Фрагмент индивидуальной образовательной программы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ТНР)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально- личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_tnr.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент индивидуальной образовательной программы для ребёнка с тяжелым нарушением речи (ТНР)»
Выполнила работу:
ФИО Сенина Александра Вячеславовна
Раздел | Дефициты (рекомендации ППк) | Компенсаторные возможности ребёнка (заключения ППк) | Задачи развития ребёнка | Содержание работы | Планируемы результаты | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | ||||||||
Действия (умения, навыки) самообслуживания | 1. Мелкая моторика развита недостаточно. 2. Не умеет пользоваться столовыми приборами, во время еды неаккуратен. | Проявляет самостоятельность при раздевании и одевании, знает последовательность использования предметов одежды Зрение в норме. | 1. Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. 2.Формирование навыка приема пищи: - уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, - уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой; 3. Формирование навыка одевания и раздевания: - учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д.; 4. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места. 5. Развивать умение опрятно убирать постель. | 1. Пальчиковые гимнастики 2. Массаж ладоней и пальцев рук массажными мячиками и «Су-джок» 3. Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой. 4. Работа с конструктором, мозаикой. 5. Работа с лекалами и трафаретами. 6. Штриховка в различных направлениях, раскрашивание. 7. Развитие зрительно-моторных координаций. 8. Работа по зрительно-двигательным траекториям «Лабиринт» 9. Графические диктанты. 10. Упражнения, рассчитанные на зрительно- моторное запоминание. 11.Рисование по точкам, пунктиру. 12. Д.И. «Найди пару», «Подберем куклам одежду», «Путешествие в страну вещей», «Пристегни ушки, ножки Мишке», «Что лежит в кошельке», «Готовим обед для кукол», «Накроем стол к обеду». | 1. Сформированы навыки приема пищи 2. с помощью застегивает крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки 3. при напоминании поддерживает порядок в окружающей обстановке. | 1. С помощью шнурует ботинки, завязывает и развязывает шнурки, 2. Умеет различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки 3. закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды. 4. пользуется носовым платком 5. знает место одежды, обуви, посуды игрушек, убирает игрушки на место (при напоминании), 6. умеет содержать свою одежду в чистоте. 7. Умеет соблюдать порядок в своем шкафу. 8. Умеет опрятно убирать свою постель. 9. Умеет пользоваться столовыми приборами, аккуратен во время еды, пользуется салфеткой | |||
Социально-бытовая ориентировка | Недостаточно развиты представления о самом себе, бытовых, предметах | Навыки ориентировки в окружающей среде. Знает членов своей семьи и ближайших родственников, некоторые события из их жизни Выполняет поручения, поддерживает порядок в групповой комнате. . | 1. Дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, их назначение и правила обращения с ними. 2. Выработать у детей навыки обращения с предметами, используемыми в быту. 3. Способствовать созданию условий, необходимых для формирования представлений у детей относительно собственного образа и своей самооценке: - внешний вид, интересы, способности, особенности характера, желания и предпочтения, чем любит заниматься Самооценка Я – самый лучший; Я – хороший; Я – плохой
| 1. Сюжетно – ролевы игры: «Мама готовит обед»; «Ждем гостей» - о правилах приема гостей, угощение, беседа; «Идем к врачу» - проигрывание ситуации «стоим в очереди – зашли к врачу – осмотр врача» «Позвоню маме» - рассказать, чем я занимаюсь в детском саду, поделиться впечатлениями; «Обжог палец» - элементарные действия по самопомощи; «Давай дружить» - навык знакомства с новыми знакомыми 2. Д.И «Путешествие в страну вещей», «Дом, в котором ты живешь», «Где ты живешь?», «На чем я путешествую?», «Что кому необходимо», «Так бывает или нет»
| 1. Выработаны практические умения и навыки пользования некоторыми предметами окружающего социально – бытового пространства; 2. Развито умение отражать в игровой деятельности явления социальной и бытовой жизни; 3. Выработаны приемы, направленные на разностороннее взаимодействие в социально – бытовом пространстве. | 1. Четкое, адекватное осознание и способность легко и правильно охарактеризовать свои особенности. 2. Овладел правилами поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях. 3. Выработаны приемы самоконтроля за свои поведением, внешностью, 4. Умеет вступать в общение с различными людьми в разных ситуациях.
| |||
| |||||||||
Эмоционально-волевая сфера. | Недостаточный уровень развития эмоционально волевой сферы | Общителен, доброжелателен, контактен, может осуществлять устойчивое игровое взаимодействие со взрослым и с большинством детей в группе
| Формировать умение различать, осознавать, дифференцировать свои чувства, адекватное реагирование на ситуации. | Сказкотерапия, игры: «Молчание», «Повтори движения»; д/и «Эмоции», «Какое настроение», «Лото настроений», «Обзывали» «Мишкино настроение» чтение художественных произведений и др. | 1.Устанавливает сходство и различие предметов. 2. Умеет последовательно выполнять действия по речевой инструкции. 3. Выражает словами свои мысли, чувства, желания | 1. Умеет ориентироваться на образец, точно копировать его. 2. Развито пространственное восприятие и сенсомоторная координация. 3. Развита способность устанавливать причинно-следственные связи в наглядных ситуациях. 4. Умеет делать обобщения, составлять последовательный рассказ | |||
Речевое развитие | 1. Нарушение звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. 2. Связная речь недостаточно развита 3. Недостаточно развит словарь | 1. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. 2. Совершенствовать интонационную выразительность речи. 3. Учить рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. 4. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. 5. Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. | 1. Д.и.: «Какое слово заблудилось?» «Закончи предложение» «Найди противоположное слово» «Скажи по-другому», «Что звучит?» «Повтори» «Поймай звук» «Найди фишке место», «Найди звук», «Звуковые шапочки». 2. Артикуляционная гимнастика «Закрыли ворота» и др. 3. Игра «Веселый Старичок - Лесовичок» 4. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим , «Лыжи, санки и коньки» и др. 5. д/и «У кого кто?», «Чего не хватает?», "Один много" и др. 6. «Нарисуй картинку словами» «Придумай сказку» 7. «Кто больше заметит небылиц?» 8. «Найди картинке место» 9. «Подбери слова по схеме» 10. «Паровозик», 11. «Веселый поезд», 12. «О чем можно сказать?» 13. д/и: «Какой, какая, какие?» 14. д/и: «Кто чем занимается?» 15. Игра «Чего не стало?» «Кто больше действий назовёт» 16. «Качество предметов» 17. «Животные и их детёныши» | 1. Точно и в полном объёме выполняет артикуляционные упражнения гимнастики для формирования правильного артикуляционного уклада для постановки и автоматизации и дифференциации звуков проблемных 2. Воспроизводит слоговые Выполняет упражнения словообразование и словоизменение3. Умеет пересказывать и составлять короткие рассказы. | 1. Правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях. 2. Производит самоконтроль за правильным произношением звуков в организованной и свободной деятельности. 3. Чётко дифференцирует все изученные звуки. сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений. 4. Не нарушает слоговую структуру слов. 5. Сформирована грамматически правильная связная речь. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
laquo;Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой является инновационным программн...
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет
Представлена примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) 4-5 лет....
ИНДИВИДУАЛЬНО АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА...
Адаптированная основная образовательная Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 6 до 7 лет
Адаптированная основная образовательная Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 6 до 7 лет, включает три основных раздела:- Целевой раздел;- Содержательный р...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет
Адаптированная основная образовательная программа – это инновационный программный документ для группы комбинированного вида. Она предназначена для обучения детей дошкольного возраста (с 5 до 7 л...
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....