Конспект занятия Тема: «Весеннее путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Трофимова Екатерина Анатольевна

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vesennee_puteshestvie.docx53.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Весеннее путешествие»

Задачи:

Обобщение знаний о весне, о птицах.

Обобщить и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными.

Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов.

Работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.

 Совершенствовать фонематическое восприятие.

Развитие связной речи.

Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Автоматизация правильного звукопроизношения поставленных звуков в свободной речи, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения.

Оборудование: презентация, мячик, ребусы, репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки

Ход занятия

1. Орг. момент

Логопед предлагает ребятам занять свои места, называя по порядку месяца. (слайд 2)

2. Артикуляционная гимнастика.

Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередование положения «острого» и «широкого» языка.

   Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть – чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

   Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд – тдд – тдд», «Дтт – дтт – дтт», «Дтд – тдт – дтт».

   Лопаются почки на деревьях  (Лошадка).

   «Грибочек»

   «Гармошка»

3. Дыхательная гимнастика. «Капель»: набрать побольше воздуха и длительно подуть на капельки, вытянув губы «трубочкой».

4. Психогимнастика с элементами самомассажа

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельками сгребаем все плохие мысли (движения кончиков пальцев от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом бежим на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекаем ( движения пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта)

И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонью сверху вниз)

 

5.  Основная часть

- Ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев? 

- А теперь закройте глаза, мы тоже отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна)).

- У кого в гостях вы побывали? (зима, весна)

- Назовите зимние и весенние месяца.

- Какое время года закончилось? Какое началось? По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна?

- С кем мы можем сравнить зиму? весну? (даются слова: старик, бабушка, девушка,…) (слайд 3)

- Какая зима? Весна ? (Дети подбирают прилагательные к этим словам)

- Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.

Задание (слайд 4)

- Перед вами палитра красок. Составим палитру красок для зимы и весны.

- Какие зимние цвета? Весенние цвета?

(Дети выставляют под каждое время года цветные фишки и комментируют - Что бывает белое…, синее …., зелёное …, жёлтое …. .)

- Как меняются краски с приходом весны?

Логопед: - Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. ……. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания месяцев. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце.

Задание 1: «Скажите наоборот»

- Как всё меняется с приходом весны?

Зимой снег чистый, а весной - … грязный

Зимой дни холодные, а весной -

Зимой солнце тусклое, а весной -

Зимой погода часто пасмурная, а весной -

Задание 2: «Весенний лес»

(Рисование двумя руками - развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)

Каждый ребёнок получает альбомный лист и два карандаша. Общий рисунок рисуем на доске.

- А сейчас нам предстоит нарисовать весенний лес. (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник, сугроб, ….

http://logopeddoma.ru/_pu/1/50682311.png

- Молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете ещё один лучик.

Задание 3:

- Но мы забыли ещё кое-что нарисовать, а что, вы узнаете из стихотворения. (стихотворение).

Весна.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

(- Как вы понимаете это сравнение?)

- Какой признак весны вы услышали в стихотворении? (проталины появляются именно в марте месяце).

Задание 4: Выделение последнего звука в слове

- Давайте добавим в наш лес проталин (карточки)

- В каком порядке будут появляться наши проталины? (Расположить проталины на доске по порядку (по последним звукам)).

http://logopeddoma.ru/_pu/1/07374620.png     http://logopeddoma.ru/_pu/1/07402818.png     http://logopeddoma.ru/_pu/1/96277876.png     http://logopeddoma.ru/_pu/1/43266201.png     http://logopeddoma.ru/_pu/1/34356812.png

Задание 5: Упражнение на согласование существительного с прилагательным

- Давайте посмотрим на наш лес и назовём всё, что видим со словом «весенний».

весенняя проталина,

весенний лес,

весенний скворечник,

весеннее дерево,

весеннее облако,

весенний лист,

весенний ручей,

весенняя трава,

весеннее солнце,

весенний цветок.

Задание 6: Упражнение на напряжение и расслабление «Лёд - вода»

Задание 7: Птицы (ребусы)

- Прислушайтесь, что вы слышите? (звучат звуки птиц). С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, узнаете, отгадав ребусы. (слайды 5-9)

- Что могут делать птицы?

6. Динамическая пауза. (Дети называют и показывают действие птиц.)

(Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют, …)

Задание 8: Игра «Измени слово» (слайд 10)

- В нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовём, какое слово останется.

срок - сок

крошка - кошка

мрак -  мак

краска - каска

прачка- пачка

крот-кот

7. Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).

Солнце наше высоко (тянуться вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук)

Тает снег от лучей, (расслабление)

Звонко побежал ручей.

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь.

Задание 9: Упражнение на слуховое внимание и память

- А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх)!

(Шкаф, апрель, тепло, , кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)

 

– Какие весенние слова вы услышали? Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах.

(Апрель, тепло, тает, лужа, подснежник, листики, трава, проталины, просыпается, капель)

8. Рефлексия. Итог занятия

Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.

Слова логопеда: «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза).

- С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске.

Свой ответ начните словом – «Весной ...».

(слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: Игра – путешествие в страну Математику.

Закрепить представления детей о свойствах предметов, сложении групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.Повторить количественный и порядковый счет, цифры 1-5, со...

Непосредственно - образовательная деятельность. Конспект - занятие тема: "Веселое путешествие" (по мотивам сказки "Теремок")

Программное содержание НОД было выполнено. Дети закрепили название живоьных и их признаков. Это способствовало использование разных методов и приемов: зрительный, наглядный. Для эмоциально - положител...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « Весеннее путешествие»

Коррекционно-обучающие цели:– обогащать словарный запас, развивать речь, умение связно и последовательно составлять рассказ с опорой на картинки о весне;-  учить узнавать и называть при...

Конспект занятия Тема. Игра – путешествие «Город доброты и вежливости» с детьми 6-7 лет

Цель: Формирование  нравственных качеств у детей 6-7 лет средствами игровой деятельности в условиях детского сада....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Маленькое путешествие»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯТЕМА: «Маленькое путешествие»...

Конспект занятия . Тема: «Безопасное путешествие по городу»

Конспект занятия с использованием программируемого лого -робота Bee-bot  по схемам на уневерсальном поле....

Конспект занятия. Тема: "Весенние чудеса".

Методическая разработка предназначена для использования в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Занятие комплексное, в него включены различные виды деятельности: трудовая, экспериментальная и изобразит...