Закрепление у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений об овощах и фруктах. Волшебный короб (с элементами Триз-технологии).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Позднякова Светлана Андреевна

Конспект подгрупповой

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

учителя-логопеда Поздняковой Светланы Андреевны

МБДОУ «ДС № 375 г. Челябинск»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

учителя-логопеда Поздняковой Светланы Андреевны

МБДОУ «ДС № 375 г. Челябинск»

Тема НОД: «Волшебный короб»

Цель:закреплять у детей старшего дошкольного возраста представления и знания об овощах и фруктах.

Образовательные задачи:

  • Расширять словарный запас;
  • Закреплять знания об овощах и фруктах, местах их произрастания;
  • Упражнять детей узнавать фрукты, овощи по внешнему виду: форме, цвету;
  • Упражнять детей составлять загадки о фруктах и овощах, используя схемы имен

признаков.

Развивающие задачи:

- Развивать память, зрительное восприятие, мыслительную деятельность;

- Развивать мелкую моторику кистей рук;

- Развивать общеречевые навыки, фонематические процессы.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к взаимодействию, к речевой деятельности.

Словарная работа:огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, банан, огород, грядка, сад, яблоня, дерево, компот, варенье, красный, зеленый, желтый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, круглый, овальный, фруктовый,

Индивидуальная работа:отработка понятий по теме «Овощи. Фрукты».

Подготовительная работа:подбор и изготовление раздаточного и демонстрационного материала, изготовление короба, составление конспекта НОД.

Оборудование:информационное пособие «Волшебный короб», колокольчик, музыкальная колонка, ноутбук, мольберт, магниты, два подноса, корзинки, демонстрационный материал, раздаточный материал, набор картинного материала, мяч, игрушка «Обезьянка», схемы имен признаков, пособия «Лото», «Сад-Огород», «Запасы на зиму», «Царица загадок», поварские колпаки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит музыка (Осенний вальс. Ансамбль детской музыки Романа Гуцалюка).

Педагог, кружась, заходит в зал.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я случайно не в детском саду?

Дети: Да.

Педагог: Вот сюда то мне и надо. Посмотрите, какой у меня есть волшебный короб. Хотите узнать, что в нем?

Дети: Да, хотим.

Педагог: Что-то крышка не открывается. Наверно мы забыли поприветствовать друг друга.Вставайте, скорее, в круг.Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Андреевна. Я работаю в детском саду с такими же ребятам, как и вы. А в детстве моя мама называла меня ласково Светочка. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга ласково по имени. И прозвенеть в колокольчик. Я начну. Здравствуй, Настенька.

Дети по очереди называют ласково по имени соседа справа и звенят в колокольчик.

Основная часть:

Педагог: Попробуем сейчас открыть волшебный короб, поможете мне?(педагог вместе с детьми открывает коробку, достает письмо). Ребята, здесь какое-то письмо.Написано: для ребят  детского сада № 400. Да это для вас наверно письмо? Откроем его?

Дети:  Да,откроем письмо и посмотрим, что в нем.

Педагог: Здесьлишь адрес электронной почты. Может нам компьютер поможет узнать, кто оставил для нас это письмо? Введем адрес электронной почты и нажмем поиск.

ВИДЕОПОСЛАНИЕ: ЗДРАВСТВУЙТЕ! МЫ, РЕБЯТА 375 ДЕТСКОГО САДА, ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ИНТЕРЕСНЫЕ И УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-ЗАДАНИЯ. СЛЕДУЙТЕ НАШИМ ПОДСКАЗКАМ, И ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО С НИМИ СПРАВИТЕСЬ. УДАЧИ ВАМ И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ.

А ГДЕ ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ, ВЫ УЗНАЕТЕ, ОТГАДАВ НАШУ ЗАГАДКУ:

Его из леса ветер гонит,

И, как на крыльях, он летит.

И сам он в речке не утонет

Ив ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший желтенький…. ЛИСТОК

Пока!

Педагог:Ребята, где нам нужно искать первую игру-задание?

Дети:На мольберте, там есть желтенький листочек.

Педагог:Молодцы, ребята! Для выполнения игры-задания, я вам предлагаю поделиться на две команды. Как можно поделиться?

Дети: Можно поделиться на девочки-мальчики, по четыре человека, по росту.

Педагог:Вытягивайте номерок и проходите к своей стороне мольберта.

Педагог: Чтобы выполнить первое задание, нужно карточкус изображением соединить с такой же картинкой на игровом поле.

ИГРА «ЛОТО».

Педагог:Ребята, давайте проверим как справилась с игрой-заданием первая команда. А как справилась вторая? Правильно ребята выполнили задание?

Дети проверяют друг друга, объясняя причину оставшихся лишних карточек в игре-задании.

Педагог: Ребята, а вы догадались, как можно назвать команду под номером один? А под номером два?

Дети: Команда «ОВОЩИ». Команда «ФРУКТЫ».

Педагог: О чем мы поговорим с вами сегодня?

Дети: Мы поговорим сегодня о фруктах и овощах.

Педагог:Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо фрукты, овощи любить.

Все без исключения,

В этом нет сомнения.

Педагог:Веселый звонкий мяч из волшебного короба поможет мне узнать, как хорошо вы знаете фрукты и овощи.Если я, бросая мяч, говорю вам слово «фрукт» или «овощ», вы, бросая мне мяч обратно, называете любой известный вам фрукт или овощ. А если я, бросая вам мяч, говорю например яблоко, вы определяете фрукт это или овощ и бросайте мне мяч обратно.Давайте потренируемся.

ИГРА С МЯЧОМ.

Педагог: Отлично, ребята, вы такие сообразительные!

Педагог: Ребята, а где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде.

Педагог: А где растут фрукты?

Дети: Фрукты растут в саду.

Педагог: Вы догадались, куда нам нужно двигаться дальше?

Дети: Да, к столам с изображением сада и огорода.

Педагог: Я предлагаю вам поменяться командами. Пусть та команда, которая называлась «Овощи», станет фруктами и пройдет за стол с изображением САДА. А та, которая называлась «Фрукты», станет овощами и пройдет за стол с изображением ОГОРОДА. Согласны?

Дети: Да.

ИГРА «САД-ОГОРОД»

Педагог:Чем вы заполните пустые места на дереве?

Дети: Фруктами.

Педагог: А пустые места на грядке?

Дети: Овощами.

Педагог: Ребята, давайте проверим друг друга. Правильно ли вы справились с игрой-заданием. А почему у вас остались лишние картинки с изображением фруктов, овощей?

Дети: Потому что овощи не растут на фруктовых деревьях, а фрукты не растут в огороде на грядках.

Педагог: Ребята, молодцы. Теперь посмотрите, какая общая картина у нас получилась.  (Крепим, путая части картины на мольберт).

Дети: Нужно поменять местами дерево и грядку, все наоборот.

Педагог: Какие вы, ребята, внимательные.А как называется дерево, на котором растут яблоки?

Дети: Яблоня.

Педагог: А как называется дерево, на котором растут груши? А персики? А лимоны?

Дети: Грушевое дерево. Персиковое дерево. Лимонное дерево.

Педагог: А какие овощи растут на земле?

Дети: Огурец, помидор, перец, баклажан.

Педагог: А какие овощи растут в земле?

Дети: Лук, редис, картофель, морковь.

Педагог: Скажите, ребята, а помидор какой по цвету? Достаем схему имени признака (Цвет).

Дети: Красный, зеленый, оранжевый.

Педагог: А какой огурец по форме? Схема имени признака (Форма).

Дети: Овальный.

Педагог: А какое яблоко по вкусу? Схема имени признака (Вкус).

Дети: Кислое, сладкое.

Педагог: Молодцы ребята!

А теперь, внимание подсказка. Африканская обезьянка. Где она проживает?

Дети: В Африке. В теплых странах.

Педагог: А какие фрукты растут в теплых странах, вы знаете?

Дети: Апельсин, мандарин, киви.

Педагог: Заполняйте ими пустые места на нашей картине.

Педагог: Молодцы, ребята, вы быстро справляетесь, внимательно слушаете.

Педагог: Кручу, верчу, дальше узнать хочу. Предлагаю нам с вами превратится в поварят и приготовить запасы на зиму. Из чего можно приготовить варенье?

ИГРА «ЗАПАСЫ НА ЗИМУ

Дети: Из яблок. Персиков, груш.

Педагог: А из каких овощей ваши бабушки и мамы обычно готовят соленья?

Дети: Из огурцов, помидор, перца.

Педагог: А из чего можно приготовить компот?

Дети: Из груш, яблок, абрикосов.

Педагог: А салат?

Дети: Из капусты, перца, огурца.

Педагог: Молодцы, ребята. Предлагаю вам разделится по парам, вытянуть баночку и приготовить свои собственные запасы на зиму.А пара это как?

Дети: Пара – это два человека.

Педагог: Пройдите к столам и приступайте к игре.

Рядом стоящие пары проверяют правильность выполненного задания.

Педагог: Запасы витаминов к зиме готовы! Отлично, ребята.

Педагог:Вволшебном коробе еще есть игра-задание. Ребята моего садика очень хотели узнать, как вы умеете разгадывать загадки!

  1. Собираем мы в лукошко очень крупную …. (картошку).
  2. Кислый — очень кислый он!
    В чай к нам просится... (лимон).
  3. Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала… (груша).

Педагог: Ребята, а вы сами умеете придумывать загадки? Хотите потренироваться?

Дети: Да.

Педагог: Поможет придумать нам загадки игра «Царица загадок» и уже знакомые нам символы-помощники.

ИГРА «ЦАРИЦА ЗАГАДОК»

Педагог:Настя, выбери одну карточку. Что тебе попалось?

Ребенок: Яблоко.

Педагог:Чтобы получилась загадка про яблоко, нам нужно использовать волшебные слова «Но не», «как».

Педагог:Какое яблоко по цвету?

Дети: Яблоко красное.

Педагог: Что еще бывает красным?

Дети: Свекла бывает красным цветом. Ручка бывает красным цветом.

Педагог: Какое яблоко по форме?

Дети: Яблоко по форме круглое.

Педагог: Что еще бывает круглым?

Дети: Круглым бывает колесо, апельсин.

Педагог: Какое яблоко по вкусу?

Дети: Яблоко кислое, сладкое.

Педагог: Что еще бывает таким же?

Дети: Кислым бывает мандарин, соленый огурец.

Педагог с детьми составляет загадку в двух вариантах и прочитывает ее.

Педагог: Тренировка удалась, молодцы! А сами, без моей помощи попробуете составить загадки?

Дети: Да

Дети самостоятельно составляют загадки.

Педагог: Молодцы, ребята. Вы такие творческие, активные. А можно я поделюсь вашими загадками с ребятами моего детского сада?

Дети: Да, можно.

Заключительная часть.

Педагог: А на память о нашей встрече, я хочу подарить вам игру «Царица загадок». Здесь новые символы-помощники, а также все фрукты и овощи, с помощью которых, вы сможете придумать и загадать много интересных новых загадок.

Дети: спасибо.

Звуковойсигнал (Campanitas De Cristal. FranckPourcel).

Педагог: Ой, ребята, мне пора возвращаться в мой детский сад. Мне было очень приятно провести с вами сегодня время и поиграть в интересные игры-задания. До свидания! До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае

Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание лю­бови к родному краю и интерес к его прошло­му,...

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний об изобразительном искусстве с одновременным развитием мелкой моторики рук.»

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробудить у детей интерес и познакомить их с изобразительным искусством, его видами, жанрами живописи, картинами известных художников, правилами ...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов "Собери овощи и фрукты"

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодей...

Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Вот так покатался!» с использованием методов ТРИЗ-технологии».

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Вот так покатался!» методами ТРИЗ.  Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизир...