Методическая разработка "С чистой речью на мячах"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Лепехина Светлана Викторовна
Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка181 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 19 Ворошиловского района г. Волгограда

Методическая разработка

"С чистой речью на мячах"

Фитбол-гимнастика в сочетании с логоритмическими упражнениями, как средство физического, психомоторного, речевого и эмоционального развития дошкольников.

Подготовили:

                         

                        

                        учитель -  логопед Лепехина С.В.

                        руководитель физического воспитания

                        Токарева Ю.А.;

                        музыкальный  руководитель

                         Щурова Е.В.

                        

                        

                         

г. ВОЛГОГРАД

2015 г.


Фитбол-гимнастика в сочетании с логоритмическими  упражнениями,

как средство физического, психического, речевого и эмоционального развития дошкольников.

Актуальность выбранной темы.

        Разработка инновационных оздоровительных технологий для дошкольных учреждений – первоочередная и своевременная задача.

        Актуальность выбранной темы определена социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране: по данным РАМН РФ, в последние десятилетия отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья физического, психического и речевого развития детей.

        Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждений, особенно в логопедических  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исследования показали, что дети с тяжелыми нарушением речи отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения.

        Все вышесказанное еще раз убеждает нас в том, что для речевых  детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания.

        Наши дети нуждаются в особых программах, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

        Пытаясь найти решение этой проблемы, мы обратились к опыту работы с фитболами детских садов Санкт - Петербурга «Двигательный игротренинг для дошкольников» (авторы Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук) и опыту работы по логоритмике  Г.А. Волковой, Р.Л. Бабушкиной и др.

        Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритм движений  или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
        

Используемые в  работе технологии:

1. Фитбол-гимнастика (А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова).

2. Логоритмика (Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова, Г. А. Волкова, М.Ю. Картушина)


                                        

Что такое "Фитбол"?


Фитбол-гимнастика.

Краткая история развития Фитбол-гимнастики

        Фитбол в переводе с английского  языка означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.

        В 1955 г. швейцарский врач физиотерапевт Сюзан Кляйн – Фогельбах впервые применила фитболы с лечебной целью в занятиях с больными церебральным параличом.  Ее ученица, американская врач физиотерапевт Джоан Познер – Майер, применяла с 1989 г. до настоящего времени мячи для реабилитации больных после травм опорно-двигательного аппарата. Также ею разработаны оздоровительные программы для детей.

        В 1992 г. в США Майк и Стефания Моррис разработали программы,  которые используются в оздоровительных группах.

        Различные лечебные оздоровительные программы по фитбол-гимнастике применяются в странах Европы уже более 15 лет. Опыт работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров различных стран: Швейцарии, Италии, Германии, США и др. – подтвердил, что упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья, т.к. они обладают положительным оздоровительным эффектом.

Физиологические механизмы воздействия фитбола на организм занимающихся.

        

        Гимнастика с использование фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине. Фитбол имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей.

        Занятия фитбол-гимнастикой вызывают большой интерес, как у детей, так и у  взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм.

        Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у занимающихся.

        За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча активизируются регенеративные процессы, улучшается кровообращение и микродинамика в межпозвоночных дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

        Это позволяет использовать фитболы в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Занятия, сидя на мяче сходны с верховой ездой, положительное влияние которой описано Гиппократом. В специальной литературе езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний ЖКТ, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении.

        Покачивания в положении сидя на мяче, центрируют  межпозвоночные диски, нормализуя в них обменные процессы, мобилизуя тонус различных отделов позвоночника. Легкое покачивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов, улучшает отток лимфы и венозной крови, легочное кровообращение, способствует откашливанию при заболеваниях легких, нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников, обладает обезболивающим действием (А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001).

        Механическая вибрация оказывает как специальное, так и специфическое воздействие практически на все органы и системы человека.

        Непрерывная вибрация действует успокаивающе и выполняется детьми сидя, не отрывая ягодиц от мяча. Прерывистая вибрация в быстром темпе обладает возбуждающим эффектом.

        Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, корригировать имеющиеся нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости без использования специальных валиков и приспособлений в области кифоза или лордоза. Известно, что почти каждый ребенок имеет разную длину нижних конечностей, что приводит к перекосу таза и деформации позвоночника. Мяч за счет своих упругих свойств неравномерно действует на седалищные бугры, выравнивая таз и корректируя сколиотические  отклонения позвоночника в грудном и поясничном отделах без всяких дополнительных приспособлений. При сидении на мяче через крестец происходит распределение ритмических колебаний на весь позвоночник, включая и область черепа, что способствует изменению динамики спинномозговой жидкости. Упражнения в исходном положении сидя на мяче, тренируют мышцы тазового дна, что тоже очень важно, т.к. слабые мышцы способствуют патологическим явлениям мочевыводящей системы: энурезу, опущению почек и внутренних органов. Тренировки на мяче еще хороши тем, что они стимулируют естественное взаимодействие мышц талии. Мышцы пресса и поясницы «подстраиваются» друг под друга, уравновешивают взаимную силу, и это является лучшей профилактикой поясничных недомоганий.

        При методически правильно построенной программе занятий и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы сидения, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета, т.к. в работу включается более глубокие мышечные группы для поддержания  равновесия, что способствует укреплению мышц туловища и формированию правильной осанки.

        Упражнения на мяче способствуют тренировке вестибулярного аппарата, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают общее стимулирующее влияние на организм, активизируют моторно-висцеральные рефлексы, а также благотворно влияют на суставы, увеличивая их подвижность и эластичность.

        Занимающиеся меньше болеют, у них появляется чувство радости, удовольствия, хорошего настроения. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее происходит процесс обучения любым двигательным умениям и навыкам (Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук, 2003 г.)

Мяч по своим свойствам многофункционален и в программах  Фитбол-гимнастики может  использоваться как предмет, тренаже или опора. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и  выбора средств могут иметь различную направленность:

  • для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
  • для укрепления мышц брюшного пресса;
  • для укрепления мышц спины и таза;
  • для укрепления мышц ног и свода стопы;
  • для увеличения гибкости и подвижности суставов;
  • для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  • для формирования и укрепления осанки;
  • для развития ловкости и координации движения;
  • для развития пластики и музыкальности;
  • для расслабления и релаксации;
  • для профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата и внутренних органов);
  • для активизации занятий физическими упражнениями;
  • для коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Фитболы позволяют максимально индивидуализировать коррекционно-воспитательный процесс за счет широких возможностей его свойств и механизмов физиологического воздействия на организм детей.

Дыхательные упражнения, направленные на тренировку верхнегрудного, нижнегрудного и диафрагмального дыхания, а также звукоречевая гимнастика с упражнениями на мячах необходимы детям с речевыми расстройствами. Особенно эффективно сочетание дыхательной и звукоречевой гимнастики с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение.


Игровые упражнения на координацию движения и речи

Особую роль в физическом воспитании детей играют  общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформации опорно-двигательного аппарата.

   Необходимо помнить, что у нынешних детей имеет место задержка двигательных умений и навыков, нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата, недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний - все это снижает физическое развитие и ухудшает соматическое здоровье ребенка. У многих детей ослаблена нервная система, понижена работоспособность, повышена утомляемость.

        Упражнения Фитбол-гимнастики просты по структуре движений. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Кроме того, они получают представления о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

        Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задание в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп.

        Чтобы усилить влияние выполняемых упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, на повышение обмена веществ, необходимо постепенно уплотнять процесс выполнения упражнений, по возможности сокращая паузы между упражнениями, превращая их в музыкально-ритмические комплексы.

          Вначале курса Фитбол-гимнастки необходимо освоить статические упражнения. Это задание на освоение ребенком исходных положений и различные игры типа «Замри»: «Кто дольше простоит», «Кто самый выносливый», «Кто самый сильный» и т.д. Как только ребенок освоит простейшие манипуляции с мячом, необходимо постепенно вводить ритмические упражнения с речью. Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по постановке звуков. Главная задача данных упражнений – координация речи ребенка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задается педагогом.

        Необходимо помнить, что чем меньше ребенок, тем темп более медленный, движения выполняются в ритм слова, а не слога с преобладанием однонаправленных одноименных движений. СПб Академия постдипломного педагогического образования.

«Звучащие стихи» в коррекции общей моторики.

        На этом этапе  коррекционной работы вводится общеразвивающие упражнения на развитие динамической координации, которые направлены, прежде всего, на коррекцию опорно-двигательного аппарата.

        Серия общеразвивающих упражнений разучивается с музыкальным сопровождением как более сложным видом выполнения заданий, так как именно музыка задает темп, динамику, амплитуду и силу движений. Музыкальный руководитель подбирает мелодии, которые просты по интонации и ритму, но вместе с тем, очень образные и яркие по характеру. Каждая песенка из серии разучивается на музыкальном занятии, в свободное время от занятий в группе ребенок рисует тот или иной персонаж, что способствует лучшему запоминанию стихотворений. На дополнительных физкультурных занятиях разучивается само упражнение в сочетании с музыкой и стихами. Если в предыдущей серии упражнений все движения выполнялись равномерно в ритм слов или слогов, то в данной серии движения выполняются в соответствии с логическим акцентом в фразе. Здесь основное внимание педагога уделяется соответствию выразительных пластических движений, создаваемому образу.

Музыкально-ритмический комплекс как эффективный путь воздействия на двигательную сферу ребенка.

        В педагогике под словом ритмика подразумевается система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. В основе ритмики лежит понятие ритмического чувства, свойственное почти каждому человеку. В ритмике музыка и движения неразрывно связаны, так как ритм – это временная характеристика музыкального произведения, создающая иллюзию развития и движения. С давних пор ритмику используют как эффективное оздоровительное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как именно музыка является катализатором всех двигательных актов. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируются память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы.

        Для реализации оздоровительных задач целесообразнее использование ритмической гимнастики, то есть упражнений с высокой двигательной активностью, цель которых – многократное повторение элементов, что позволяет выработать тот или иной навык.

        Ритмика на мячах имеет те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. Основной структурной единицей Фитбол-ритмики является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс. Каждый комплекс, в свою очередь, состоит из четырех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями. В подготовительной части широко используются различные виды ходьбы, упражнения на перестроения и ориентировку в пространстве. Для основной части характерны упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклоны, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Максимальная нагрузка приходится на «прыжковую часть», в которой используются беговые, маховые упражнения и различные по сложности координации варианты движений. Заключительная часть составлена из упражнений на релаксацию и восстановление дыхания.

        Исключительно важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы – четко дифференцированными, с хорошо различимыми темпом и ритмом. Это позволяет ребенку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма произведения должна быть простой  или повторяемой. Как правило, всем этим требованиям отвечают детские песенки, несложные по мелодии и оркестровке (например, песни из мультфильмов). В каждый комплекс входит пять – шесть отдельных песен – композиций, исполняемых непрерывно в течение 10 – 12 минут. Все комплексы должны быть объединены единым сюжетом и единым по стилю и оркестровке музыкальным материалом. Перед разучиванием каждого комплекса можно рассказать детям сказку, которая лексически объединит все композиции в единый сюжет. Такой прием облегчает детям запоминание и реализацию последовательности движений.

        Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу, более трудные упражнения разучиваются отдельно без музыки поэлементно. Каждое упражнение имеет свое название – позу, исходя из сюжета сказки, что позволяет сделать исполнение более выразительным и облегчает его запоминание.

        Одним из условий выполнения этой гимнастики, в отличие от традиционной, является одновременное выполнение комплексов педагогом и детьми. Педагог, таким образом, не только демонстрирует образец исполнения, дает пример артистичности и эмоциональности, но и способствует непрерывной организации их движений. У всех детей разный темперамент, не одинакова степень переключаемости, разный уровень памяти, поэтому показ педагога является в первую очередь подсказкой и залогом одновременного и синхронного исполнения движений.

Ребенок в этом случае концентрирует внимание не на запоминании композиции, а на эмоциональности, выразительности, качестве исполнения.

        

Необходимо помнить, что все движения должны исполняться в левую и  правую стороны, равномерная нагрузка способствует развитию симметрии и гармонии движений. Рационально в начале осваивать и тренировать движения доминирующей рукой, а потом

противоположной. Простые по координации движения можно показывать «зеркально», а сложные – стоя спиной к детям.

