Проект «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
проект по развитию речи по теме
Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 100.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»
Проект
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Ханты-Мансийский автономный округ
город Пыть-Ях
Говорить путано умеет всякий,
говорить ясно немногие.
Галилео Галицей.
- Краткая аннотация проекта
В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Для этого необходимо у детей развивать связную речь - высшую форму мыслительной деятельности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях»
Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой.
2. Обоснования содержание проекта
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мы считаем, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Объект проекта: дети 5-7 лет
Предмет проекта: взаимодействие с педагогами, с семьями воспитанников по вопросам речевого развития
Тип проекта: долгосрочный
3.Цели и задачи проекта
Цель проекта: Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники.
Задачи проекта:
- Формировать умение работать с опорой на мнемотаблицы, при составлении описательных рассказов и заучивании стихов.
- Формировать умение детей связно, последовательно, грамотически правильно излагать свои мысли.
- Формировать умение составлять мнемотаблицы.
- Развивать речь с помощью мнемотехники.
- Развивать психические процессы: память, внимание, воображение.
Таким образом, развитие речи -это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого развивается речь у воспитанников, их умение говорить, общаться друг с другом, выразить свои мысли, желания, требования.
Основное содержание проекта
Идея проекта – создание системы непрерывного воспитания и образования в формировании эффективности использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.
4. Направления работы по проекту:
Тематический план старшая группа
Дата проведения | Тема НОД | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Осень в городе. Составляем описательный рассказ про осень. Зарисовываем мнемосхему. Изучаем стихотворение про осень, с помощью мнемотаблицы. | Беседы с детьми об осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, Чтение рассказов, заучивание стихотворений. | Консультация для родителей: «Развитие речи дошкольников» |
октябрь | Животные осенью. Составляем описательный рассказ про белку, зайца. Зарисовываем мнемосхему. Изучаем стихотворение «Зайка » с помощью мнемотаблицы. | Беседы с детьми о животных как они осень готовятся к зиме. рассматривание животных и их детёнышей закрепить название. Загадки скороговорки о животных. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблиц. | Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения |
ноябрь | Птицы. Беседа с детьми: о птицах Зарисовываем рассказ об птицах. Рассказываем про птиц. (использование мнемосхем) Самостоятельно рисуем мнемосхему. | Беседы об птицах. Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение худ литературы. | Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. |
декабрь | Скоро Новый год. Разучиваем стихотворение к празднику Составляем мнемосхему к стихотворению Рассказ про Деда мороза (по мнемосхеме) | Беседы с детьми о зиме, о предстоящем празднике наблюдение на прогулке за изменениями в природе, Чтение рассказов, заучивание стихотворений. | Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. |
январь | Зимние забвы Изучение стихотворений про зиму. Составление мнемосхем. Совместное составление мнемосхем к стихотворению зимние забавы. Рассказ по мнемосхеме « Как я провел зимние каникулы. | Беседы о зимних забавах, рассматривание иллюстраций. Чтение книг, рассматривание иллюстраций. | Беседы с родителями: «Как правильно составить мнемотаблицу» |
февраль | Наша армия Составление мнемосхем к стихотворению. «Мой папа» Составление мнемосхемы к стихотворению про 23 февраля. | Разучивание стихов для праздника 23 февраля с использованием мнемотаблиц. Чтение литературы по теме. Беседы с детьми о профессиях пап, дедушек. | Беседы с родителями. Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. |
март | Весна. 8 марта. Составляем описательный рассказ «Мамочка любимая моя». Зарисовываем мнемосхему. Изучаем стихотворение про весну | Разучивание стихов для праздника 8 марта с использованием мнемотаблиц. Чтение худ. литературы по темам. Беседы с детьми о профессиях мам и бабушек. Отгадывание загадок о весне. | Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. Подбор литературы для чтения, составление схем, мнемотаблиц. |
