"Художественная литература, как средство развития грамматической стороны речи дошкольников"
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Апатенко Анастасия Александровна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_2.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

«Художественная литература,

как средство развития

грамматической  стороны речи дошкольников»

Апатенко А.А., воспитатель

МАДОУ № 37 «Ягодка» города

Губкина Белгородской области

     Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность.

     Проведя в 2010 году первичную диагностику знаний детей по развитию грамматической стороны  речи были выявлены следующие результаты: высокий уровень - 20% (4 ребёнка), средний уровень - 35% (7 детей), низкий уровень - 45% (9 детей).  Такие показатели побудили меня на более детальную и углубленную работу по развитию грамматической стороны речи дошкольников.

       Логика процесса речевого развития требует, чтобы оно, с одной стороны, было целесообразным, а с другой – не допускающим каких бы то ни было шаблонов.

        Поэтому возникла идея построить воспитательно-образовательный процесс по развитию  грамматической стороны речи  через ознакомление дошкольников с художественной литературой так, чтобы в процессе получения знаний, у детей развивалась любознательность, образное мышление, воспитывалась познавательная активность, совершенствовался и активизировался грамматический строй речи, а также словарный запас.

      Существуют разнообразные формы развития речи детей через ознакомления их с произведениями художественной литературы.  Это непосредственно чтение текстов художественных произведений, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, обсуждение прочитанного текста. Просмотр мультфильмов на сюжеты литературных произведений, разыгрывание мини-спектаклей, целенаправленные игры и конечно красивая, грамотная, образная речь родителей и педагогов.      

     Для более успешной работы по развитию грамматической стороны речи дошкольников через использование текстов художественных произведений кроме традиционного книжного уголка развивающая среда  группы была дополнена мини-выставкой  детских рисунков, по сюжетам любимых  произведений художественной литературы, которая периодически обновляется;  книжками-малютками, которые изготовлены дошкольниками и их родителями;  видео-библиотекой «Любимые мультфильмы»;  дидактическими играми по развитию грамматической стороны речи дошкольников на основе произведений художественной литературы; атрибутами для драматизаций и творческих игр, портретной галереей детских писателей.

      Просмотр мультфильмов на сюжеты знакомых художественных произведений способствует познавательно-речевому развитию детей через зрительное восприятие и трансформацию художественного текста в зрительный образ. Для удобства использования материалов видео-библиотеки была разработана картотека мультфильмов, которые используются как во время НОД, так  и в свободной деятельности детей. 

      Задания по формированию грамматического строя речи тесно переплетались с задачами по словарной работе. Так, например, после знакомства детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», задаю детям вопросы: какой заяц? (пушистый, мягкий, осторожный, грустный, маленький), какая у него шуба? (теплая, гладкая, серая, мягкая пушистая), какая лиса? (хитрая, рыжая), какой петушок? (смелый, добрый, красивый), какие у него пёрышки? (яркие, разноцветные, красивые).  Добиваясь ответов на такие, казалось бы, простые вопросы можно решить сразу две задачи: упражнение детей в согласовании существительных и прилагательных  в роде и числе, а также активизация и расширение словарного запаса дошкольников. Такие вопросы целесообразно задавать детям после прочтения любых программных произведений художественной литературы. 

   После прочтения этой же сказки можно предложить детям дидактическую игру «Странный зверь», с помощью которой упражняем детей в употреблении притяжательных прилагательных.

     Другой вариант использования этой игры. Выставляем на доску животных, заранее поменяв им хвостики. Ждём реакцию детей. Просим детей исправить  ошибки. Снова проговариваем новые слова:  заячий хвост, волчий хвост. Ребёнок, давший правильный ответ получает право восстановить справедливость - расставить зверькам нужные хвостики. Усложнение: придумываем историю, почему животные поменялись хвостиками.

     Перед чтением сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный» обращаюсь к детям: «В сказке, с которой я сегодня вас познакомлю, жили-были «крылатый», «мохнатый» да «масленый». Кто же это такие?» «Крылатый — это птица»,— говорят дети. И добавляют: «Может, синица?» — «Возможно, -  говорю я,— но послушайте, что получается: «крылатый синица». Дети приходят к выводу, что слово крылатый должно согласоваться с существительным мужского рода (воробей, грач и т.д.). 

Предлагаем детям после прочтения сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» покормить  петушка, наклеенного в середине бумажного листа. При этом просим детей  произнести, куда они наклеивают зёрнышки (за петушком, под петушком, перед петушком, около петушка и т.д.). Тем самым мы повторяем с детьми пространственные предлоги, активизируем их в речи путём создания положительной мотивации (делаем подарок петушку.

       Для упражнения детей в употреблении пространственных предлогов можно использовать дидактическую игру «Волшебные ниточки». На белом картоне нарисованы или приклеены вырезанные предметные картинки (герои знакомых сказок), к тем картинкам, которые должны двигаться прикреплены ниточки, дёргая за которые можно их двигать. Главное в этом пособии то, что картинки двигаются, то есть наглядно моделируются ситуации, с помощью которых детей можно обучать понимать значение предлогов, уточнить их значения, провести их дифференциацию, формировать умение правильно употреблять предложно-падёжные конструкции в речи. 

      Все дети быстро запоминают строчки из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое!» А вот слово душистое (или душистый, душистая) в разговорной речи ими почти не употребляется. А для того чтобы слово вошло в активный словарный запас дошкольников с ним необходимо проводить дальнейшую работу. Например, после знакомства детей с этим словом,  можно спросить, почему мыло названо душистым. Если они затрудняются, нужно объяснить, что мыло приятно пахнет, а когда умываются им, то и руки становятся душистыми. На прогулке надо дать детям понюхать цветок. Затем задать вопрос: «А  каким словом можно сказать про цветок, который приятно пахнет?» (душистый). 

        Таким образом, если  каждый раз повторять, закреплять слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут усваивать грамматический и лексический строй родной речи, расшириться их активный словарь и они начнут свободнее пользоваться этим словом в соей речи.

      М.М.Бахтин подчеркивает, что «Родной язык - его словарный состав и грамматический строй - мы узнаем не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении... Научиться говорить - значит научиться строить высказывания (потому что говорим мы высказываниями, а не отдельными предложениями и уж конечно не отдельными словами)».  А развитие умения  самостоятельно строить высказывания  является одним из главных направлений в формировании грамматического строя речи дошкольников и развитии речи в целом.

         На начальных этапах при формировании данного умения (младший дошкольный возраст) ведущее значение имеют совместные со взрослым сюжетные игры детей, подвижные, музыкальные игры, игры-драматизации (импровизации), инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании иллюстраций к художественным произведениям,  — такие виды игровой активности, которые возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и тем самым создают естественные условия для спонтанного возникновения языковых игр, заимствования из произведений фольклора и художественной литературы, из речи педагога форм и структур языка. Эти формы работы не теряют своего значения и в дальнейшем.

          Очень важным условием развития грамматической стороны речи дошкольников является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями способствует гармоничному и  всестороннему развитию речи дошкольников. С родителями проводились  беседы, были подготовлены консультации, с которыми можно было познакомиться, как в группе, так и на сайте ДОУ – http://www.ds37.obr-gubkin.ru.  

Делилась опытом с коллегами на педагогическом совете по теме «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте», размешала свои разработки на сайте http://www.maaam.ru.

В результате проведенной работы прослеживается хорошая динамика роста общего уровня усвоения программного материала по развитию грамматической стороны речи, что видно из диаграммы.

         В заключении хотелось бы сказать о том, что грамматическая работа с детьми - дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, запоминания отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его системы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников

В процессе продуктивной деятельности  развитие речи осуществляется  в нескольких направлениях:    ...

Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!

Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Материал может быть полезен воспитателям, работающим в разных возрастных группах....

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие...

Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии

Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии...

Развитие грамматической стороны речи дошкольников

Развитие грамматической стороны речи дошкольников...

Консультация для педагогов "Художественная литература, как средство развития грамматически правильной речи дошкольников"

В консультации описаны положительные моменты использования художественной литературы с дошкольниками«Литература служит представительницей умственной жизни народа». Н. А. Некрасов...