Фрагмент индивидуальной образовательной программы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ТНР)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Сенина Александра Вячеславовна

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.

Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально- личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а  также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_tnr.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент индивидуальной образовательной программы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ТНР)»

Выполнила работу:

ФИО Сенина Александра Вячеславовна

Раздел

Дефициты

(рекомендации ППк)

Компенсаторные возможности ребёнка (заключения ППк)

Задачи развития ребёнка

Содержание работы

Планируемы результаты

1 полугодие

2 полугодие  

Действия (умения, навыки) самообслуживания

1. Мелкая моторика развита недостаточно.

2. Не умеет пользоваться столовыми приборами, во время еды неаккуратен.

Проявляет самостоятельность при раздевании и одевании, знает последовательность использования предметов одежды

Зрение в норме.

1. Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.

2.Формирование навыка приема пищи:

- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи,

- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой;

3. Формирование навыка одевания и раздевания:

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д.; 4. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.

5. Развивать умение опрятно убирать постель.

1. Пальчиковые гимнастики

2. Массаж ладоней и пальцев рук массажными мячиками и «Су-джок»

3. Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.

4. Работа с конструктором, мозаикой.

5. Работа с лекалами и трафаретами.

6. Штриховка в различных направлениях,

раскрашивание.

7. Развитие зрительно-моторных координаций.

8. Работа по зрительно-двигательным траекториям «Лабиринт»

9. Графические диктанты.

10. Упражнения, рассчитанные на зрительно- моторное запоминание.

11.Рисование по точкам, пунктиру.

12. Д.И. «Найди пару», «Подберем куклам одежду», «Путешествие в страну вещей», «Пристегни ушки, ножки Мишке», «Что лежит в кошельке», «Готовим обед для кукол», «Накроем стол к обеду».

1. Сформированы навыки приема пищи

2.  с помощью застегивает крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки

 3. при напоминании поддерживает порядок в окружающей обстановке.

 1. С помощью шнурует ботинки, завязывает и развязывает шнурки,

2. Умеет различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки

3. закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

4. пользуется носовым платком

5. знает место одежды, обуви, посуды игрушек, убирает игрушки на место (при напоминании),

6. умеет содержать свою одежду в чистоте.

7. Умеет соблюдать порядок в своем шкафу.

8. Умеет опрятно убирать свою постель.

9. Умеет пользоваться столовыми приборами, аккуратен во время еды, пользуется салфеткой

Социально-бытовая ориентировка

Недостаточно развиты представления о самом себе, бытовых, предметах

Навыки ориентировки в окружающей среде.

Знает членов своей семьи и ближайших родственников, некоторые события из их жизни

Выполняет поручения, поддерживает порядок в групповой комнате.

.

1. Дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, их назначение и правила обращения с ними.

2. Выработать у детей навыки обращения с предметами, используемыми в быту.

3. Способствовать созданию условий, необходимых для формирования представлений у детей относительно собственного образа и своей самооценке: - внешний вид, интересы, способности, особенности характера, желания и предпочтения, чем любит заниматься Самооценка Я – самый лучший; Я – хороший; Я – плохой

 

1. Сюжетно – ролевы игры:

«Мама готовит обед»;

«Ждем гостей» - о правилах приема гостей, угощение, беседа;

«Идем к врачу» - проигрывание ситуации «стоим в очереди – зашли к врачу – осмотр врача» 

«Позвоню маме» - рассказать, чем я занимаюсь в детском саду, поделиться впечатлениями; «Обжог палец» - элементарные действия по самопомощи; «Давай дружить» - навык знакомства с новыми знакомыми 

2. Д.И «Путешествие в страну вещей»,

«Дом, в котором ты живешь», «Где ты живешь?»,

«На чем я путешествую?», «Что кому необходимо»,

«Так бывает или нет»

 

1. Выработаны практические умения и навыки пользования некоторыми предметами окружающего социально – бытового пространства;

2. Развито умение отражать в игровой деятельности явления социальной и бытовой жизни;

3. Выработаны приемы, направленные на разностороннее взаимодействие в социально – бытовом пространстве.

1. Четкое, адекватное осознание и способность легко и правильно охарактеризовать свои особенности.

2. Овладел правилами поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях.

3. Выработаны приемы самоконтроля за свои поведением, внешностью,

4. Умеет вступать в общение с различными людьми в разных ситуациях.

 

 

Эмоционально-волевая сфера.

Недостаточный уровень развития эмоционально волевой сферы

Общителен, доброжелателен, контактен, может осуществлять устойчивое игровое взаимодействие со взрослым и с большинством детей в группе

 

Формировать умение различать, осознавать, дифференцировать свои чувства, адекватное реагирование на ситуации.

Сказкотерапия, игры: «Молчание», «Повтори движения»;

д/и «Эмоции», «Какое настроение», «Лото настроений», «Обзывали» «Мишкино настроение» чтение художественных произведений и др.

1.Устанавливает сходство и различие предметов.

2. Умеет последовательно выполнять действия по речевой инструкции.

3. Выражает словами свои мысли, чувства, желания

 1. Умеет ориентироваться на образец, точно копировать его.

2. Развито пространственное восприятие и сенсомоторная координация.

3. Развита способность устанавливать причинно-следственные связи в наглядных ситуациях.

4. Умеет делать обобщения, составлять последовательный рассказ  

Речевое развитие

1. Нарушение звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

2. Связная речь

недостаточно развита

3. Недостаточно развит словарь

1. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

2. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3. Учить рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

4. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

5. Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

1. Д.и.: «Какое слово заблудилось?» «Закончи предложение» «Найди противоположное слово» «Скажи по-другому», «Что звучит?» «Повтори» «Поймай звук» «Найди фишке место», «Найди звук», «Звуковые шапочки».

2. Артикуляционная гимнастика «Закрыли ворота» и др.

3. Игра «Веселый Старичок - Лесовичок»

4. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим , «Лыжи, санки и коньки» и др.

5. д/и «У кого кто?», «Чего не хватает?», "Один много" и др.

6. «Нарисуй картинку словами»

«Придумай сказку»

7. «Кто больше заметит небылиц?»

8. «Найди картинке место»

9. «Подбери слова по схеме»

10. «Паровозик»,

11. «Веселый поезд»,

12. «О чем можно сказать?»

13. д/и: «Какой, какая, какие?»

14. д/и: «Кто чем занимается?»

15. Игра «Чего не стало?» «Кто больше действий назовёт»

16. «Качество предметов»

17. «Животные и их детёныши»

1. Точно и в полном объёме выполняет артикуляционные упражнения гимнастики для формирования правильного артикуляционного уклада для постановки и автоматизации и дифференциации  звуков проблемных

2. Воспроизводит слоговые Выполняет упражнения словообразование и словоизменение3. Умеет пересказывать и составлять короткие рассказы.

1. Правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях.

2. Производит самоконтроль за правильным произношением звуков в организованной и свободной деятельности.

3. Чётко дифференцирует все изученные звуки. сформированы навыки фонематического

анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

4.  Не нарушает слоговую структуру слов.

5. Сформирована грамматически правильная связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»

laquo;Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием  речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой является инновационным программн...

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет

Представлена примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) 4-5 лет....

Адаптированная основная образовательная Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 6 до 7 лет

Адаптированная основная образовательная Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 6 до 7 лет, включает три основных раздела:- Целевой раздел;- Содержательный р...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Адаптированная основная образовательная программа – это инновационный программный документ для группы комбинированного вида. Она предназначена для обучения детей дошкольного возраста (с 5 до 7 л...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....