Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Шаньгина Анна Юрьевна

Для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.

Дети любознательны, им интересно получать новые знания, слушать разнообразные произведения. Им нравится совместная деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Наблюдая за игрой дошкольников, можно заметить, что вплоть до школы кубики остаются самой интересной игрушкой для них. Это натолкнуло нас на мысль о возможности использования кубиков в своей работе, в совместной и самостоятельной деятельности.

Сторителлинг – это методика развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». Ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.

Принципиально важно, чтобы данная педагогическая технология определяет позицию взрослого по отношению к ребенку: «Мы вместе!». Техника сторителлинг позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_kubiki_istoriy_shangina_ayu.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Челябинск 2021 г.                                                                             Подготовила: Шаньгина А.Ю.,

учитель-дефектолог

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством ознакомления с опытом работы по использованию технологии сторителлинг.

Оборудование:

  •  Дидактическая игра «Кубики историй» 4 комплекта, презинтация.

Ход мастер-класса.

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Часто приходится сталкиваться с трудностями у детей, когда необходимо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории.

Для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.

Дети любознательны, им интересно получать новые знания, слушать разнообразные произведения. Им нравится совместная деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Наблюдая за игрой дошкольников, можно заметить, что вплоть до школы кубики остаются самой интересной игрушкой для них. Это натолкнуло нас на мысль о возможности использования кубиков в своей работе, в совместной и самостоятельной деятельности.

Сторителлинг – это инновационная технология развития речи детей. Сторителлинг в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т.п.

 Принципиально важно, чтобы данная педагогическая технология определяет позицию взрослого по отношению к ребенку: «Мы вместе!». Техника сторителлинг позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.

Цели сторителлинга - захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

  • обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
  • систематизировать и донести информацию;
  • обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
  • наглядно мотивировать поступки героев;
  • сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми;
  • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
  • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
  • обогатить устную речь дошкольников;
  • облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Она интересна как взрослым, так и детям - 9 кубиков, 54 картинки погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок - это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Для детей нужны яркие, понятные картинки. Взяв за идею оригинальную версию игры, можно сделать свои «Кубики историй». Больших затрат не требуется. Игра получается интересная и эффективная, может использоваться в любом месте и в любое время.

Для изготовления игры «Кубики историй» понадобятся простые кубики, клей, ножницы и картинки. Подбираются красочные предметные и сюжетные картинки, печатаются на самоклеющейся фотобумаге и обклеиваются ими грани 9-ти кубиков, складываются в красочную шкатулку. Так получается замечательная и увлекательная игра для детей.

Какие кубики историй бывают? Кубики историй Original, Сказки, Космос, Животные, Динозавры, Спорт, Мифы, Медицина, Ужастики и другие.

Также при самостоятельном изготовлении кубиков можно легко подобрать тематические картинки в соответствии с лексическими темами: дикие  и домашние животные, обувь, одежда, мебель, посуда и др.

Что значат наши картинки? На этот вопрос нет однозначного ответа, многие картинки специально сделаны абстрактно, для того чтобы допускать различные трактовки и ассоциации. Например, крепость на картинке может означать средневековый город, может принцессу, а может чье-то закрытое поведение по отношению к окружающим.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?

Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать.

Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах.

Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое.

Сторителлинг - «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.

Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.

История должна быть трансформирующей, т.е. запускать у детей процесс изменений.

С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате подсознание ребенка получает опыт, изложенный естественно и без поучений.

Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.

В чём заключается техника рассказа историй?

  • Начиная сочинять историю, подумайте, как можно ее проиллюстрировать (фотографии, рисунки, схемы). Иллюстрации  помогут передать атмосферу, раскрыть тему.
  • Соблюдайте очередность действий рассказчика: заявление, аргументация, вывод.
  • Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.
  • Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.
  • Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.
  • Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга – классический и активный.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Структура техники сторителлинг:

  • Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его. Оно должно зацепить внимание детей и удерживать его.
  • Развитие события - эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается во вступлении.
  • Кульминация - когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
  • Заключение - должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Наиболее важные моменты при создании истории:

  • Учитывать возрастные особенности детей, в том числе интеллектуальный, эмоциональный, физический уровень развития.
  • В истории должен быть определенный персонаж или герой.
  • У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в происходящих событиях.
  • Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию.
  • История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Как выбрать хорошую историю? Существует несколько принципов хороших историй.

Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.

Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «черное-белое». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.

Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам.

Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории:

  • внешний – сослаться на мнение других детей, педагогов, родителей, бабушек и дедушек, энциклопедии, Интернет и т.п.;
  • внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей.

Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.

Также хорошей можно назвать историю, если:

  • ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;
  • дети могут самостоятельно ее пересказать;
  • ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;
  • воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.

Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию и речь.

Практическая часть.

В практической части нашего мастер-класса мы ответим на вопрос: Как играть с кубиками историй?

  • Игра «Энциклопедия» - бросить кубик и рассказать интересные факты о выпавшей картинке;
  • Упражнение «Синоним» - подобрать синоним к выпавшему слову, обозначенному картинкой;
  • Игра «Прятки» - бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки сразу или через минуту. Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю.
  • Игра «Подвижные кубики». Детям нравится так бросать кубики, что они разлетаются в разные стороны. Используйте этот момент, а заодно и дайте возможность подвигаться! Пусть игроки добираются до разлетевшихся кубиков разными способами (допрыгивают на одной ножке, ползут) - от одного кубика к другому и сочиняют историю!
  • Игра «Изобретение» -  игра с применением ТРИЗ-технологии. Выберите два изображения и придумайте, что получится, если их объединить? Как и для чего можно применить их комбинацию?
  • Игра «Что общее и в чем отличия?» Бросьте два кубика и сравните две картинки: найдите общее или отличия. Главное творческий подход! Что общего между рыбкой и волшебной палочкой? Другой вариант- выберите только те изображения, которые обладают общим качеством, например, «помогают людям»
  • Игра «Ассоциации» - подберите к слову, обозначенному картинкой, слова, которые с  ним ассоциируются. Например, картинке «пчела», а слова, ассоциирующиеся с картинкой- летать, жало, крылышки, полоски, насекомое, испуг и т.д.
  • «Алфавит». Найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т.д., используя не только прямое значение, например, «Телескоп» может быть не только на букву «Т», но и на букву «Н» - небо или «З» звёзды и т.д.

Как составить рассказ по кубикам историй?

  • «Короткая история» - постарайтесь сочинить максимально короткое грамматически правильное предложение, связав все выпавшие картинки, даже если оно будет нелогичным и смешным. 
  • «История по кубику» - придумайте историю, связав все изображения на одном выбранном

кубике. 

«Расскажи по-порядку» - в данном варианте игры по одному кубику раздается каждому ребенку. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

  •  «Составление истории» - бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы.
  • «Трилогия» - возьмите набор Кубиков Историй. Каждому игроку выдаётся 3 кубика. О жанре и теме рассказа нужно договориться совместно! Жанр может быть фантастика или детектив, роман или история про ковбоев и индейцев. Тема рассказа должна содержать главный смысл, который доносит история. Например, "Друзья познаются в беде" или "Тайное становится явным".

Дальше договоритесь, кто начнет, кто продолжит, и кто закончит историю. Первый игрок бросает свои кубики, предварительно перемешав их, и начинает рассказывать историю. Второй игрок подхватывает, как только первый закончит своё повествование. И третий игрок, бросает свои кубики, заканчивая общую историю.

  • «Супергеройская история» - бросьте 1 кубик и перед вами выпавшее изображение – это ваша супер-способность (например, «Глаз» может означать способность видеть сквозь стены или стрелять лазером или менять цвет глаз). Теперь бросьте остальные кубики и придумайте историю, как у вашего героя появилась эта супер-способность. Вы можете придумать историю

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника развивает фантазию, логику, повышают культуру общения, обогащает устную речь, помогает запомнить материал.

3. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить любой материал в виде интересной истории.

4. Рассказывание историй раскрепощает застенчивых, молчаливых детей, повышает настроение, потому что сочинять истории – это не только полезно, но ещё и очень увлекательно.

«Кубики историй» – настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

МАСТЕР-КЛАСС «КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Описание опыта работы по теме:«КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...

Мастер- класс для педагогов ДОУ «Использование «Куба- трансформера»- для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Ссылка на презентацию к мастер- классу: https://cloud.mail.ru/public/TqND/tPnDUeskDСсылка на буклет по мастер- классу: https://cloud.mail.ru/public/1vCq/8Af6AnL6e...

Мастер-класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг&r...

Мастер-класс «"Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....

«Мастер-класс» «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

          Ярошенко Людмила Григорьена  воспитательМуниципальное общеобразовательное учреждение...