Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
Слайд 1
Грамматика – это наука о строении языка, о его законах.
Грамматика объединяет в себе словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слов и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Освоение грамматического строя речи имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда, и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми.
Слайд 2 (основные периоды в форм-и – ГСР по Гвоздеву)
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г.3 мес. до 1г.10мес.). Так называются «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы.
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10мес. до 3 лет).
К 2 году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом и действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слова: Им.п. ед.и мн. числа, В.п. имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица ед.ч. настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3-4 слов.
К 3 годам в словаре у ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у,с. Предложение состоит из 5-6 слов, отношения в нем выражаются с помощья предлогов и флексий. Закрепляются согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).
К 4 годам словарный запас возрастает до 1600- 1900 слов. Из них по данным А.Н.Гвоздева, 50% составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8 – прилагательные, 5,8 – наречия. На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который.
К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические форм, определяют дифференцированно пространственные отношения. Словарь состоит из 2200 слов. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов. После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.
У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармоничном развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Третий уровень характеризуется тем, что у испытуемых имеется четкое и хорошо осознанное различие некоторых грамматических форм; наряду с этим имеются грамматические формы, различие которых нестойко. Различение прилагательных по роду у большинства детей вообще отсутствуют.
Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому ребенок овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.
Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
- Неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
- Неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
- Неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
- Неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (Дерево упало);
- Неправильное употребление предложно - падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы. Они характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.
Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна – окны, стулья- стулы).
Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
У детей с III уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словосочетания: относительные прилагательные от существительных (морковный - морковенный), уменьшительно – ласкательная форма (ведерко - ведрочко).
Таким образом, у детей с нормальным развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Художественная литература, как средство развития грамматической стороны речи дошкольников"
Из опыта работы....
Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР. Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Консультации для воспитателей...
Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»
Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....
Выступление на методическом часе «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников»
Понятие лексико-грамматическогостроя речи...
Показатели нормального и нарушенного речевого развития дошкольников
В краткой удобной таблице представлены основные критерии нормального и нарушенного развития речи у детей от 1 до 7 лет...
Картотека речевых игр для развития грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
В данной картотеке подобраны игры для развития грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Они очень увлекательные и разнообразные. С помощью этих игр дети быстрее осваивают гра...