мастер класс «Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
материал по логопедии (подготовительная группа)
1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии связной речи детей дошкольного возраста;
2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития связной речи детей дошкольного возраста при предсказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.
3. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с «картами Проппа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_karty_proppa.docx | 398.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: учитель-логопед
Первой квалификационной категории
С.А. Пантелеенко
Добрый день уважаемые коллеги.
На сегодняшний день существует множество направлений, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речи у детей дошкольного возраста.
Сегодня я хочу познакомить вас с технологическим приемом развития связной речи у детей дошкольного возраста, с посмощью карт Проппа, которые можно гармонично включать в совместную образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста 6 года жизни рамках реализации образовательной области «Речевое развитие».
С целью и задачами мастер класса вы можете ознакомиться на слайде
Цель:
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа» при предсказывании сказок или моделировании собственных сказочных историй.
Задачи:
- Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в развитии связной речи детей дошкольного возраста;
- Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат развития связной речи детей дошкольного возраста при предсказывании сказок и составлении собственных сказочных историй.
- Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с «картами Проппа».
Материалы:
– наборы карт В.Я.Проппа;
- листы А 4
-ручки шариковые
Теоретическая часть
Вынести на слайд «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее».
Д. Родари
Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.
Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки или функция.
Функции персонажей могут быть наглядно представлены в виде рисунков или схем, что позволяет удерживать ребенку в памяти значительный объем информации
Изначально этих функций было 31, но, впоследствии осталось 28, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Последовательность функций может нарушаться: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.
«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 28.
Целесообразность использование «карт Проппа», состоит в том, что ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Использование символичных картинок, которые, как конструктор, структурируют сказочную историю, позволяют ребенку проводить ассоциации с реальными ситуациями своей жизни, познакомить с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя.
Также, представленная методика, позволяет расширить представления дошкольников о литературных источниках информации, научиться ориентироваться в тематике книг и структуре литературных произведений, оценивать социальные привычки литературных героев.
Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.
1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.
Объясняем общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап. Проведение «подготовительных игр», которые помогут освоить карты.
«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.
«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.
«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.
«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)
«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.
3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать потешки или небольшие сказки.
Простой пример на анализе потешки.
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живёт.
Тебе хвостик отгрызёт.
Что мы здесь имеем:
• Герой – огуречик.
• Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
• Вредитель – мышка.
• Вредительство – хвостик отгрызёт.
• Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют сказочные элементы.
Пример на анализе небольшой сказки «Кот, петух и лиса», продемонстрирую работу с «картами Проппа».
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь. | |
Собирается кот на охоту и говорит петушку: - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит. | |
Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко — Дам тебе горошку. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. | |
-Петушок испугался, закричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня». Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой. | |
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается. |
4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа».
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать рассказать сказку, с помощью «карт Проппа». Красная шапочка
Сказка «Красная Шапочка»
1. Карта –Жили – были. Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой. | |
2. Карта - Герой покидает дом. Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла. | |
3. Карта - Запрет. “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно". | |
4. Карта - Нарушение запрета. Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни. | |
5. Карта - Враг начинает действовать. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку. | |
6. Карта - Появляется Ложный Герой. Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку. | |
7. Карта - Разоблачение Ложного Героя. Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку. | |
8. Карта - Появление друга - помощника. Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник. | |
9. Карта -Враг оказывается поверженным. Охотник вбежал в дом и убил волка. | |
10. Карта - Счастливый конец. Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом. | |
11. Карта - Мораль. А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами. |
5. этап. Сочинение собственной сказки.
На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.
Практическая часть
Заключение
Результат: использование карт «Проппа»
– умение запоминать последовательность событий;
– выделять основное содержание сказки;
– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
– пересказывать знакомые сказки и сочинять сказочные истории
– чувствовать красоту и образность родного языка.
«Методика построения сказочных историй», на мой взгляд, являются очень интересными и эффективными практическими приемами по развитию воображения и речевого творчества детей дошкольного возраста.
Таким образом их можно использовать не только как единую технологию по моделированию собственных неповторимых стихотворных и сказочных произведений в старшем дошкольном возрасте, но и как средство для пересказа сказок и подготовки к самостоятельному литературному творчеству в более раннем возрасте.
Заключение
-Проведём заключительную часть нашей мастерской . Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.
- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской. Насколько для Вас была полезна эта работа ? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.
- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу
«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»
Список литературы:
- Белобрыкина О. «Речь и общение» - Ярославль: « Академия развития», 1998г – 240с.
- Большева Т.Б. «Учимся по сказке», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт Петербург, 2005г. – 112с.
- Волина В. В. Игры в рифмы. С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс, 2007 – 224 с.
- Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер. с итал. Ю.А. Добровольской - 4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования
«ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобердзе, О. В. Солнцева и др.- Спб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016. – 352с.
- Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екб.: Издательский дом «Ажур», 2014. – 23с.
Приложение
Значение карт Проппа
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве"). | |
2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха"). | |
3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"). | |
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель). | |
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). | |
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах). | |
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.). | |
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко). | |
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании). | |
10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). | |
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния). | |
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень. | |
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно). | |
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем). | |
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру). | |
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты). | |
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости). | |
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага). | |
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что). | |
20. Герой исполняет задание (а как же иначе?). | |
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше). | |
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе). | |
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления). | |
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги). | |
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц). | |
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета) | |
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу). | |
28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок
В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...
Мастер-класс «Использование коллажной техники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Материал может использоваться воспитателями, учителями – логопедами, родителями....
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Мастер-класс "Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
представлен конспект мастер-класса для воспитателей...
Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок
Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Это...
Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
1 СЛАЙД Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...
" Карты Проппа - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" 2023г.
Консультация для родителей детей подготовительной группы....