апрель | День земли Изучение стихотворений: «Берегите Землю! Составление мнемосхем. Совместное составление мнемосхем к стихотворению «Моя земля, моя планета» | Беседы «Наша планета Земля» Рассматривание иллюстраций. Чтение о, разучивание стихотворений. Составление мнемотаблиц к стихам. | 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. Подбор литературы для чтения, составление схем, мнемотаблиц. |
май | Итоговая диагностика уровня развития связной речи. | Разучивание стихотворений. К 9 мая. Составление мнемотаблиц по ним. |
Тематический план подготовительная группа
Дата проведения | Тема НОД | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Осень. Составляем описательный рассказ про осень. Зарисовываем мнемосхему. Изучаем стихотворение про осень, с помощью мнемотаблицы. | Беседы с детьми об осени,наблюдение на прогулке за изменениями в природе, Чтение рассказов, заучивание стихотворений. | Консультация для родителей: «Развитие речи дошкольников» |
октябрь | Деревья осенью Составляем описательный рассказ про берёзу, осину. Зарисовываем мнемосхему. Изучаем стихотворение «Осинка»с помощью мнемотаблицы. | Беседы с детьми о деревьях, рассматривание дерева, закрепить название. Д/и «Родственные слова», «Подскажи словечко» Чтение худ литературы: «Спор деревьев» К.Ушинский. Загадки скороговорки о деревьях. Заучивание стихотворения «Осинка» с помощью мнемотаблиц. | Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. Прогулка в парк: рассмотреть деревья, сравнить их. |
ноябрь | Мои любимые игрушки. Беседа с детьми: Какие мои самые любимые игрушки. Зарисовываем рассказ об игрушке. Рассказываем про игрушку (использование мнемосхем) Самостоятельно рисуем мнемосхему. | Беседы об игрушке. Рассматривание игрушек. Чтение худ литературы. | Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. |
декабрь | Скоро Новый год. Разучиваем стихотворение к празднику Составляем мнемосхему к стихотворению Рассказ про Деда мороза (по мнемосхеме) | Беседы с детьми о зиме, о предстоящем празднике наблюдение на прогулке за изменениями в природе, Чтение рассказов, заучивание стихотворений. | Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. |
январь | Зимушка зима Изучение стихотворений про зиму. Составление мнемосхем. Совместное составление мнемосхем к стихотворению про зиму. Рассказ по мнемосхеме «Как я провел зимние каникулы. | Беседы о зиме, рассматривание иллюстраций. Чтение: «Проказы матушки зимы» К. Ушинский.» Про птиц», Н. Калинина, «Узоры на снегу» Соколов-Микитов. | Беседы с родителями: «Как правильно составить мнемотаблицу» |
февраль | Наша армия Составление мнемосхем к стихотворению. «Скоро папин праздник» Составление мнемосхемы к стихотворению про 23 февраля. | Разучивание стихов для праздника 23 февраля с использованием мнемотаблиц. Чтение литературы по теме. Беседы с детьми о профессиях пап, дедушек. | Беседы с родителями. Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. |
март | Весна. 8 марта. Составляем описательный рассказ «Мамочка любимая моя». Зарисовываем мнемосхему. Изучаем стихотворение про весну | Разучивание стихов для праздника 8 марта с использованием мнемотаблиц. Чтение худ. литературы по темам. Беседы с детьми о профессиях мам и бабушек. Отгадывание загадок о весне. | Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. Подбор литературы для чтения, составление схем, мнемотаблиц. |
апрель | День космонавтики Изучение стихотворений о космосе. Составление мнемосхем. Совместное составление мнемосхем к стихотворению Космос. | Беседы о космосе, космонавтах. Рассматривание иллюстраций. Чтение о космосе, разучивание стихотворений. Составление мнемотаблиц к стихам. | Подобрать схемы, для составления рассказа, стихотворения. Подбор литературы для чтения, составление схем, мнемотаблиц. |
май | Итоговая диагностика уровня развития связной речи. | Разучивание стихотворений. К 9 мая. Составление мнемотаблиц по ним. |
Ожидаемые результаты:
- у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
- появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Список использованной литературы:
1.Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2.Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001
3. Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003
4. Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985.
5. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.
6. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
7. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». - 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"
Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...
МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Мнемотехника для развития речи...
Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "
Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...
Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»
Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей. Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мне...