседы о космосе, космонавтах.  Рассматривание иллюстраций.

Чтение о космосе, разучивание стихотворений. Составление мнемотаблиц к стихам.

Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения.

Подбор литературы для чтения, составление схем, мнемотаблиц.

май

Итоговая диагностика уровня развития связной речи.

Разучивание стихотворений.

 К 9 мая. Составление мнемотаблиц по ним.

Ожидаемые результаты: 

  • у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
  • появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. 

Список использованной литературы:

1.Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

2.Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001

3. Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003

4. Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985.

5. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.

6. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

7. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». - 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...

Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»

Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей. Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мне...