Развивать подвижность артикуляционного аппарата, выработать дифференцированные движения артикуляционной моторики.
Уточнить произношение звуков раннего онтогенеза
Формировать правильное произношение свистящих, шипящих звуков и соноров.
Формировать правильное речевое дыхание.
Формировать интонационную выразительность речи
Развивать мелкую моторику рук
Развивать понимание устной речи, подготовка к овладению диалогической формой общения:
Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам
Развивать грамматический строй речи, связную речь.
| Коррекционно-развивающее направление: Статические и динамические функции артикуляционного аппарата.
Правильное произношение поставленных звуков раннего онтогенеза (гласных звуков; согласных: [м] –[мь], [п]- [пь], [б] -[бь], [т] -[ть], [г]-[гь], [к] -[кь]). Узнавание звуков на фоне слога и слова.
Постановка правильного произношения свистящих, шипящих звуков и соноров. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи ( в отражённом повторении за логопедом, воспитателем и в самостоятельном проговаривании)
Целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом.
Умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса, темп, ритм.
Двигательная память, переключаемость движений, произвольное торможение движений. Статическая и динамическая координация движений.
Выполнять по просьбе взрослого простые действия . Показывать по словесной инструкции действия на объектах и на картинке. Понимать значения вопросов. Оречевлять свои действия и действия других людей. Понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов.
Накопление активного предметного, глагольного словаря, словаря признаков.
Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже Употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. Понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. Развивать интерес к художественной литературе. Составлять простые распространённые предложения. Учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом Заучивать небольшие тексты, выразительно рассказывать их, учить их частичной драматизации. Учить оценивать поступки героев, мотивировать высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа. Пересказывать и составлять короткие рассказы по картине и по серии картин с помощью вопросов и без. Составлять короткие описательные рассказы с опорой на схему и без опоры.
| «Сказка о веселом язычке», Общий комплекс артикуляционной моторики.
Игры «Спой песенку», «Громко – тихо», «Повтори», «Поймай звук», «Запомни, повтори».
Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих, шипящих звуков и соноров «Найди картинку», «Разложи картинки в домики», «Цепочка», «Раскрась картинки»
Игры и упражнения: «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»)
Игры и упражнения: «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»,
Пальчиковые гимнастики, тактильно – вибрационный массаж, упражнения с предметами, обводки и штриховки фигур, составление букв из элементов, работы по клеткам в тетради Игры «Кулак – ладонь», «Колечки, ушки, рожки» Речевые игры на координацию речи и движений.
Игры и упражнения: «Сделай, как я скажу», «Послушный котёнок» «Мишутка», «Покажи, кто что делает» «Чудесный мешочек», «Кого увидел в окно7», «Что ты ешь?» «Что ты видишь?», «Что я рисую?», «Сундучок с игрушками» «Отгадай, что это?»«Послушный мишка»
Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Человек» и т.д. Игра «Выбери овощи» Игра «Четвертый лишний» «Сложи картинку и назови», «Выполни действия», «Скажи мишке» «Быстро найди и собери» и т.д.
Игры и упражнения: «Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Магазин», «Что с чем рядом?», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», «Один-много», «Какой лист, какая ветка?», «Почемучки», «Продолжи предложение», «Чудесный мешочек», «Сосчитай», «Чего много в корзине?», «Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», «Как улетают птицы?» «Куда спрятался?», «Найди игрушку».
| Индивидуальные и подгрупповые занятия
Использование игровых приемов.
Индивидуальные и подгрупповые занятия
Индивидуальные и подгрупповые занятия
Индивидуальные и подгрупповые занятия
Индивидуальные и подгрупповые занятия
Ситуативное общение. Оречевление своих действий и действий других людей в режимных процессах. Использование игровых приемов. Индивидуальные и подгрупповые занятия
Индивидуальные и подгрупповые занятия
Чтение (слушание)
Индивидуальные и подгрупповые занятия. Игровая деятельность. Деятельность в ходе режимных процессов. Чтение (слушание)
| Правильно выполняет артикуляционные упражнения.
Правильно произносит звуки раннего онтогенеза в свободной речи.
Произносит свистящие и шипящие звуки под контролем взрослого. Звук р произносит изолированно.
Использует более длительный выдох.
Использует интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности
Понимает обращенную речь, использует диалогическую форму общения. Понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений Использует речь в общении с детьми.
Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас.
Использует в речи существительные в единственном и множественном числе в И.п., использует существительные с уменьшительно-ласкательнымисуф., глаголы в повелительном наклонении в наст. и прошед. времени в изъявительном наклонении. Согласовывает в речи существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. Пользуется в речи простой фразой. Отчётливо произносит каждое слово в предложении, не торопится, чётко проговаривает окончания в словах. Использует простые предлоги. Умеет слушать литературные произведения. Умеет задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Умеет пересказывать короткие тексты, составляет небольшие рассказы с помощью воросов | Первый период (октябрь-ноябрь)
Первый период (октябрь-ноябрь)
Второй, третий период.
В течение года
К концу года
В течение года
В течение года. |
Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Способствовать развитию наглядно-действенного мышления и постепенного перехода к наглядно-образному мышлению. Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
Способствовать снижению уровня тревожности;
Активизация пассивного и обогащение активного словаря Закреплять произношение звуков раннего онтогенеза
| -способность концентрировать произвольное внимание -повышать объем произвольной памяти -.развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) Составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения), по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине), по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины. Различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы
Накопление активного предметного, глагольного словаря, словаря признаков. Правильное произношение поставленных звуков раннего онтогенеза (гласных звуков; согласных: [м] –[мь], [п]- [пь], [б] -[бь], [т] -[ть], [г]-[гь], [к] -[кь]).
| «Найди отличия», «Корректурные пробы» «Где ошибка?»; «Как пройти к зайке» «Небылицы»; «Съедобное - несъедобное» «Пары слов»; «Мы ходили в зоопарк» «Посмотри и запомни»; «Послушай и запомни» «Живое – не живое» «Отгадай предмет по описанию»; «Чей домик?» «4-й лишний»; «Что сначала, что потом?»
Телесно-ориентированные игры, психогимнастические этюды, релаксационные упражнения, коммуникативное игры, игры с песком. Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Человек» и т.д. Игра «Выбери овощи» Игра «Четвертый лишний» «Сложи картинку и назови», «Выполни действия», «Скажи мишке» «Быстро найди и собери» и т.д.
| Индивидуальные занятия и групповые занятия в группе «доступная среда», в сенсорной комнате.
Коллективные игры
Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком
Подгрупповые занятия. Игровая деятельность.
| У ребенка сформировано положительное отношение к занятиям; снижение уровня тревожности; сформированны основные произвольные формы деятельности.
Использует речь в общении с детьми. Снижение уровня тревожности;
Использует речь в общении с детьми. Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас.
| Первое полугодие
В течение года
|
Развивать речевую активность ребенка. -развивать диалогическую форму речи - расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта
Художественно-эстетическое развитие Активизация словарного запаса в соответствии с изучаемыми лексическими темами в процессе выполнения заданий по рисованию, лепке, аппликации развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату; - уточнять представления ребенка об основных цветах, - развивать мелкую моторику; – развивать конструктивный праксис; - формировать умение правильно держать карандаш, кисть;
учить закрашивать круглые формы; - формировать приемы лепки: раскатывание, сплющивания; Познавательное Активизация словарного запаса в соответствии с изучаемыми лексическими темами в процессе выполнения образовательной деятельности Закрепление правильного произношения звуков раннего онтогенеза в свободной речи. - развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых и речевых звуках; Расширять представления о предметах ближайшего окружения и их значения и правильно из называть. - развивать ориентировочные действия на листе бумаги, Формировать представления огеометрической фигуры (круг) социально-коммуникативно Активизация словарного запаса в соответствии с изучаемыми лексическими темами в процессе выполнения игровой деятельности вызывать соответствующие эмоциональные реакции по ходу игры; -развивать точность произвольных движений, – формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции взрослых; Физическое развитие Активизация словарного запаса в соответствии с изучаемыми лексическими темами в различных видах деятельности – воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах движений;
| Коррекционно-развивающее направление
-развивать диалогическую форму речи - расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта
| Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание стихотворений, потешек, песенок. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха; упраж. С различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры. Игра «Овощи» Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей,
Упражнения: «Обведи и вырежи» (развитие мелкой моторики) Штриховка, раскрашивание овощей
Артикуляционная гимнастика. Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха;
Артикуляционная гимнастика. Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха; упраж. С различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры.
Игры с различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры. Игра «Что ты любишь» (развитие внимания и интереса к самому себе и своему имени Составление загадок-описаний «Быстро найди и собери» (развитие внимания, быстроты внимания) Выкладывание изображений из геометричесих фигур (Блоки Дьенеша), игры с разрезными картинками(разные виды разреза)
Артикуляционная гимнастика. Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха; упраж. С различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры.
игры с различным мелким дидактическим материалом; пальчиковые игры.
Игры с каталками, машинками.
Артикуляционная гимнастика. Упражнение на высоту голоса произнесение гласных звуков, работа над дыханием: упражнения на выработку плавного длительного выдоха Упражнения в составлении диалогов, развитие желания у ребенка говорить.
| Непосредственно-образовательная деятельность Чтение(слушание) Игровая деятельность Индивидуальные занятия по заданию логопеда Развлечения Досуги Индивидуальная работа по рисованию, конструированию, аппликации и лепки. | Ребенок вступает в речевое общение, расширен словарный запас связанный.
Расширен активный словарный запас по лексическим темам, Развит конструктивный праксис, сформированы сенсорные эталоны. Знает основные цвета. Владеет кистью, карандашами, и фломастерами. Знает основные приемы лепки.
У ребенка развито слуховое внимание, память и восприятие; расширены представления о предметах ближайшего окружения.
Проявляет интерес играм, принимает на себя роль, умеет использовать предметы – заместители. | Первый период (октябрь-ноябрь)
|
Формировать двигательные умения. Укреплять и развивать мышцы.
Развитие координации и точности движений;
Развивать физиологическое дыхание;
Развитие мелкой моторики;
Обогащение активного словаря в процессе занятий
| Коррекционно-развивающее направление: двигательная память, переключаемость движений, произвольное торможение движений.
Статическая и динамическая координация движений.
Пространственная организация движений.
Статическая и динамическая координация движений.
| Специально подобранные упражнения для рук, мышц спины, пресса, специальный комплекс упражнений, игры «Повтори точно», «Запретное движение», «Остановись по сигналу»
Игры с многоместными матрешками, башнями сложной формы, с большим количеством колец, наборами геометрических фигур и тел Игры на развитие глазомера: «Попади в цель», «Собери кольца» Игры «Найди секретик (игрушку)» «Что слева, что справа » «Что, где находится»
Упражнения на дыхание
Игры «Кулак – ладонь», «Колечки, ушки, рожки» Речевые игры на координацию речи и движений, логоритмические упражнения.
Пополнение пассивного словаря спортивной терминологией;
| Развитие общей двигательной активности ребенка; посещение бассейна, занятий по ЛФК, утренняя гимнастика, участие в играх –соревнованиях и играх-эстафетах, подвижных играх. Имитация движений животных
| Выполняет физкультурные упражнения с речевым сопровождением; улучшение координации движений. Увеличение объема и точности движений общей и мелкой моторики. Улучшение пространственной организации движений | Первый период (октябрь-ноябрь) |
Развивать музыкальное восприятие, слухо- голосовую координацию, звуковысотный слух.
Учить передавать движениями средства музыкальной выразительности темп, динамику произведения.
Развивать физиологическое и речевое дыхание
Активизировать словарный запас в соответствии с изучаемыми лексическими темами
Активизировать движения артикуляционного аппарата Закрепление правильного произношения поставленных звуков раннего онтогенеза(гласных звуков, согласных [м] –[мь], [п]- [пь], [б] -[бь], [т] -[ть], [г]-[гь], [к] -[кь])
| Коррекционно-развивающее направление: Умение различать высокие и низкие звуки, длинные и короткие.
Ритмическое чувство, темп
Артикуляционные упражнения. | Упражнения, развивающие чувство ритма: по методикам «Весёлая логоритмика». Сергея и Екатерины Железновых. Музыкально-ритмические движения: «Ладошки», «Паровозик». Музыкальные игры: игры под пение (хороводы, инсценирование песен) «Повтори ритмический рисунок»
Упражнения для развития дыхания.
Игры на координацию речи с движением и музыкальные подвижные игры в соответствии с логопедической темой .
«Весёлые игры для языка», «Весёлые сказки», попевки с одним звуком | Игра на музыкальных инструментах; Музыкальные игры с наборами предметов, пальчиковый театр кукол бибабо. Пропевание песенок и попевок | Проявляет интерес к музыкальным произведениям. Диффренцирует звучание нескольких игрушек, выполняет несложные упражнения с музыкальным и речевым сопровождением, использует некоторые танцевальные движения. | Первый период (октябрь-ноябрь) |