        Упражнения должны быть разнообразными. Это связано, в частности, с тем, что, в отличие от взрослых, дети быстро теряют интерес к выполнению одних и тех же комплексов. Повышение нагрузки и однообразие вызывает и у них негативную реакцию, в результате которой они отказываются выполнять задания. Наиболее целесообразна смена комплексов через шесть – восемь занятий. Таким образом, при структурном сходстве движений, обеспечивающем достижение необходимого тренирующего эффекта, различия в музыкальном и содержательном материале позволяют избегать явления монотонности, поддерживать интерес ребенка к занятиям на оптимальном уровне.

        Все комплексы имеют единую структуру:

  • первая композиция -  упражнения на основные движения и плечевой пояс;
  • вторая – упражнения на пластику и гибкость;
  • третья – общеразвивающие упражнения для всех групп мышц;
  • четвертая – партерные упражнения;
  • пятая – активная, прыжковая композиция;
  • шестая – заключительная, импровизационная.

Необходимо помнить, что на занятиях Фитбол-гимнастики должен осуществляться строгий контроль за самочувствием детей.


Что такое "Логоритмика"?

Логоритмика.

Краткая история развития Логоритмики.

        Физические упражнения под музыку были известны со времен Древнего Египта. Греками арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки физического оздоровления организма.

        На рубеже 19-20 веков в разных странах Европы наиболее известными стали теоретические и практические положения, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания ученых, педагогов, музыкантов: Н.А. Римского-Корсакова, Э. Жака-Далькроза, Б.М. Теплова, Н.Г. Александровой и др.

        Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 г., когда Жак-Далькроз, профессор Женевской Консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал шесть лекций о ритме. В нашей стране идеи попали на благодатную почву, т.к. его ученицы Н.Г.Александрова и В.А. Гринер широко пропагандировали метод ритмического воспитания, нацеленный на борьбу с аритмией, которая разрушающим образом действует на психофизическую и общественную жизнь человека.

        Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика. В.А. Гринер и Ю.А. Флоренская составили коррекционный дидактический материал и акцентировали внимание на том, что логопедическая ритмика существенно отличается от методики ритмического воспитания, так как в упражнениях особое место уделяется слову.

        Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80 – х годах 20 века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушение голоса.

Современная модель логопедической ритмики.

        В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом (Волкова, 2003).

         Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко (1941), рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

  • вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • счетные упражнения;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувства музыкального размера или метра;
  • упражнения, формирующие чувства музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • игру на музыкальных инструментах;
  • музыкальную самостоятельную деятельность;
  • игровую деятельность;
  • упражнения для развития творческой инициативы;
  • заключительные упражнения.

  Автор акцентирует внимание на необходимости подхода к средствам логопедической ритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы и с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта.

Логопедическая ритмика  для дошкольников.

                В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место должны занимать физические упражнения, логопедическая ритмика.

                Логопедическая ритмика – одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании         слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и  обучения детей с речевой патологией.

                Итак, объектом логопедической ритмики является ребенок с речевой патологией, предметом – многообразные нарушения психомоторных функций с система движений в сочетании с музыкой и словом, целью – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

                Введение ритмики в систему обучения нормально говорящих и слышащих детей способствует развитию их общей музыкальности и культуры движений. В отношении детей с расстройствами слуха и речи занятия ритмикой преследуют иную цель, имеют специфические задачи и свою методику. Главная задача логопедической ритмики – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения  чувства ритма.

                Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции – тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять получаемые впечатления, быстро реагировать на сигналы извне для установления связи с окружающей средой. В итоге все эти навыки будут содействовать как усвоению учебного материала, так и успешному осуществлению любой другой целенаправленной деятельности.

                Таким образом, ритмика способствует общему развитию и обучению ребенка.

В задачи логоритмики входят:

  • организация детского коллектива с целью развития навыков движения в коллектива;
  • выработка умения сосредоточить внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное);
  • выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умения переключаться с одной деятельности на другую).

                Коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.

        Поскольку все логоритмические занятия служат целям коррекции речи, движения и личности ребенка, то их программа должна быть согласованна с этапами логопедической работы. Для соблюдения принципа постепенного усложнения заданий практический материал следует распределять в определенной последовательности:

  • ритмическая гимнастика
  • общеразвивающие упражнения
  • пение
  • музыкально-ритмические движения, игры, танцы
  • речевые упражнения
  • слушание музыки

Такая последовательность заданий обеспечивает оптимальное напряжение (с подъемом к середине занятия) и правильное чередование физической и психологической нагрузки в упражнениях.

        Занятия рекомендуется проводить1-2 раза в неделю по 40 минут для старших и не реже двух раз по 30-35 мин для младших детей. Количество детей в группе не должно превышать 10-12. При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:

  • вид речевого нарушения;
  • все особенности личности,  с ним связанные;
  • особенности музыкальной деятельности, также обусловленные речевым нарушением;
  • возрастные особенности;
  • определяемые периодами логопедической работы последовательность и усложнение заданий.

                По состоянию моторики и речи дошкольников 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием можно выделить три подгруппы детей с данной речевой патологией:

  1. дети с фонематическим недоразвитием речи, у которых недостаточно развиты основные моторные навыки;
  2. дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, имеющие нарушения динамической координации движений и повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата;
  3. дети с фонетическим недоразвитием речи, имеющие нарушения тонких, дифференцированных движений, связанных как с общей, так и с речевой моторикой.

                При фонетическом недоразвитии речи необходимо:

  • развивать быстроту двигательной реакции, четкость, точность движений; навыки выразительного движения;
  • проводить работу по нормализации мышечного тонуса;
  • развивать музыкально-ритмические навыки детей, певческий голос, выразительность пения;
  • воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, эстетическое отношение к окружающему средствами музыки;
  • формировать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Коррекционные задачи для детей с фонематическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи определяются особенностями нарушений моторики и состоят в развитии:

  • координации и переключения с одного движения на другое;
  • умения ориентироваться в пространстве;
  • умения переходить от умеренного к быстрому или от быстрого к умеренному темпу движения;
  • вокальных и хоровых навыков (выразительно петь звонким голосом без напряжения, петь легким подвижным звуком; брать дыхание перед началом пения, между музыкальными фразами, петь, не поднимая плечи, удерживая дыхание до конца фразы; петь в разном темпе, передавать мелодию);
  • музыкально-ритмических навыков;
  • восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • образности и выразительности движений.

На протяжении занятий осуществляется дифференцированный подход к каждой подгруппе детей.

Основные и общеразвивающие упражнения проводятся на всех этапах обучения. Они способствуют развитию умения ориентироваться в пространстве, координации движений, равновесия и формируют правильную осанку. Подбираются те упражнения, в которых одновременно решаются задачи по коррекции моторики и развитию внимания и памяти.

        В процессе занятий необходимо применять специальные игровые упражнения для развития тонких движений пальцев рук. После того, как дети научились четко выполнять отдельные упражнения, проводятся инсценировки песен и стихотворений с использованием кукол бибабо, песен и стихотворений.

        

Работа по разделу «Пение» проводится поэтапно. Первый этап – пропевание гласных. Второй этап – чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих, аффрикаты. Третий этап – чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков. Четвертый этап – закрепление всех звуков в свободной речи.

В процессе работы над звукообразованием и дыханием, дети учатся «тянуть» звук, не «разрывать» слово.

        В специальном разделе логоритмических занятий «Слушание музыки» дошкольники знакомятся с более разнообразными и сложными произведениями, чем те, которые они могут исполнить.

        На начальном этапе обучения для коррекции фонематического недоразвития корригируются и развиваются двигательные навыки детей. При проведении упражнений создается определенный образ, что развивает фантазию ребенка.

        Усвоению основных движений способствуют ходьба, бег, подскоки и прыжки в различных направлениях с использованием зрительных и слуховых ориентиров. Для развития динамического слуха дается музыка разного темпа (медленный, быстрый, темп марша, бега).

        Общеразвивающие упражнения позволяют детям управлять своими мышцами. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением. Упражнения с предметами (мячи, флажки, кубики и др.) нормализуют мышечный тонус, формируют правильную осанку.

        На логоритмических занятиях проводятся упражнения, формирующие правильный артикуляционный уклад для произнесения конкретного звука. Для развития словаря и грамматического строя речи используются музыкально-дидактические игры.

        Проведение логоритмических и музыкальных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка.

В результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.


