Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Андреева Ксения Валерьевна

Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии

Слайд 1

        Грамматика – это наука о строении языка,  о его законах.

        Грамматика объединяет в себе словообразование,  морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слов и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

        Освоение грамматического строя речи имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

       Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда, и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми.

Слайд 2 (основные периоды в форм-и – ГСР по Гвоздеву)

       Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г.3 мес. до 1г.10мес.). Так называются «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы.

       Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10мес. до 3 лет).

      К 2 году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом и действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

       Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слова: Им.п. ед.и мн. числа, В.п. имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица ед.ч. настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3-4 слов.

      К 3 годам в словаре у ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у,с. Предложение состоит из 5-6 слов, отношения в нем выражаются с помощья предлогов и флексий. Закрепляются согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

        Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).

       К 4 годам словарный запас возрастает до 1600- 1900 слов. Из них по данным А.Н.Гвоздева,  50% составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8 – прилагательные, 5,8 – наречия. На данном этапе формируется глагольное управление. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который.

        К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические форм, определяют дифференцированно пространственные отношения. Словарь состоит из 2200 слов. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов. После 5 лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

       Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

         У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

           Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармоничном развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

          Третий уровень характеризуется тем, что у испытуемых имеется четкое и хорошо осознанное различие некоторых грамматических форм; наряду с этим имеются грамматические формы, различие которых нестойко. Различение прилагательных по роду у большинства детей вообще отсутствуют.    

         Недостаточное понимание грамматических форм является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому ребенок овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.

          Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

  • Неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
  • Неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
  • Неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
  • Неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (Дерево упало);
  • Неправильное употребление предложно - падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

       При этом у детей выявляются как  общие, так и специфические аграмматизмы. Они характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

         Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна – окны, стулья- стулы).

          Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

         У детей с III уровнем речевого развития обнаруживается несформированность навыков практического словосочетания: относительные прилагательные от существительных (морковный - морковенный), уменьшительно – ласкательная форма (ведерко - ведрочко).

        Таким образом, у детей с нормальным развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее  затруднен часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

Показатели нормального и нарушенного речевого развития дошкольников

В краткой удобной таблице представлены основные критерии нормального и нарушенного развития речи у детей от 1 до 7 лет...

Картотека речевых игр для развития грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной картотеке подобраны игры для развития грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Они очень увлекательные и разнообразные. С помощью этих игр дети быстрее осваивают гра...