Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний об изобразительном искусстве с одновременным развитием мелкой моторики рук.»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме
Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробудить у детей интерес и познакомить их с изобразительным искусством, его видами, жанрами живописи, картинами известных художников, правилами смешения цветов, закрепить полученные. знания. . Суть предложенной методики состоит в том, что после знакомства, например, с жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, детям предлагаются игры, позволяющие закрепить пройденное и развивающие мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний об изобразительном искусстве с одновременным развитием мелкой моторики рук.»
Трофимова Светлана Валентиновна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 310 Московского района г.Санкт- Петербурга
Аннотация
Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробудить у детей интерес и познакомить их с изобразительным искусством, его видами, жанрами живописи, картинами известных художников, правилами смешения цветов, закрепить полученные. знания. Суть предложенной методики состоит в том, что после знакомства, например, с жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, детям предлагаются игры, позволяющие закрепить пройденное и развивающие мелкую моторику.
Описание методической разработки.
Мною были разработана и сделана серия игр: «Лабиринты», «Волшебные превращения цветов», «Подбери пару (Жанры живописи)», «Подбери пару (Виды изобразительного искусства)», «Юный реставратор», «Сложи картину из кусочков». Каждая игра развивает мелкую моторику и знакомит детей с изобразительным искусством.
«Лабиринты»
Цели и задачи:
-Развитие зрительного внимания и восприятия-Развитие прослеживающей функции глаза, ориентировки на листе бумаги, координации движений кисти и пальцев рук;
-Закрепление знания имен художников, видов изобразительных искусств, жанров живописи, знаний о цветах и цветовых сочетаниях и о народных промыслах, развитие навыков и желания читать;
- Воспитание интереса и любви к изобразительному искусству.
Содержание игры:
Игра содержит карты с лабиринтами различной тематики: определи виды изобразительного искусства, определи жанры живописи, определи какого художника картина, определи где «холодный» цвет, а где «теплый», определи какие краски, художник подобрал для своей картины и др.
«Волшебные превращения цветов»
Цели и задачи:
-Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, координации движений;
-Развитие внимания и памяти;
-Развитие навыков и желания читать;
-Закрепление знаний о правилах смешения цветов:
синий + желтый =зеленый
желтый+красный=оранжевый,
красный +белый = розовый.
Варианты игры:
- Для не умеющих читать:
Вспомни, какие два цвета нужно смешать для получения нужного. Подбери два кувшинчика необходимых цветов и пришнуруй их к нужной тарелочке.
- Для читающих:
Прочитай надписи цветов на кувшинчиках и тарелочках. Подбери два кувшинчика с надписями цветов и пришнуруй их на соответствующую тарелочку.
Содержание игры:
Игра содержит набор тарелочек с определенными цветами, а также кувшинчики разных цветов. На краю каждой тарелочки и кувшинчика находится планка с перфорациями. Задача ребенка вспомнить правила смешения цветов и, подобрав нужные кувшинчики, пришнуровать их к тарелке определенного цвета.
«Подбери пару (Жанры живописи)»
Цели и задачи:
-Развитие зрительного внимания и пространственной ориентации;
-Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
-Развитие логического мышления, наблюдательности и памяти;
-Развитие речевой и творческой активности в процессе поиска;
-Формирование и закрепление знаний о жанрах живописи: портрете, пейзаже, морском пейзаже, натюрморте;
-Воспитание интереса и любви к изобразительному искусству.
Содержание игры:
Игра содержит набор карточек - иллюстраций картин различных жанров живописи. На краю каждой карточки — планка с перфорациями. Карточки соединяются путем наложения и прошивания шнурками по принципу иголки с ниткой, например: натюрморт- натюрморт, весенний пейзаж - весенний пейзаж, женский портрет - женский портрет.
Варианты игры:
- Игра организуется по типу лото. Ведущий называет и показывает карточку, дети находят подходящую пар
Детям раздается половина всех карточек, они находят подходящую пару и пришнуровывают, объясняя, почему именно это подходящая пара.
- По типу соревнования, кто быстрее и больше соберет пар.
«Подбери пару (Виды изобразительного искусства)»
Цели и задачи:
-Развитие зрительного внимания и пространственной ориентации;
-Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
-Развитие логического мышления, наблюдательности и памяти;
-Развитие речевой и творческой активности в процессе поиска;
-Формирование и закрепление знаний о видах изобразительного искусства: живописи, скульптуре, графике;
-Воспитание интереса и любви к изобразительному искусству.
Содержание игры:
Игра содержит набор карточек - иллюстраций картин различных видов изобразительного искусства. На краю каждой карточки — планка с перфорациями. Карточки соединяются путем наложения и прошивания шнурками по принципу иголки с ниткой, например: скульптура-скульптура, живопись-живопись, графика-графика.
Варианты игры:
- Игра организуется по типу лото. Ведущий называет и показывает карточку, дети находят подходящую пару.
- Детям раздается половина всех карточек, они находят подходящую пару и пришнуровывают, объясняя, почему именно это — подходящая пара.
- По типу соревнования —кто быстрее и больше соберет пар.
«Юный реставратор»
Цели и задачи:
-Развитие мелкой моторики кистей рук и пальцев рук;
-Развитие зрительного внимания, усидчивости, цветовосприятия и умения подобрать
фрагменты по цветам и оттенкам;
-Развитие координации движений рук;
-Ознакомление детей с различными техниками рисования: акварель, масло, мелки.
Содержание игры:
Игра состоит из больших карт—иллюстраций картин и маленьких карточек—фрагментов, вырезанных из каждой картины. Каждый фрагмент может на липучке прикрепляться к картине. Ребенок должен найти место данного фрагмента на картине и прикрепить его туда. Если все фрагменты подобраны правильно, то картина «отреставрирована».
«Сложи картину из кусочков»
Цели и задачи:
-Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, координации движений;
-Развитие внимания, зрительного и пространственного восприятия;
-Формирование умения воссоздавать из частей целое;
-Воспитание самостоятельности, усидчивости, трудолюбия, интереса к изобразительному искусству.
Варианты игры:
- Сложи картину по образцу;
- Сложи картину, не глядя на образец;
- Смешай кусочки от 2-3 картин. Сложи картину, выбрав нужные по цвету для этой картины кусочки из нескольких, смешанных между собой.
Содержание игры.
Игра состоит из больших карт—иллюстраций картин, разрезанных на мелкие кусочки различной формы. Ребенок должен собрать целую картину из этих
кусочков. В игре представлены иллюстрации следующих картин:
«Березки осенью» Акварель | «Березки осенью» Акварель | Васнецов «Богатыри» Масло |
Ватагин «Медвежонок» | Шишкин «Утро в сосновом лесу» Масло | Шишкин «Дождь в дубовом лесу» Масло |
Сфинкс | «Грифон на Банковском мостике» Акварель | Ватагин «Заяц» Графика |
Выводы:
Применяя её на практике в сочитании с другими развивающими занятиями, я заметила значительное улучшение мелкой моторики у детей уже через полгода:
-Кисть руки у детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность движений обеих рук;
-Движения стали более скоординированными. Это отразилось на всех видах деятельности детей, как на развитии навыков самообслуживания, так и на результатах занятий. Детям стали доступны более сложные виды рисования, аппликации, лепки, например, аппликации из природных материалов, круп и т.д., пластилинография и многие другие.
-Дети стали намного лучше рисовать, штриховать, раскрашивать, не заезжая за контур, лепить, владеть ножницами, кистью, карандашом.
-Дети много узнали об изобразительном искусстве, его видах (живописи, скульптуре, графике), жанрах живописи, видах прикладного искусства. Они познакомились с холодными и теплыми цветами, картинами известных русских художников, научились правильно смешивать цвета.
В настоящее время я продолжаю начатую работу и надеюсь, что к концу этого учебного года у детей нашей логопедической группы, при совершенствовании ручной умелости, будут достигнуты успехи в развитии речи, мышления, воображения, всех психических процессов
Приложение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по рисованию"
Выпускная квалификационная работа....
Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)
Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...
Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства
В материале представлена система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к искусству Урала....
Методическая разработка: "Формирование экологического воспитания у старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"
методическая разработка по экологическому воспитанию...
Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»
Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....
Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства
В данной работе представлен научно-исследовательский проект на тему: Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства...
«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/
Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...