Звук С.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Федорчук Елена Владимировна

Краткие планы работы со звуком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s._kratkie_plany_raboty_so_zvukom.docx55.13 КБ

Предварительный просмотр:

Этап: Подготовительный к постановке звука  С

Тема: звук С

Цели: подготавливать органы артикуляции к постановке звука  С (с помощью артикул. упр.)

            совершенствовать мелкую моторику рук

            Формировать целенаправленный ротовой выдох

            Развивать зрительное восприятие, слуховое восприятие,

Оборудование:  опорные картинки для артик. упр., материал для дыхательных упр, звучащие предметы.

                                                                                           Ход занятия

1. Оргмомент

-Приветствие.

 Говорят, давно на свете

Соловей-разбойник жил,

Резким громким звуком этим

Он богатырей разил.

Ответ: Свист

2. Объявление темы

-Сегодня мы будем учится говорить свистящий звук.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Упражнения для подготовки к звуку с  (перед зеркалом)

Показ, повторение, используются сказки о Весёлом язычке, опорные картинки.

4. Дыхательная гимнастика

-Я  предлагаю поиграть в игру-кто правильнее и сильнее дунет. (Обыгрываются упр. Фокус, забей гол, дуем на язык, греем руки )

Оценка результатов.

5. Развитие слухового восприятия

- «Послушай и покажи».

Работа со звучащими предметами (погремушки, трещотки) Ребёнок прослушивает звучание предмета, затем закрывает глаза и пытается угадать, что звучало.

6. Итог занятия

-Чему ты сегодня научился? Что тебе понравилось?

Этап: Подготовительный к постановке звука  С

Тема: звук С

Цели : подготавливать органы артикуляции к постановке звука С(с помощью артикул. упр.)

             Развивать мелкую моторику рук

            Формировать целенапрвленный  сильный ротовой выдох по центру языка, удерживать язык за нижними резцами

              Развивать слуховое восприятие

Оборудование: картинка-символ звука С (свисток), бумажные листья деревьев, кусочек ватки.

                                                                                       Ход занятия

1. Оргмомент

Приветствие. Послушай  стихотворение: 

У меня был шарик.
Яркий, как фонарик.
Шарик был ого и ах!
А потом он как ба-бах!
Сел на кнопку: раз и - БАМ!
В общем, шарик лопнул сам.
И остались лоскуты
Небывалой красоты

2. Объявление  темы

- Что случилось в стихотворении? (лопнул  шарик)

Сегодня будем готовить язычок свистеть, как лопнувший  шарик(картинка-символ)

3.Артикуляционная гимнастика

-Чтобы научится этому, нужно потренировать язычок.

Артикуляционная гимнастика проходит под речевое сопровождение в стихах. Тренировать удерживать распластанный  язык за нижними резцами.

4.Дыхательная  гимнастика

-Поучимся правильно дышать и дуть сильно-пресильно.

-«Сдуй  листья», «Фокус»

5.Развитие фонематического восприятия

- Хлопни в ладоши, когда услышишь свист лопнувшего  шарика.

6.Итог

-Что тебе понравилось на занятии? Что было сложно?

Этап: постановка звука С

Тема: звук С

Цели: учить правильно произносить звук   изолиров.

           Развивать фонематический слух

           Совершенствовать мелкую моторику рук

          Развивать зрительное внимание, операцию сравнения

Оборудование: разрезная  картинка,  флажок сигнальный,

                                                                        Ход занятия

1. Оргмомент

- Приветствие. Пальчиковая  гимнастика:  Надуваем  быстро  шарик, он  становится большой, вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он тонкий  и худой.

2. Сообщение темы

-  в какую  игру мы играли? Что надували? Что случилось с шариком? Он лопнул и засвистел. Сегодня мы будем учиться произносить этот звук свистеть.

 3. Артикуляционная гимнастика

-Но для этого нам нужно сделать гимнастику для языка и губ. Не устанет наш язык, ведь работать он привык.

(стихотворное сопровождение гимнастики)

4.Постановка  звука

СПОСОБ выбирается от возможностей ребёнка.

-по подражанию           (ЧАЩЕ  всего)                                            

-метод разложения артикуляции

-смешанный способ   +   тактильный, зрительный, слуховой контроль артикуляционного уклад

5.Закрепление поставленного  звука

- Покажем, как мы научились сегодня произносить звук С. Так свистит свисток, свистулька, лопнувший шарик и мяч( показываются картинки).Игровые упражнения: «Пальчики здороваются», «Колечки»

6. Развитие фонематичесого слуха

- Когда услышишь звук  звук С, поднимай флажок

(предлагается прослушать ряд звуков, услышать звук С, дать сигнал флажком)

7. Итог

- Чему ты сегодня научился? Что было трудно?

Этап: автоматизация звука С изолиров.виде  

Тема: звук и буква С

Цели: закреплять звук  в изолированном виде

           Учить давать характеристику звука

           Развивать фонематический слух

           Продолжать развивать мелкую моторику рук

Оборудование: картинки для артикуляц.гимнастики, тренажёры для автом. изолир.звука, флажок, тренажёр «Характеристика звука»

                                                                           Ход занятия

1. Оргмомент

- Найди два одинаковых чайника. Что делают чайники? (кипят).

2. Сообщение темы

-Когда  чайник кипит, он свистит, как свисток-С-С-С. Сегодня мы поучимся говорить звук С.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Давай подготовим язычок, вспомним упражнения, а картинки нам помогут (картинки – символы артик. упр)

4. Развитие фонематического слуха

-Теперь ты будешь ловить звук С – подними флажок, когда услышишь этот звук

(предлагается ряд звуков)

5.Закрепление звука

-Давай вспомним, как произносится звук С. В этом тебе поможет картинка(тренажёр-«Проведи пальцем по линии»        ( упр. «Пальчики шагают», «Пальчики здороваются»)

6.  Характеристика звука

-Давай узнаем, где живёт этот звук. Прикладываем ладонь к горлышку, произносим звук С (голосовые связки сомкнуты, голоса нет- глухость),

Этот звук твёрдый (синий цвет ) обозначения на тренажёре «Характеристика звука»

7. Итог

-Что тебе понравилось на занятии? Что было трудно?

Этап: автоматизация звука С в изолиров. виде

Тема:звук С, буква С

Цели: продолжать учить правильно произносить звук С

           Закреплять  понятие звук, буква

            Развивать операцию сравнения, внимание

          Познакомить с буквой С

Оборудование:  картинка-символ, картинки для артикуляц.гимнастики, тренажёр «Лесенка», азбука настенная,

Тр. «Характеристика звука»

                                                                                 Ход занятия

1. Оргмомент

-Приветствие. Послушай стихотворение. Какой звук очень часто встречается? Сорока прилетела в сад. Садовник этому не рад. Стащить сорока может сливы, А сливы сладкие на диво.

2. Сообщение темы

-Ты догадался, какой звук сегодня мы будем повторять? Правильно, звук С. (картинка-символ)

3. Артикуляционная гимнастика

- Сорока принесла тебе картинки. Как ты считаешь, что это за картинки? (рассматривание)

-Правильно, это картинки для гимнастики для язычка. Покажем сороке, как мы умеем делать эти упражнения.

4.Произнесение и закрепление изолированного звука

-Пройди пальчиками по лесенке, правильно произнося С на каждой ступеньке. (трен.. «Лесенка»)

5. Характеристика звука

-Сорока-стрекотунья просит рассказать о звуке С.Что ты помнишь? (Трен. «Характеристика звука»)

Обговаривание, уточнение характеристики звука, артикуляционного уклада

6. Знакомство с буквой С.

- Произнеси звук С. Что ты сделал? (сказал)

-А теперь я потяну долго-С-С-С. Что ты сделал сейчас? (услышал). Значит, звуки можно говорить и слышать. (сопровождение движениями рот-ухо)

- Наш гостья говорит, что у некоторых букв есть два звука-твёрдый и мягкий. Твёрдые пишутся (обозначаются)синим цветом, а мягкие-зелёным.

- Вот это буква С (показ на картинке-символе).

 - Найди такую букву в нашей азбуке.

 -7. Итог

-Сорока очень рада, что ты поиграл в её игры.Ей пора улетать.

Этап: автоматизация звука С в прямых слогах

Тема: звук С

Цели:  закреплять правильное произношение прямых слогов со звуком С

           Развивать  образное  мышление

           Развивать фонематический слух

             Продолжать закреплять образ буквы С

Оборудование:    домик с артикуляционными упражнениями, тренажёр «Лесенка», флажок, шнурок, игра «Найти  всех»

Ход занятия

1. Оргмомент

-  Давай  найдём на картинке всех свинок.

-Молодец. Ты очень внимательный. На какой звук начинается слово «Свинка?».

2. Сообщение темы

- Правильно.На звук С.

-мы сегодня тоже поучимся поучимся правильно говорить звук С.

-Чтобы правильно произносить этот звук , нужно сделать гимнастику для язычка

-Ты окошки открывай, упражненья выполняй!

4. Введение звука в слог

- ЗАЧИН: Лесенка малышка встала на пути, по лесенке малышке надо нам пройти (тренажёр «Лесенка») прошагать пальчиками лесенку, повторяя слоги Са, Су  и т.д.

5. Развитие  фонематического  слуха

- Ты послушай слоги, когда услышишь звук С, поднимай флажок.

6. Закрепление образа буквы

-Мы с тобой знаем, как выглядит буква С. Попробуем сделать её на столе из шнурка.  На что похожа буква С?

7. Итог

- Что тебе понравилось на занятии? Ты  запомнил, как выглядит буква С?

Этап: автоматизация звука С в прямых слогах

Тема: звук С

Цели: закреплять звук в прямых слогах

            Продолжать развивать звуковой анализ слогов

           Развивать мелкую моторику рук

          Развивать зрительно-пространственную ориентировку

Оборудование: лесенка, мини-лабиринт, картинка-символ звука С

                                                                                       Ход  занятия

1. Оргмомент

-Послушай стихотворение и скажи, какой звук произносится чаще всего?

Будем звук определять,

И словечки называть, Ты за мной повторяй, просто пальцы загибай. : слон, салют, собака, сок, санки, сумка и совок.

-Какой звук ты услышал много раз? Да, это звук С. Сегодня  мы поиграем с этим звуком (картинка-символ)

3.Артикуляционная  гимнастика

- Чтобы язычок размять зарядку сделаем опять. (артикуляционная  гимнастика). Крышку смело выбирай, упражненье выполняй.

4. Закрепление звука в слогах

-Сегодня мы вспомним песенки со звуком С.

ЗАЧИН: Лесенка - малышка встала на пути, по лесенке малышке надо нам пройти (тренажёр «Лесенка») прошагать пальчиками лесенку, повторяя слоги Са,Сы,Су и др.

5. Звуковой анализ слогов

-Сейчас ты повторял слоги или просто звуки? Послушай слог- Са. Назови первый звук.

6. Развитие зрительно-пространственной ориентировки

-Мини-лабиринт «Звук С»

-Помоги букве  пройти по дорожке домой. Когда встретишь пальчиком букву , обязательно называй её.

7. Итог

-Что тебе понравилось на занятии? Какой звук ты называл в  лабиринте?

Этап: автоматизация звука С в обратных слогах

Тема: звук С

Цели: закреплять звук в обратных слогах

            Развивать звуковой анализ слогов

            Совершенствовать зрительно-двигательную координацию

           Развивать графомоторные навыки, операцию сравнения

Оборудование: тренажёр «Цветное пианино», схема слогов, синий, красный кружок, распечатка «Где буква с»

Ход занятия

1. Оргмомент

- Собери картинку и узнаешь, кто пришёл к тебе на занятие. (Собака)

2.Сообщение темы

 На какой звук начинается слово «собака»? Правильно, сегодня мы продолжаем закреплять звук С в слогах.

3. Артикуляционная  гимнастика.

- Язычок всегда готов, Он весел, бодр и здоров! Я стихи тебе читаю, ты упражненья выполняешь.

4. Закрепление звука

- вспомним, как располагаются зубы, губы и язык, если мы произносим звук С.

Мы поиграем с тобой в игру –« угадай слог». Я буду говорить его без голоса, а ты угадай и повтори- беззвучное произношение слогов АС,ОС и т.д..

Игра «Цветное пианино» (карточка с разноцветными кругами)

Раз, два, три, четыре, пять будем вместе повторять

Ас-Ас-Ас- (нажимаем на синие кружочки) Ис-Ис-Ис(нажимаем на красные кружочки) и т.д.

5.Звуковой анализ слогов

- Послушай слог. О-О-С-С.  Какой первый звук? Какой второй звук? (Используется дополнительно красный и синий кружки)

6. Развитие графомоторных навыков, операции сравнения

- Найди и обведи в кружок все буквы С

Контроль, помощь, оценивание

7. Итог

-Что ты сегодня учился делать? Что тебе понравилось на занятии?

Этап: автоматизация звука С в открытых слогах

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в открытых слогах

           Развивать мелкую моторику рук

            Продолжать развивать звуковой анализ слов

           Развивать слухоречевую память

Оборудование:  картинка-символ звука ль, игра «Собери фрукты», схема слогов, 2 красных кружка, один синий.

                                                                                                Ход занятия

1. Оргмомент

-Запомни и повтори слоги (игра «Снежный ком»)

Са, Са-СЫ, Са-Сы-Су, Са-Сы-Су-Са

2. Сообщение темы

-Ты догадался, с каким звуком мы будем сегодня играть? Правильно, со звуком С (картинка-символ)

3. Артикуляционная  гимнастика

-Будем весело играть, будем фрукты собирать, эти фрукты нам помогут всю зарядку выполнять

(игра «Собери фрукты в корзинку»)

4.Закрепление звука С в открытых слогах

-давай поиграем в игру «Пальчики здороваются»

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Начинаем новый день.

       Нам здороваться не лень

Поочередно большой палец правой руки соприкасается сначала с указательным пальцем, затем со средним, безымянным, мизинцем, произнося заданный слог. То же самое пальцами левой руки, затем одновременно и правой и левой. Слоги АСА-УСА  и т.п.

5.Работа над звуковым анализом слогом

Вспомнить схему слогов: Са, аС. Добавление гласного звука(красного кружка перед согласным)

6. Итог

-Как здоровались сегодня наши пальчики? Какие слоги ты запомнил?

Этап: автоматизация звука С в  слогах со стечением согласных

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в слогах со стечением согласных

           Развивать мелкую моторику рук

          Развивать фонематический слух

           Развивать слухоречевую память

Оборудование: картинка –символ звука С, игра «Собери  фрукты»,

Ход  занятия

1. Оргмомент

- Хлопни, когда услышишь слог со звуком С

Па, Ри,Со, Ли,Те,АС,  Тле, Аля, Су, Ми, Не, Лю, Ню, Сы, Су

2. Сообщение темы      

-Какой звук ты учился слышать? Да, звук С. Сегодня  мы поиграем с этим звуком (картинка-символ)

3.Артикуляционная  гимнастика

-Но сначала приготовим наш язычок.

-Будем весело играть, будем фрукты собирать, эти фрукты нам помогут всю зарядку выполнять

(игра «Собери фрукты в корзинку»)

4.Закрепление звука в слогах

Будут пальчики играть, будут слоги называть (слоги типа Спа-Спы, Ска-Ски   и т.д)

Игровые упражнения: «Пальчики здороваются», «Колечки».

5.Развитие слухоречевой памяти

- Игра «Снежный ком» (различные слоги, с которыми уже познакомились)

6.Итог

-Что тебе понравилось на занятии? Что было трудно?

Этап: автоматизация звука С в  слогах со стечением согласных

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в слогах со стечением согласных

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать зрительно-двигательную координацию

           Развивать фонематическое восприятие

Оборудование: веревочка, карточки с различными линиями, разрезная картинка.

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

-О какой букве я говорю: От буквы «О» кусок изчез, и получилась буква   эС.

-Какой  звук у буквы С? (С-С-С). Правильно.

2. Сообщение темы

-Какие слоги со звуком С мы уже можем сказать правильно? (са, сша   и т.п.). И сегодня мы поучимся говорить этот звук правильно.

3. Артикуляционная  гимнастика

- сначала необходимо сделать гимнастику для язычка. Язычок наш не устанет, упражненья повторяет

(гимнастика выполняется под речевое сопровождение логопеда)

4. Закрепление в слогах

-Поиграем в  игру «Верёвочка». Ты веревочку веди и все слоги повтори. Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, произносим заданные слоги.

Слоги типа: спи, ско и др.

5. Развитие фонематического восприятии С

- Хлопай в ладоши всякий раз, когда услышишь звук Ш в слоге.

МА, СО, ПЛИ, СЫ, РУ, СЛЮ, АШК, ИР,ИЛЬ, ОСО, ЫНЫ, ЛИ, ОС

6. Развитие мелкой моторики

-Давай  соберём картинку и узнаем, какое слово начинается на звук С. (слон на самокате)

7. Итог

-  Что тебе понравилось на занятии?

Этап: автоматизация звука С в словах (в начале слова)

Тема: звук С Цели: закреплять звук  в словах

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать зрительно-двигательную координацию

           Развивать фонематическое восприятие

Оборудование:  шнурок с узелками, игра «Звуковые бусы»

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

- Чтобы звук услыхать, будем пальцы загибать: сумка, сад, сапог, сопеть, сом, столы, стоять, суметь.

2. Сообщение темы

- Какой звук встретился во всех словах? Правильно, звук С. Сегодня мы будем учиться произносить целые слова с этим звуком.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка. Язычок наш не устанет, упражненья повторяет

(гимнастика выполняется под речевое сопровождение логопеда)

4. Произнесение изолированного  звука

- вспомним, как произносится звук С. (игра «Развяжи узелок»)- всякий раз, когда развяжешь узелок на шнурке, произноси звук С. (5 узелков)

5. Закрепление в словах

- Я приготовила тебе игру «Звуковые бусы» . Надевай картинку на шнурок и называй картинку.

6. Развитие фонематического восприятия

-Слова со звуком С ты произносишь правильно. А сможешь ли ты услышать слово со звуком С и поймать его? Поиграем в игру «Поймай слово!». Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком С (мяч, шаг, собака, лев, день, сон,шуба, вода, стакан,  лежать, рынок, шапка, сорока, лимон, кот, бок)

6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Какие слова со звуком С ты запомнил?

Этап: автоматизация звука С в словах (в начале слова)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук л в словах

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать звуковой анализ слов

           Развивать грамматический строй речи

Оборудование:  разрезная картинка, артикуляционная дорожка, картинки гном и великан, звуковая линейка, картинка-символ звука.

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

-У меня рассыпалась картинка. Поможешь её собрать? (Картинка « собачка»)

2. Сообщение темы

- Какой звук я долго произношу «С-С-обака»Правильно, звук с. Сегодня мы будем учиться произносить слова с этим звуком (картинка-символ)

3. Артикуляционная  гимнастика

- Но сначала сделаем зарядку язычка. (стихи)

4. Произнесение изолированного  звука

- Вспомним, как поются песенки звука С. (игр.упр.»Пальчики здороваются»)- Пальчики обеих рук  здороваются-Са, Су и т.д.

5. Закрепление в словах

-Послушай вот такую историю. Встретились великан и гном. У великана большая сумка, а у гнома маленькая сумочка. У великана большая собака, у гнома маленькая собачка …..?  (так постепенно со всеми приготовленными картинками-

Сани, сапоги, стакан, свитер)

- 6. Развитие звукового анализа слов

-Слова со звуком с ты произносишь правильно. Но вот загадка, где же находится звук С во всех этих словах? В самом начале или в самом конце? Послушай слова ещё раз.

-Правильно, звук С находится в самом начале этих слов. (обозначение на звуковой линейке)- мы передвинем наш звук-пуговку в самое начало слова.

6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Что тебе понравилось на занятии?

Этап: автоматизация звука С в словах (в начале слова)

Тема: звук Ш

Цели: закреплять звук  в словах

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать  память

           Развивать грамматический строй речи

Оборудование:  игра «Собери фрукты», картинки для хар-ки звука, игра «Разноцветный круг»

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

-Приветствие.

-Поиграем в игру «Снежный  ком»- Сом, СОМ-Собака, СОМ-Собака-Сумка и т.д.

2. Сообщение темы

- На какой звук начинались слова?

Правильно ,это  звук С. Сегодня мы  вспомним слова с этим звуком.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Будем весело играть, будем фрукты собирать, эти фрукты нам помогут всю зарядку выполнять

(игра «Собери фрукты в корзинку»)

4. Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Вспомним, как поются песенки звука С. (игр.упр.»Пальчики здороваются»). Что мы помним про звук  С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..

5. Закрепление в словах

-Поиграем в игру  «Разноцветный  круг». Волчок поверни, картинку назови.

- 6. Развитие грамматических категорий.

-Картинки решили сыграть с тобой в прятки. Была сумка (картинка убирается)-нет сумки(произносит ребёнок) и т.д. (слива, самолёт, санки, собака и т.д.)

6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Вспомни и скажи несколько слов со звуком С.

Этап: автоматизация звука С в словах (в конце слов)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

           Развивать мелкую моторику рук

           Развивать образное мышление

           Развивать грамматический строй речи

Оборудование: самолёт для артикуляционной гимнастики, предметные картинки на звук С(в конце), картинки для характеристики звука, тренажёр «Один-много»+ картинки предм.

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

- Отгадай такую загадку

Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос)

-Правильно, это нос. Послушай, пожалуйста, какой звук я тяну нос-с-с. Этот звук первый или последний?

2. Сообщение темы

-. Правильно ,это  звук с. Сегодня мы поиграем в слова с этим звуком. А где будет звук находится, как в слове нос? В конце.

3. Артикуляционная  гимнастика

-Язычок гостей встречает, упражненья повторяет, не ленись и ты дружок, где весёлый язычок?

(карточки с артикуляционными упражнениями)

4. Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Вспомним, как поются песенки звука С. ( обратные слоги)(игр.упр. «Колечки»»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..

5. Закрепление в словах

- Ты знаешь, самолётик привез тебе  картинки. Давай их посмотрим.

(называние картинок, где звук С в конце слов-названий ПРЕДМЕТОВ)

6. Развитие грамматических категорий.

- Картинки поспорили, сможешь ли ты их посчитать? Я буду говорить про один предмет, а ты про много таких же предметов (тренажёр-«Один-много»)-  лиса-много лис, коза-много коз, оса-много ос, и т.д.

 6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Что было самое интересное?

Этап: автоматизация звука С в словах (в конце слов)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

           Развивать звуковой анализ слов

           Развивать слухоречевую память

           Развивать грамматический строй речи

Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, предметные картинки на звук С(в конце), картинки для характеристики звука, тренажёр «Один-много»+ картинки предм.

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

-  Послушай  слова, на какой звук они  начинаются? Стоять, спать, служить, сопеть….

 2. Сообщение темы

-. Правильно ,это  звук С. Сегодня хитрая лисичка снова принесла тебе некоторые игры и упражнения..

3. Артикуляционная  гимнастика

-Язычок гостей встречает, упражненья повторяет ,не ленись и ты дружок, где весёлый язычок? (карточки с артикуляционными упражнениями)

4. Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Вспомним, как поются песенки звука С. –( обратные слоги)(игр.упр. «Колечки»»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не работает…..

5. Закрепление в словах

- Игра «Ты и я» (Развитие грамматических категорий.)

Я стою -и я стою, я смотрю – и я смотрю (. Перебираются глаголы на звук С)

 -называние картинок, где звук С в конце слов-названий ПРЕДМЕТОВ)- кактус, ананас, абрикос, матрос и др.

7. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Что было самое интересное?

Этап: автоматизация звука С в словах (в середине слова в открытой позиции)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

             Развивать зрительно-пространственную ориентировку

             Развивать звуковой анализ слова

           Развивать мелкую моторику рук

Оборудование: разрезная картинка, домик для артикуляционных упр., предметные картинки

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

- Вот рассыпалась картинка, помоги её собрать . Аккуратно части ставь-ка-  будет целая опять. (разрезная картинка «Слоник») картинка  оставляется на всё занятие.

-Кто пришёл к тебе на занятие?

2. Сообщение темы

-. Правильно , это  слон. На какой звук начинается слово «слон». Правильно, на звук С. Сегодня мы поиграем в слова с этим звуком.

3. Артикуляционная  гимнастика

- Помоги слонёнку  дойти  до зонтика

4 . Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Вспомним, как поются песенки звука С. –( открытые слоги)(игр.упр. «Колечки»»). Что мы помним про звук С? Синий квадрат…. Колокольчик не  работает…..

5. Закрепление в словах

- Ты знаешь, наш гость слоник привёз  тебе  картинки. Давай их посмотрим и назовём. Для этого поиграем в игру «Разноцветный круг» будем мы волчок вращать и картинки называть. (игра «Разноцветный круг»)

6. Итог

- Ты сегодня хорошо старался! Слоник говорит  тебе «спасибо»!

Этап: автоматизация звука С словах (в середине слова после гласного)

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

             Расширять предикативный словарь (словарь признаков)

             Развивать звуковой анализ слова

             Совершенствовать мелкую моторику рук

             Совершенствовать операцию сравнения, зрительное внимание

Оборудование: игра «Отличия», картинки для характеристики звука, игра «Шкафчик», картинки «Скажи наоборот»

                                                                              Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

- Игра  «Отличия»

Будь внимательным, смотри, Все отличия найди.

2. Сообщение темы

-Какой звук встретился в словах?

-Правильно , это  звук С.

3. Артикуляционная  гимнастика

- Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка. Язычок наш не устанет, упражненья повторяет(гимнастика выполняется под речевое сопровождение логопеда)

4 . Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

- Узелочек развяжи, звук ты правильно скажи (при развязывании узелка правильно произносится звук С)

-Ты любишь разгадывать загадки? Вот одна загадка- что же означает эта картинка? (буква С, синий квадрат, колокольчик не работает)

5. Закрепление в словах

  Игра «Шкафчик с картинками»- вот в шкафу лежат картинки, правильно их назови-ка. (масло, куст, пусто, кумыс и т.д)

6. Расширение предикативного словаря

-А вот ещё игра «Скажи наоборот». Только  старайся произносить звук С правильно. (игра «Скажи наоборот» по картинкам) Эта лента широкая,  а эта-…., это солдат смелый, а этот-,   этот кот лежит, а этот-…, этот дом низкий, а этот-

7. Развитие звукового анализа слов

-Заглянем ещё раз в шкафчик. Подумай, где находится звук С в этих словах? (звуковая  линейка).

8.Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Какая игра тебе понравилась больше всего?

Этап: автоматизация звука С

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словах

             Развивать звуковой анализ слова

             Совершенствовать мелкую моторику рук

             Развивать грамматический строй речи

Оборудование: игра для артикуляционной гимнастики, загадка-ребус, картонный шкафчик с картинками, картинки гнома и великана.

Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

-  Пальчиковая гимнастика: Будем пальчики считать и словечки называть:

Раз-  посылка, два-  сапог, три- сова и осьминог , пять-  скакалка и стоять, все слова смогли назвать!

2. Сообщение темы

-Какой звук встретился во всех словах, которые мы называли?

- Правильно , это  звук С. Хочешь поиграть в игры со звуком С?

3. Артикуляционная  гимнастика

- Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка.

- Крышку смело выбирай, упражненье выполняй.

4 . Произнесение изолированного  звука. Характеристика звука.

-  Разгадаем загадку. Как ты думаешь, что значат эти картинки? (буква С колокольчик не работает, синий кружок)

5. Закрепление в словах

-Картинки в шкафчике стоят, поиграть с тобой хотят. Откроем шкафчик, назовём на полочках картинки. Старайся говорить звук л правильно.

-Великан и гном спорят, как правильно назвать эти предметы. У великана носок, а гнома маленький-,  (слова  в зависимости от находящихся картинок)

7. Развитие звукового анализа слов

- Давай покажем гному и великану, как ты хорошо умеешь определять место звука в слове. Отдай великану те картинки, в которых звук С в начале, а гному- в которых в конце.

8.Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Гном и великан благодарят тебя, что ты их помирил!

Этап: автоматизация звука С

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в словосочетаниях

             Развивать слоговой анализ слова

             Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное соотнесение

             Развивать навык согласования сущ-х и прилаг-х

Оборудование: разрезная  картинка, предметные  картинки, слоговая  линейка, игра для артикуляционной гимнастики

Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

-  Разрезная картинка «Сова»

2. Сообщение темы

- Кого ты собрал на картинке? (Сова)

 -Какой звук встретился в этом  слове в начале?

- Правильно , это  звук С.  Мы будем закреплять звук в словосочетаниях, Сова принесла тебе несколько заданий.

3. Артикуляционная  гимнастика

- Но чтобы у нас всё получилось, надо сначала сделать гимнастику для язычка.

- Крышку смело выбирай, упражненье выполняй.

4. Знакомство с термином «словосочетание». Закрепление  звука.

- сова придумала тебе несколько хитрых загадок. Сможешь ли ты найти ошибку и сказать правильно? Красный сапоги, высокая  слон, сухая свитер, сонная барсук

Сегодня мы учились говорить правильно не просто слова, а словосочетания.Это два слова, подходящих друг к другу.

5. Развитие слогового анализа слов

- Давай покажем оленёнку, как хорошо ты определяешь количество слогов  в слове. Прикрути столько крышек, сколько слогов ты слышишь. Сыр, сапоги, кактус.

6.Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Какое словосочетание ты запомнил?

Этап: автоматизация звука С

Тема: звук С

Цели: закреплять звук в словосочетаниях

             Совершенствовать мелкую моторику рук,

             Развивать навык согласования сущ-х и прилаг-х

             Развивать навык звукового анализа слов

Оборудование: предметные  картинки, слоговая  линейка, картинка разрезная «Маша»

Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

-Ты внимтельней смотри, и картинку собери (разрезная картинка «Слон на самокате»  

Давай сделаем гимнастику для пальчиков. Повторяй за мной движения слова:

- Слоник к нам пришёл опять, нам слова надо назвать: СЫР, СОЛОМА, ГОСТИ, СТУЛ, КОСМОНАВТ, НОСОК, УСНУЛ.        

2. Сообщение темы

-Какой звук встретился во всех словах?  Правильно, звук С. Мы со звуком поиграем, сначала упражненья повторяем!

3. Артикуляционная  гимнастика

-Покажем слонику, какие упражнения для языка мы делаем?

- 1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4. Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок

4. Уточнение произношения  звука

- Давай  покажем вспомним, как мы уже имеем говорить слова со звуком С. Назовём картинки (предметные)

5. Закрепление  звука в словосочетаниях

- Слоник такой непоседа,он  иногда делает ошибки в словосочетаниях. Поможем исправить их? (предметные  картинки)

Сладкий  смородина, светлая волосы, быстрая автобус, сонный сова, полосатая носок,красный  сумка

6. Развитие звукового анализа слов

- Слон принес тебе схемы слов. Здесь звук С в начале слова, здесь –в середине, здесь в конце. Разделим картинки на три группы. (предметные картинки)

7.Итог

- Ты сегодня хорошо старался!  Слонику понравилось с тобой играть.

Этап: автоматизация звука С

Тема: звук С

Цели: закреплять звук  в чистоговорках

             Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку

             развивать слухоречевую память

              совершенствовать навык звукового анализа слов

Оборудование:   домик (для артик. гимнастики), картинки предметные, шкафчик с полочками

Ход  занятия

1.Оргмомент

Приветствие.

- Послушай  стихотворение. Какой звук встречается часто?  На сосне сидит синица, Под сосной стоит лисица.

2. Сообщение темы

- Ты догадался, с каким звуком мы сегодня будем играть?

 -Правильно, со звуком С

3. Артикуляционная  гимнастика

-Но сначала нужно  сделать гимнастику для язычка. Вот наш домик необычный, сделаем упражнения на «отлично»

Игра «Домик» с артикуляционными упражнениями.

4. Уточнение произношения  звука + пальчиковая  гимнастика

-  Будем пальчики считать и словечки называть:Раз- собака, два- сапог, три- коса, четыре- сок, ну а пять, ну а пять- будем снова повторять!

5. Закрепление  звука в чистоговорках

- На картинки мы глядим, чисто-чисто говорим.

6. Звуковой анализ слов

- Вот картинки. Они перепутались. Давай поставим на верхнюю полку картинки, где звук С в начале слова, на вторую, где в конце слова.

- Ты сегодня хорошо старался!  Что тебе понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...