                

Логоритмика в сочетании с фитбол-гимнастикой

Модель логоритмики в сочетании с Фитбол-гимнастикой.

        Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и не речевых нарушений у детей мы используем речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические комплексы, игрогимнастика, игроритмика, упражнения и игры на фитбол -мячах, а также упражнения на расслабление и релаксацию.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами  сказок, стихов. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической импровизации.

Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнений этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в игровые ситуации. Упражнение выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук с предметами и без. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и  упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу (Теплов, 1947; Зееман, 1962).

Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения – понятие динамическое, следовательно, это способность развиваема при «стороннем» воздействии.

Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

Игроритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая музыкально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движения рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещетки, камешки, кубики.

Релаксационные упражнения снимают мышечные напряжения и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции.

Структура занятий по логоритмике в сочетании с Фитбол-гимнастикой

При составлении занятий учитываются следующие дидактические принципы:

  • научность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • поэтапное повышение требований;
  • стимулирование активности и сознательности детей;
  • индивидуальный подход к ребенку.

Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы:

  •            связь логоритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная                         направленность;
  • связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов         и структуры речевого нарушения, развития личности ребенка.

        

        Элементы логоритмики включаются в музыкальные занятия два раза в неделю, а в физкультурные занятия – элементы фитбол-гимнастики  вместо комплексов общеразвивающих упражнений, подвижных игр и др. Полноценные логоритмические занятия проводятся музыкальным руководителем и логопедом группы один раз в месяц. Совместное, логоритмическое занятие в сочетании с фитболом осуществляется один раз в квартал. Их продолжительность составляет 30- 40 мин.

        

        Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с использованием наглядного материала стимулируют потребности в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоциональный отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с обучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

        

         В вводной части занятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что удобно организационно, либо знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. Затем проводятся игрогимнастика, речедвигательные игры и такие упражнения, как дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи.         В основную часть занятия целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Далее проводятся танцевально-ритмические упражнения. Для снятия эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика.

         Задачей заключительной части занятия является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.

        

        При проведении совместных занятий логоритмики и фитбола в основную часть, вместо танцевально-ритмических упражнений, включаются упражнения и музыкально-ритмические композиции и игры на фитболах, разученные ранее.


 

Конспект занятия

Логоритмика в сочетании

с фитбол-гимнастикой

"Осенний листопад"

Составили:

 учитель – логопед Лепехина С.В.

руководитель физического воспитания Токарева Ю.А.

музыкальный руководитель Щурова Е.В.

г. Волгоград

2015 г.

Цель занятия: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Кроррекционно-образовательные: активизация внимания и памяти, учить дыхательным упражнениям, направленным на координацию ротового и носового дыхания, закрепление навыка выдувания длительной, плавной и целенаправленной воздушной струи.

Коррекционно-развивающие: совершенствование общей и мелкой моторики, координации движений, ориентация в пространстве, развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей, активизация сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание), укрепление мышечного корсета, коррекция осанки.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоционально-положительный настрой друг к другу.

Оборудование: фитбол-мячи по количеству детей, листочки, обручи.

Ход занятия:

ОСЕНЬ.

  1. Шел по лесу музыкант.
  2. Барбарики.

По залу развешены «осенние» листья. Дети  входят в зал с листочками в руках под фонограмму мелодии «Осенние дорожки».  Под аудиозапись звуков осеннего леса педагог читает стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

(М. Ходякова)

      Ритмическая разминка.

  1. Осенние дорожки (1 куплет) – идут по кругу с листиками.
  2. Осенние дорожки (минусовка).

Пойдем осенними дорожками,

Пусть листики шуршат под ножками. (Ходьба по кругу в колонне)

Листья осенние в танце кружатся, (Вращение вокруг себя на носках)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (Легкий бег на носках, на остановку музыки — присесть)

Ветер осенний поднялся — и вот

Листья по кругу ведут хоровод. (Боковой приставной шаг)

Ветер крепчает и дует сильнее —

Листья по кругу летят все быстрее. (Боковой галоп)

В край далекий улетая,

Нам помашет птичек стая. (Ходьба «стайкой»)

Дождик мелкий моросит, «Кап, кап, кап!» — он говорит.

(Ходьба топающим мелким шагом друг за другом по кругу)

(В. Кныш)

  1. Песня «Осень» ст. 23.

       Подвижная игра «Листопад» (Координация речи с движением).

Под ногами в листопад                Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной

Листья желтые лежат,                        Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки

Листья желтые лежат,                        вдоль туловища;

А под листьями шуршат                движения только ладонями вперед-назад.

Шурш, Шуршиха и Шуршонок        Дети правой рукой загибают на левой руке по одному пальчику

Папа, мама и листенок.                Дети левой рукой загибают на правой руке по одному пальчику

Если папа здесь пройдется,                Дети идут по кругу и громко шипят.

Громкий Шурш вокруг несется,                 

Если мама - будет тихо                Дети идут по кругу и шипят тихо.                

Под ногой шуршать Шуршиха,

А ребенок подбежит –                        Дети идут по кругу и шипят очень тихо.

Чуть Шуршонок прошуршит.

  1. Дождик по дорожке Минус.

 Посмотри, как плачет дождь – кап, кап, кап, кап       (стоим)

(дети легко щелкают двумя руками по щекам).

А по лужам ты идешь – так, так, так, так                        (идем)

(ходят, высоко поднимая ноги).

Вода хлюпает в ботинках – хлюп, хлюп, хлюп, хлюп    (идем)

(поднимают поочередно ноги, трясут ими в воздухе).

И течет уже по спинке – плюх, плюх, плюх, плюх

(заведя руки назад, кончиками пальцев, легко постукивают по спинке).

А вокруг все шире лужи – ой, ой, ой, ой                         (стоим)

(поднеся руки к лицу, качают головой).

Нам, конечно, зонтик нужен – вот такой                          (стоим)  

(показывают руками).

Только где же взять нам зонтик? Не видать. И придется нам по лужам побежать.

 5.1.        Дождик по дорожке Минус.

        Упражнение «Дождик» (на координацию речи с движениями под музыку)

Хором.  Дождик, дождик на дорожке,

(Стучать кулаками друг о друга)

Он намочит наши ножки.

(Наклониться, похлопать ладонями по коленям)

Нужно ножки поднимать,

(Стоя на месте шагать, высоко поднимая ноги)

Через лужицы скакать.

(прыжки на месте)

Вот так, вот так,

Через лужицы скакать.

(Прыжки из стороны в сторону)

Поспешим мы, поспешим,

От дождя мы убежим.

(Семенящий бег на месте)

Поспешим мы, поспешим,

От дождя мы убежим.

(Присесть — «спрятаться в домик»)

Б/музыки.

Дети садятся на стульчики. Педагог показывает предметные картинки (солнышко, дождик, грибок, «ветерок»), говорит слова и показывает соответствующее упражнение, а дети выполняют.

«Улыбка»: Солнышко нам улыбнется,

(Губы сомкнуть и растянуть в улыбке)

«Дождик»: Дождик каплями прольется.

(Приоткрыть рот, стучать языком в верхние резцы: т-т-т-т-т...)

«Грибок»: Вырастет грибок.

(«Приклеить» передний край языка к небу; опускать нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку)

«Ветерок»: Подует ветерок. (Открыть рот,  широко распластанный язык положить на нижнюю губу. Дуть: ф-ф-ф-ф...)

Слова

Дыхание

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Выдох спокойный, не напряженный

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Активный выдох, сдуть листочек с ладони

  1.  Релакс «Шелест листвы».

  Пальчиковая игра «Осенние листья»

Слова

Движения

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки.

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба

Загибать поочередно пальцы:

Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Мы соберем

Маме осенний букет отнесем.        

Сжимать и разжимать кулачки.

Вытянуть вперед ладошки.

Ребята, а сейчас я загадаю вам загадку. Педагог подходит к фитболу и говорит:        

                        Он и прыгает и скачет,

                Что же это, …это мячик!

                Он один лежит, скучает,

                Поиграть с ним приглашает!

•        Игра с пальчиками на фитболах.

  1. Играет ф-но песня «Мяч» ст. 27.

Подвижная игра с фитболами «Слушай команду» (игра на переключаемость внимания и тренировку основных движений).

                        Дети идут по кругу, прокатывая фитболы справа от себя по полу.

        Педагог говорит:

        - «лужи» - дети прыгают на мячах;

        - «солнышко» - идут по кругу, подняв мяч над головой;

- «дождик» - останавливаются, встают перед мячом и стучат пальцами по нему;

- «ручеек» - катить мяч двумя руками по кругу.

Все команды подаются детям в произвольном порядке.

  1. Песня «Осень» ст. 23. или другое.

      Массаж тела «Грибной дождик» (сидят на фитболах)

Слова

Движения

Дождевые капли,

Проговаривая стихи, хлопают «щипоткой» правой руки по левой ладони.

Прыгайте в ладошки!

Тоже по правой ладони.

Дождевые капли,

Вымойте мне ножки

Шлепают ладошками по ногам от лодыжки вверх

Дождевые капли,

Стучат правой рукой по левому плечу сзади

Бейте по спине

Левой рукой стучат по правому плечу.

Дождь грибной, но нужно

Присесть, коснуться руками пола

Подрасти и мне.

Тянуться обеими руками вверх, одновременно выпрямляясь.

  1.  Музыкально-ритмическая композиция «Раз, два, три, четыре, мы движенья сочинили».
  2. Дискотека на фитболах под «Я рисую солнце» (дети напротив друг друга прыгают и хлопают в ладоши).

Релаксация «Осень».

Устала что-то осень

Она ложится спать

И приглашает деток

Немножко полежать.

Наши ручки отдыхают, отдыхают, засыпают.

Наши ножки отдыхают, отдыхают, засыпают.

Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.

Сладко потянулись, дружно улыбнулись.

Приложение № 1

Музыкально-ритмическая композиция «Дождик» В. Оншин

Движения

Дозировка

Вступление:

На журчание воды – покачивание на мяче, на начало музыки – остановиться.

И.п. – сед на мяче

1- наклон головы вправо;

2 – и.п.;

3 - 4 то же влево.

 2 раза

И.п. – то же;

1 – поворот головы вправо;

2 – и.п.;

3-4 тоже влево

2 раза

И.п. – тоже;

1 – поднять плечи;

2 – опустить

4 раза

 куплет:

И.п. – то же;

1- поднять правую руку вверх, пальцы разжать;

2 – и.п.

1 раз

              Повторить

Тоже – левой рукой

1 раз       2 раза

И.п. – то же;

1 – обе руки вверх, пальцы разжать;

2 – и.п.

На втором повторении оставить руки вверху.

2 раза

Припев:

И.п. – сидя на мяче;

1 – поднять правую пятку на пружинном покачивании;

2 – поднять левую пятку на «пружинке»

4 раза

И.п. – то же;

1 – прямую правую ногу поставить вперед на пятку;

2 – и.п.

И.п. – то же;

1-2 то же левой ногой

2 раза    Повторить

                2 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "С чистой речью на мячах"

Фитбол-гимнастика в сочетании с логоритмическими упражнениями, как средство физического, психомотроного, речевого и эмоционального развития дошкольников....

Методическая разработка "С чистой речью на мячах"

Фитбол-гимнастика в сочетании с логоритмическими упражнениями, как средство физического, психомоторного, речевого и эмоционального развития дошкольников....

Чистую речь ребенку обеспечь. Дистанционное обучение (домашние задания для родителей) для детей с нарушениями речи.

В настоящее время родителям проще обратиться к интернету и найти материал для своего ребенка именно в этом пространстве. Мы предлагаем домашние задания по закреплению звукопроизношения у разных катего...

Чистую речь ребенку обеспечь. Дистанционное обучение (домашние задания для родителей) для детей с нарушениями речи.

В настоящее время родителям проще обратиться к интернету и найти материал для своего ребенка именно в этом пространстве. Мы предлагаем домашние задания по закреплению звукопроизношения у разных катего...

Методическая разработка "Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре пионербол"

       ФГОС определяет, что условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах ...

Методическая разработка : «Чистая планета»

Методическая разработка : «Чистая планета»автор : воспитатель ГБДОУ №85 г. Санкт- Петербург. Фрунзенский район. Евтушенко Валентина Ивановна.Тип проекта:  познавательно- творческий.Ак...

Методическая разработка "Чисто умываемся"

Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни...