Закрепление у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений об овощах и фруктах. Волшебный короб (с элементами Триз-технологии).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгрупповой
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
учителя-логопеда Поздняковой Светланы Андреевны
МБДОУ «ДС № 375 г. Челябинск»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгрупповой
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
учителя-логопеда Поздняковой Светланы Андреевны
МБДОУ «ДС № 375 г. Челябинск»
Тема НОД: «Волшебный короб»
Цель:закреплять у детей старшего дошкольного возраста представления и знания об овощах и фруктах.
Образовательные задачи:
- Расширять словарный запас;
- Закреплять знания об овощах и фруктах, местах их произрастания;
- Упражнять детей узнавать фрукты, овощи по внешнему виду: форме, цвету;
- Упражнять детей составлять загадки о фруктах и овощах, используя схемы имен
признаков.
Развивающие задачи:
- Развивать память, зрительное восприятие, мыслительную деятельность;
- Развивать мелкую моторику кистей рук;
- Развивать общеречевые навыки, фонематические процессы.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к взаимодействию, к речевой деятельности.
Словарная работа:огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, банан, огород, грядка, сад, яблоня, дерево, компот, варенье, красный, зеленый, желтый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, круглый, овальный, фруктовый,
Индивидуальная работа:отработка понятий по теме «Овощи. Фрукты».
Подготовительная работа:подбор и изготовление раздаточного и демонстрационного материала, изготовление короба, составление конспекта НОД.
Оборудование:информационное пособие «Волшебный короб», колокольчик, музыкальная колонка, ноутбук, мольберт, магниты, два подноса, корзинки, демонстрационный материал, раздаточный материал, набор картинного материала, мяч, игрушка «Обезьянка», схемы имен признаков, пособия «Лото», «Сад-Огород», «Запасы на зиму», «Царица загадок», поварские колпаки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Звучит музыка (Осенний вальс. Ансамбль детской музыки Романа Гуцалюка).
Педагог, кружась, заходит в зал.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я случайно не в детском саду?
Дети: Да.
Педагог: Вот сюда то мне и надо. Посмотрите, какой у меня есть волшебный короб. Хотите узнать, что в нем?
Дети: Да, хотим.
Педагог: Что-то крышка не открывается. Наверно мы забыли поприветствовать друг друга.Вставайте, скорее, в круг.Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Андреевна. Я работаю в детском саду с такими же ребятам, как и вы. А в детстве моя мама называла меня ласково Светочка. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга ласково по имени. И прозвенеть в колокольчик. Я начну. Здравствуй, Настенька.
Дети по очереди называют ласково по имени соседа справа и звенят в колокольчик.
Основная часть:
Педагог: Попробуем сейчас открыть волшебный короб, поможете мне?(педагог вместе с детьми открывает коробку, достает письмо). Ребята, здесь какое-то письмо.Написано: для ребят детского сада № 400. Да это для вас наверно письмо? Откроем его?
Дети: Да,откроем письмо и посмотрим, что в нем.
Педагог: Здесьлишь адрес электронной почты. Может нам компьютер поможет узнать, кто оставил для нас это письмо? Введем адрес электронной почты и нажмем поиск.
ВИДЕОПОСЛАНИЕ: ЗДРАВСТВУЙТЕ! МЫ, РЕБЯТА 375 ДЕТСКОГО САДА, ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ИНТЕРЕСНЫЕ И УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-ЗАДАНИЯ. СЛЕДУЙТЕ НАШИМ ПОДСКАЗКАМ, И ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО С НИМИ СПРАВИТЕСЬ. УДАЧИ ВАМ И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ.
А ГДЕ ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ, ВЫ УЗНАЕТЕ, ОТГАДАВ НАШУ ЗАГАДКУ:
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит.
И сам он в речке не утонет
Ив ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький…. ЛИСТОК
Пока!
Педагог:Ребята, где нам нужно искать первую игру-задание?
Дети:На мольберте, там есть желтенький листочек.
Педагог:Молодцы, ребята! Для выполнения игры-задания, я вам предлагаю поделиться на две команды. Как можно поделиться?
Дети: Можно поделиться на девочки-мальчики, по четыре человека, по росту.
Педагог:Вытягивайте номерок и проходите к своей стороне мольберта.
Педагог: Чтобы выполнить первое задание, нужно карточкус изображением соединить с такой же картинкой на игровом поле.
ИГРА «ЛОТО».
Педагог:Ребята, давайте проверим как справилась с игрой-заданием первая команда. А как справилась вторая? Правильно ребята выполнили задание?
Дети проверяют друг друга, объясняя причину оставшихся лишних карточек в игре-задании.
Педагог: Ребята, а вы догадались, как можно назвать команду под номером один? А под номером два?
Дети: Команда «ОВОЩИ». Команда «ФРУКТЫ».
Педагог: О чем мы поговорим с вами сегодня?
Дети: Мы поговорим сегодня о фруктах и овощах.
Педагог:Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо фрукты, овощи любить.
Все без исключения,
В этом нет сомнения.
Педагог:Веселый звонкий мяч из волшебного короба поможет мне узнать, как хорошо вы знаете фрукты и овощи.Если я, бросая мяч, говорю вам слово «фрукт» или «овощ», вы, бросая мне мяч обратно, называете любой известный вам фрукт или овощ. А если я, бросая вам мяч, говорю например яблоко, вы определяете фрукт это или овощ и бросайте мне мяч обратно.Давайте потренируемся.
ИГРА С МЯЧОМ.
Педагог: Отлично, ребята, вы такие сообразительные!
Педагог: Ребята, а где растут овощи?
Дети: Овощи растут в огороде.
Педагог: А где растут фрукты?
Дети: Фрукты растут в саду.
Педагог: Вы догадались, куда нам нужно двигаться дальше?
Дети: Да, к столам с изображением сада и огорода.
Педагог: Я предлагаю вам поменяться командами. Пусть та команда, которая называлась «Овощи», станет фруктами и пройдет за стол с изображением САДА. А та, которая называлась «Фрукты», станет овощами и пройдет за стол с изображением ОГОРОДА. Согласны?
Дети: Да.
ИГРА «САД-ОГОРОД»
Педагог:Чем вы заполните пустые места на дереве?
Дети: Фруктами.
Педагог: А пустые места на грядке?
Дети: Овощами.
Педагог: Ребята, давайте проверим друг друга. Правильно ли вы справились с игрой-заданием. А почему у вас остались лишние картинки с изображением фруктов, овощей?
Дети: Потому что овощи не растут на фруктовых деревьях, а фрукты не растут в огороде на грядках.
Педагог: Ребята, молодцы. Теперь посмотрите, какая общая картина у нас получилась. (Крепим, путая части картины на мольберт).
Дети: Нужно поменять местами дерево и грядку, все наоборот.
Педагог: Какие вы, ребята, внимательные.А как называется дерево, на котором растут яблоки?
Дети: Яблоня.
Педагог: А как называется дерево, на котором растут груши? А персики? А лимоны?
Дети: Грушевое дерево. Персиковое дерево. Лимонное дерево.
Педагог: А какие овощи растут на земле?
Дети: Огурец, помидор, перец, баклажан.
Педагог: А какие овощи растут в земле?
Дети: Лук, редис, картофель, морковь.
Педагог: Скажите, ребята, а помидор какой по цвету? Достаем схему имени признака (Цвет).
Дети: Красный, зеленый, оранжевый.
Педагог: А какой огурец по форме? Схема имени признака (Форма).
Дети: Овальный.
Педагог: А какое яблоко по вкусу? Схема имени признака (Вкус).
Дети: Кислое, сладкое.
Педагог: Молодцы ребята!
А теперь, внимание подсказка. Африканская обезьянка. Где она проживает?
Дети: В Африке. В теплых странах.
Педагог: А какие фрукты растут в теплых странах, вы знаете?
Дети: Апельсин, мандарин, киви.
Педагог: Заполняйте ими пустые места на нашей картине.
Педагог: Молодцы, ребята, вы быстро справляетесь, внимательно слушаете.
Педагог: Кручу, верчу, дальше узнать хочу. Предлагаю нам с вами превратится в поварят и приготовить запасы на зиму. Из чего можно приготовить варенье?
ИГРА «ЗАПАСЫ НА ЗИМУ
Дети: Из яблок. Персиков, груш.
Педагог: А из каких овощей ваши бабушки и мамы обычно готовят соленья?
Дети: Из огурцов, помидор, перца.
Педагог: А из чего можно приготовить компот?
Дети: Из груш, яблок, абрикосов.
Педагог: А салат?
Дети: Из капусты, перца, огурца.
Педагог: Молодцы, ребята. Предлагаю вам разделится по парам, вытянуть баночку и приготовить свои собственные запасы на зиму.А пара это как?
Дети: Пара – это два человека.
Педагог: Пройдите к столам и приступайте к игре.
Рядом стоящие пары проверяют правильность выполненного задания.
Педагог: Запасы витаминов к зиме готовы! Отлично, ребята.
Педагог:Вволшебном коробе еще есть игра-задание. Ребята моего садика очень хотели узнать, как вы умеете разгадывать загадки!
- Собираем мы в лукошко очень крупную …. (картошку).
- Кислый — очень кислый он!
В чай к нам просится... (лимон). - Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала… (груша).
Педагог: Ребята, а вы сами умеете придумывать загадки? Хотите потренироваться?
Дети: Да.
Педагог: Поможет придумать нам загадки игра «Царица загадок» и уже знакомые нам символы-помощники.
ИГРА «ЦАРИЦА ЗАГАДОК»
Педагог:Настя, выбери одну карточку. Что тебе попалось?
Ребенок: Яблоко.
Педагог:Чтобы получилась загадка про яблоко, нам нужно использовать волшебные слова «Но не», «как».
Педагог:Какое яблоко по цвету?
Дети: Яблоко красное.
Педагог: Что еще бывает красным?
Дети: Свекла бывает красным цветом. Ручка бывает красным цветом.
Педагог: Какое яблоко по форме?
Дети: Яблоко по форме круглое.
Педагог: Что еще бывает круглым?
Дети: Круглым бывает колесо, апельсин.
Педагог: Какое яблоко по вкусу?
Дети: Яблоко кислое, сладкое.
Педагог: Что еще бывает таким же?
Дети: Кислым бывает мандарин, соленый огурец.
Педагог с детьми составляет загадку в двух вариантах и прочитывает ее.
Педагог: Тренировка удалась, молодцы! А сами, без моей помощи попробуете составить загадки?
Дети: Да
Дети самостоятельно составляют загадки.
Педагог: Молодцы, ребята. Вы такие творческие, активные. А можно я поделюсь вашими загадками с ребятами моего детского сада?
Дети: Да, можно.
Заключительная часть.
Педагог: А на память о нашей встрече, я хочу подарить вам игру «Царица загадок». Здесь новые символы-помощники, а также все фрукты и овощи, с помощью которых, вы сможете придумать и загадать много интересных новых загадок.
Дети: спасибо.
Звуковойсигнал (Campanitas De Cristal. FranckPourcel).
Педагог: Ой, ребята, мне пора возвращаться в мой детский сад. Мне было очень приятно провести с вами сегодня время и поиграть в интересные игры-задания. До свидания! До скорых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае
Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание любови к родному краю и интерес к его прошлому,...
Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний об изобразительном искусстве с одновременным развитием мелкой моторики рук.»
Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробудить у детей интерес и познакомить их с изобразительным искусством, его видами, жанрами живописи, картинами известных художников, правилами ...
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов "Собери овощи и фрукты"
Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодей...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили»...
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Вот так покатался!» с использованием методов ТРИЗ-технологии».
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Вот так покатался!» методами ТРИЗ. Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизир...