Технологии развития речевой активности детей с ТНР
консультация по логопедии
В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребёнком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел этими данными, необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью.
В сферу образования, как в одну из главных сфер жизни человека, сегодня включаются новые технологии.
Использование современных образовательных технологий позволяет значительно повысить речевую активность у детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 40.37 КБ |
презентация к материалу "Технологии развития речевой активности детей с ТНР" | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
В сферу образования, как в одну из главных сфер жизни человека, сегодня включаются новые технологии. Любая современная технология должна включать в себя соблюдение условия создания здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, причем в образовательном процессе это является особенно важным.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребёнком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения. Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел этими данными, необходимо, чтобы он обладал определённой речевой активностью.
Большинство детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) кроме основного речевого дефекта имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость, сочетающаяся с повышенной возбудимостью; непоседливость; вспыльчивость и склонность к неврозам; обидчивость. Это ведёт к ограничению круга общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает такие специфические черты речевого поведения как неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение и как результат, отсутствие или очень низкий уровень речевой активности
Использование современных образовательных технологий позволяет значительно повысить речевую активность у детей с ТНР:
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:
1.Технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста - игровые технологии: «Играя – развиваем – обучаем». В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью. Является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С помощью игры успешно создаются условия развития речи и речевой активности.
- Игровые обучающие ситуации (ИОС).
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать речевые задачи и значительно повышают речевую активность, так как, прежде всего, это игра-общение. ИОС (приготовленные заранее или экспромтные) легко создаются, когда занятие проводится в рамках единого игрового сюжета.
Виды ИОС:
- ситуации-иллюстрации;
- ситуации-упражнения;
- ситуации-проблемы;
- ситуации-оценки.
Ситуации-иллюстрации. Дети наблюдают за игровыми действиями, разыгранной взрослым. Используются в работе с детьми, имеющими тяжёлый речевой диагноз, на начальном этапе коррекционного обучения.
Ситуации-упражнения. Дети не только слушают и наблюдают, но и выполняют игровые действия, связывая их в сюжет; активно общаются, учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового взаимодействия.
Ситуации-проблемы. Решая проблему, дети выдвигают свои предположения, делают выводы и обобщения. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции и уровень речевой активности высок.
Ситуации-оценки, когда игровая проблема уже решена, и дети сами анализируют, обосновывают принятое решение, оценивают его.
- Дидактические игры.
Для коррекции речевых нарушений и развития речевой активности используются все виды дидактических игр:
- настольно-печатные;
- словесные: игры-загадки, игры-предположения («что было бы…»), игры-самопрезентации;
- игры-поручения, игры-прятки, игры-соревнования;
- игры с предметами (игрушки и реальные предметы).
- Игры с предметами
Эффективны для развития речевой активности, очень нравятся детям, основанны на возможности взять, потрогать, переставить, подержать игрушку (предмет), вызывают у ребёнка восхищение, желание непременно участвовать в игре, создают условия для речевой активности детей.
Игры с предметами решают задачи:
- Способствуют установлению контакта между детьми и педагогом.
- Развивают способность к самостоятельной игре.
- Обогащают нравственные представления.
- Решают речевые задачи: обогащают словарь; формируют грамматический строй речи; развивают связную речь.
- Повышают интерес и речевую активность.
Оборудование, которое используется для игр с предметами:
- мячи, кубики, машинки, пирамидки, удочка;
- игрушечные предметы обихода, посуда, продукты питания;
- муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов;
- муляжи зверей, птиц, рыб, насекомых;
- различные атрибуты (платочки, прищепки, декоративные камушки);
- природный материал (шишки, ракушки, …).
- необычные предметы («чудесный» мешочек, ловушка, бусы, кристаллы, звёздочки, чудики, цветик-семицветик);
- «волшебные» предметы: «волшебная» палочка, «волшебная» шкатулка, накидка волшебника.
Результатом использования игровой технологии является: обеспечение высокого познавательного интереса, концентрации внимания на учебной задаче, увеличение доступности сложных задач обучения, становление осознанной познавательной мотивации, высокая речевая активность в процессе обучения.
2. Технология- «Сказочные лабиринты» Вячеслава Владимировича Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Игровые технологии Воскобовича направлены на развитие познавательно-творческих способностей детей 5-7 лет в игровой форме. Игры, которые я широко использую в логопедической деятельности на индивидуальных и групповых занятиях:
«Четырёхцветный квадрат», «Конструктор букв», «Шнур-затейник» и «Шнур малыш», «Геоконт», «Игровизоры», «Теремки».
Одним из преимуществ игр Воскобовича является то, что они всегда требуют активных действий каждого ребенка.
Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы, так как они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях.
3. Технология ТРИЗ направлена на развитие у детей старшего дошкольноговозраста творческого воображения, гибкости мышления, способности видеть знакомый предмет в необычной ситуации, придумывать разные функции, противоречивые свойства в привычных предметах и явлениях, мысленно видоизменять предмет и предлагать варианты решения проблемных ситуаций, возникающих в результате этого изменения. Приемы ТРИЗ придают игровым ситуациям занимательность и усиливают мотивацию.
В рамках занятий по технологии ТРИЗ в ДОУ ставятся такие познавательные задачи, как:
- развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
- стимулирование творческой активности при решении проблемы;
- формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.
4. Технология наглядного моделирования направлена на облегчение запоминания у детей путём образования дополнительных ассоциаций, развитие речемыслительной деятельности.
Условно можно выделить два подхода к решению задачи развития речевой активности:
- Использование наглядного материала в виде опорных картинок, серии предметных(сюжетных) картин . Здесь нам хорошо известен картинный материал к работам по развитию речи таких авторов как Оксана Семёновна Ушакова, Валентина Викторовна Гербова, Наталья Валерьевна Нищева и др.
- Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.Воробъёва В.К. называла эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений, автоматизации поставленных звуков:
- Карты Проппа. В. Я. Пропп (фольклорист, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок. Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.
- Синквейн– так же новая технология в развитии речи дошкольников.
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.
Последовательность работы:
Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).ν
Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».
Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение).
Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки».
Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия», («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)
Плюсы синквейна - изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
- дети учатся соблюдать интонацию;
- значительно активизируется словарный запас.
- Картинно-графические схемы, мнемотаблицы для составления предложений, рассказов Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой.
- Мнемотаблицы чистоговорок, скорогворок, используемые в процессе автоматизации уже скоррегируемых звуков.
Результатом использования данной технологии является: овладение детьми связной речью, развитие увеличение объёма памяти.
5. Технология проблемного обучения направленна на усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.
- создание для детей проблемной ситуации, в процессе разрешения которой они овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний.
- метод образовательных проектов в работе ДОУ. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? Что мы узнали?
Результатом использования данной технологии является: высокая самостоятельность детей, творческое овладение знаниями, умениями, навыками; развитие мыслительных и творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации; а также речевая активность детей.
6. Здоровьесберегающие технологии. В своей работе уделяю много внимания этой технологии. Широко использую на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях - массаж, самомассаж, пальчиковую гимнастику, игры для развития мелкой моторики рук и развития дыхания с использованием нестандартного оборудования: игры с мячами, пластилином, пазлами и су-джок терапия, песочная терапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия(лечение цветом) и др. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как подготавливают речевой аппарат для правильного произношения звуков речи и требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
7. Технология позитивного настроя, направленная на создание ситуации успеха; формирование у детей уверенности в собственных силах и речевой активности.
Применяется в учебном процессе через:
- создание комфортны психологических условий:
направленно на преодоление коммуникационных "зажимов":
- доверительные отношения педагога с детьми, искренняя заинтересованность в совместных действиях, играх, которую дети очень чувствуют; желание и постоянная готовность оказать помощь; живость эмоций;
- позитивный эмоциональный характер занятия, приносящий ребёнку чувство удовлетворения, желание учиться, узнавать новое;
- снятие «ошибко-боязни» при ответах.
- сюжетно-тематическая организация занятия:
Организация занятия с использование единого игрового сюжета наиболее целесообразна для активизации речи, так как соответствует детским психофизическим данным. Учебный материал легче усваивается в рамках:
- сюжета сказки;
- известного мультфильма;
- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок;
- приключения, игры;
- одной лексической темы.
- использование сюрпризных моментов:
обеспечивается:
- введением игрового персонажа (опосредованное общение с детьми через игрушку):
- игрушки (куклы, фигурки животных);
- яркие иллюстрации сказочных героев и героев мультфильмов;
- кукла-перчатка (оживший сказочный персонаж;
- пальчиковые фигурки.
- внесением сюрпризных предметов, с помощью которых задаются или выполняются задания (телефон, «волшебная» палочка, «книга весёлых историй», «чудесный» мешочек, «волшебная» шкатулка, «таинственная шапка»);
- использование игровых форм оценки (фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности и повышения речевой активности):
- в форме эмоционального отношения (всегда положительного, ободряющего): поддержка, похвала (должна быть направлена на поступок, а не на личность),
позитивные реплики на высказывания детей;
- в игровой форме:
- получение (и накопление) за правильные ответы различных символов (фишек, жетонов, звёздочек…);
- использование переходного предмета-приза: игрушки, медальона, фонарика…;
- рукопожатие кукольного персонажа;
- трудовые подкрепления (раздача и сбор материала, игрушек).
- привлечение к оценке самого ребёнка, что способствует формированию самооценки, самоконтроля: «Что тебе сегодня удалось? Что не получилось?»
- двигательная активность является предпосылкой для активной речевой деятельности:
- дети могут сидеть за столами; стоять (рассматривание пейзажа за окном, картины, игра в мяч); сидеть на полу (или даже лёжа на животе на ковре).
- допускается в ходе занятия свободное общение и передвижение в случае надобности. Ребёнку даётся выбор – принять участие в игре или наблюдать со стороны, включиться или выйти из игры в любой удобный для него момент, по собственному желанию (особенно это касается детей с повышенной утомляемость, дефицитом внимания).
- включается в каждое занятие динамическая пауза (физкультминутки, игры – речь с движением), проводимые с применением аудио- и видео-сопровождения, вносится игровой персонаж, который вместе с детьми «выполняет» упражнения.
По мере того, как развёртываются действия, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; лексико-грамматические категории; навыки правильного звукопроизношения, при этом сохраняется стойкий интерес на протяжении всего занятия и высокий уровень познавательной и речевой активности.
8. Цифровые образовательные технологии направлены на расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.
В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится введение в дошкольное образование инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ).
Всё чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребёнка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, эмоционально-волевая сфера. Применение ИКТ в работе с детьми с ТНР делает довольно сложный процесс коррекции речи более интересным, доступным, обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями, помогает быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики.
Результатом использования данной технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания, высокая познавательная и речевая активность детей.
9. Технология сотрудничества направлена на реализацию равенства, партнёрства в отношениях педагога и ребёнка, гуманно-личностный подход к ребёнку.
В концепции сотрудничества важнейшее место занимают отношения «педагог-ребёнок», ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий (свобода и самостоятельность выбора), даётся оценка, находясь в состоянии сотрудничества, равенства и сотворчества.
Используемые приёмы:
- Действия по выбору.
- Элементы соревнования (Кто скажет больше слов? Кто лучше скажет?).
- Словесные приёмы:
- непосредственное обращение к ребёнку с просьбой посоветоваться, поделиться опытом, сделать вывод,
- обращение к ребёнку через посредника, в качестве которого выступает другой ребёнок. Это побуждает детей обращаться друг к другу с различными просьбами, вопросами, сообщениями, что ещё больше стимулирует речевую активность.
Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления и речевой активности детей.
Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский
1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
2. Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича .
3. Технология ТРИЗ
4. Технология наглядного моделирования
Карты В.Я.Проппа Пропп Владимир Яковлевич
СИНКВЕЙН ПРИМЕРЫ:
Картинно-графические схемы для составления предложений, рассказов Т.Ю. Бардышевой , Е.Н. Моносовой .
МНЕМОТАБЛИЦЫ СТИХОТВОРНЫХ ФОРМ
5. Технология проблемного обучения
6. Здоровьесберегающие технологии
7. Технология позитивного настроя
8. Цифровые образовательные технологии
9. Технология сотрудничества
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"
В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...
"Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии"
Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно внедряют ииновациооные технологии обучения для своих воспитанников. Одной из современных и популярных педагогических технологий ...
Презентация по теме «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста на основе использования Су-джок технологии»
Презентация к мастер-классу "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста на основе использования Су джок технологии"....
Развитие речевой активности детей с использованием ИКТ (Информационно-компьютерной технологии).
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены,связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика р...
Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Игровая технология «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии
https://www.canva.com/design/DAExChkgT_M/7aKlt17MDa7tVV9L3VwFBA/view?utm_content=DAExChkgT_M&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=homepage_design_menu...
Доклад на тему: «Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»
laquo;Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»В последние годы в нашей стране отмечается увеличение количества детей с отк...