Развитие грамматической стороны речи дошкольников
статья по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие грамматической стороны речи
Формирование грамматической стороны речи – раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, так как является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания.
Решение каждой задачи осуществляется последовательно, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. Словарная работа – это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая – формирование языковых обобщений.
В своей работе я использую специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учётом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребёнка. Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом и без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Для того, чтобы заинтересовать ребёнка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматических ошибок. Занятия должны чередоваться по частям речи.
Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.
Пересказ коротких рассказов и сказок - ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Самостоятельное исправление собственных ошибок - показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок» В работе над правильной речью находит место и такой эффективный прием, как сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы.
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).
В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).
Игра «Один-много» учит ребенка понимать и употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе; глаголы настоящее времени. Ребенку предлагается поиграть в лото. Ребенок называет предмет, изображенный на картинке в единственном и множественном числе (бабочка-бабочки, береза-березы).
Игра «Путешествие на луг» расширяет словарный запас, учит понимать и употреблять в речи обобщающие слова, согласовывать имя существительное с прилагательным в роде и числе, с числительными «два» и «пять». Ребенку предлагается найти на картинке большие и маленькие предметы, сосчитать их и назвать количество, подобрать обобщающее слово. Дети составляют рассказ о предмете, придумают рассказ.
Работа вне специальных занятий - это в основном исправление ошибок детей. При этом внимание ребенка должно быть остановлено на правильной форме. Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибок - лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если дать ребенку аналогичные примеры.
Таким образом, при правильном подходе к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Речь дошкольников становится грамматически правильной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Художественная литература, как средство развития грамматической стороны речи дошкольников"
Из опыта работы....
Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников
В процессе продуктивной деятельности развитие речи осуществляется в нескольких направлениях: ...
Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ОНР
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.Дети с ОНР испытывают особые труд...
Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольника
В презентации собраны речевые упражнения и игры, способствующие формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР....
Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии...
Совершенствование грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР
В статье рассматриваются особенности мыслительных процессов и особенности словообразования и словоизменения у дошуольников с ЗПР. Предлагается последовательность логопедической работы по устране...
Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольников
Презентация содержит напавления развития лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста. Предложены конкретные игры на уточнение и расширение словаря и совершенствование грамматических...