Перспективное планирование (связная речь)
материал по логопедии (старшая группа)
Перспективное планирование по формированию связной речи у детей 5-6 лет (по Гомзяк)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektiva_frontalnye_svyaznaya_5-6.docx | 65.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 50»
Перспективное планирование
фронтальных занятий
по развитию связной речи
в старшей логогруппе
учителя-логопеда
Дурниковой И.А.
на 2019 – 2020 учебный год
Арзамас, 2019
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Темы | Цели | № занятия | Оборудование | Литература | Предварительная работа |
Сентябрь | ||||||
1 | Обследование | |||||
2 | Обследование | |||||
3 | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям; -учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям. Коррекционно-развивающие: -систематизировать знания о детском саде; -активизировать словарь по данной теме. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями. | Занятие № 1 | сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.9 | Объяснить детям, для чего они ходят в детский сад. Познакомить с помещениями детского сада и сотрудниками. Напомнить о правилах поведения в детском саду. Чтение с обсуждением: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку-Яшь «Не только в детском саду». |
4 | Составление рассказа «Как мы играли» составленного по демонстрируемым действиям | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ. Коррекционно-развивающие: -систематизировать знания по теме «Игрушки»; -активизировать словарь по данной теме; -развивать умение подбирать местоимения к именам существительным. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе | Занятие № 2 | кубики, кукла, кукольная одежда, картинки-раскраски. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.13 | Чтение художественных текстов: А. Барто «Игрушки», С. Маршак «Мяч», Е. Серова «Нехорошая история». Беседа о бережном отношении к игрушкам. Лепка на тему «Моя любимая игрушка». |
Октябрь | ||||||
1 | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использование фланелеграфа или магнитной доски | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Коррекционно-развивающие: -систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период; -активизировать словарь по теме «Осень»; -закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения. | Занятие № 3 | текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)[1], картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.16 | чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее). |
2 | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания; -соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами; -учить узнавать овощи по описанию. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме «Овощи»; -развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки. | Занятие № 4 | картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.20 | рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Ту- вима «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей). |
3 | Пересказ описательного рассказа о фруктах с опорой на схему | Коррекционно-образовательная: -учить детей подбирать существительные к прилагательным; -учить составлять рассказ с опорой на схему. Коррекционно-развивающие: -закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже; -развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; -закреплять употребление притяжательных местоимений. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания. | Занятие № 5 | картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов, | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.25 | Чтение художественных текстов: JI. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах. Лепка «Фрукты на блюде». Аппликация — «Ваза с фруктами». |
4 | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; -учить логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад — огород»; -развивать внимание, мышление, связную речь; -учить согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом. | Занятие № 6 | сюжетные картинки по тексту рассказа (рис. 1-3)[2], сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.29 | Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Декоративное рисование «Жостовская роспись». Дидактическая игра «в магазине овощей и фруктов». Чтение сказки ДЖ. Родари «Чиполино». |
Ноябрь | ||||||
1 | Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки; -учить логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме; -развивать внимание, мышление, связную речь; -развивать умение согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях. | Занятие № 7 | предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 33 | Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного. Лепка — «Ягоды в корзинке». Рисование — «Осенний лес». |
2 | Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; -учить логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме; -развивать внимание, мышление, связную речь; -развивать умение согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение. | Занятие № 8 | сюжетные картинки по тексту рассказа (рис. 4-5). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.36 | Чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л. Толстой «Птичка», украинская сказка «Хроменькая уточка», с обсуждением прочитанного. Чтение сказки «Лягушка-путешественница» и рисование к ней иллюстраций |
3 | Пересказ описательного рассказа об одежде с опорой на схему | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь детей по теме «Одежда»; -развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании; -развивать умение узнавать предмет по описанию. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды. | Занятие № 9 | схема описания одежды, кукла, части платья, предметные картинки с изображением предметов одежды. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.39 | Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Сал- тановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди», Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка»; роспись варежки, |
4 | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме; -развивать внимание, мышление, связную речь; Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды. | Занятие № 10 | серия сюжетных картин (рис. 6-8), картинки с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.43 | Чтение с обсуждением: Ш. Перро «Кот в сапогах», JI. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Саша Черный «На коньках»; роспись — «Сапожок», рисование — иллюстрации к сказке «Кот в сапогах». |
Итого 10 |
11 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Недели | Темы | Цели | № занятия | Оборудование | Литература | Предварительная работа |
Декабрь | ||||||
1 | Пересказ адаптированного сказки «Заплатка» с использованием сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки; -учить логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже; -развивать внимание, мышление, связную речь; -закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы; упражнять детей в согласовании слов в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом. | Занятие № 11 | предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цвета, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка». | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.47 | Экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей. Чтение с последующим обсуждением: Б. Заходер «Портниха» Аппликация –«Коврик» (из кусочков ткани)Сюжетно-ролевая игра « Ателье» |
2 | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины; -учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей навык планирования связного высказывания; -упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию; активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | Занятие № 12 | сюжетная картина «На горке» (рис. 9), предметные картинки: зима, снег, снежинки, лед, ветер, дети зимой, птицы зимой, метель. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.51 | Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», выучить и выразительно рассказывать стихотворение М. Ка- рема «Снеговик» (в пер. В. Берестова). Рисование — «Снег идет» (на голубом фоне), аппликация — «Зима», ручной труд — «Снежинка». |
3 | Пересказ русский народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. Коррекционно-развивающие: -закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением; -упражнять детей в логическом изложении высказывания. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки. | Занятие № 13 | маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя». | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.55 | Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды). Сходить на экскурсию в мебельный магазин. |
4 | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами твочества) | Коррекционно-образовательная: -обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок; -формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок; -упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий; -развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи. | Занятие № 14 | серия сюжетных картин «Семейный ужин» (рис. 10-12), картинка с изображением пылесоса. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 59 | Чтение с последующим обсуждением: Т. Александрова «Зверик», И. Косяков «Все она», русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рисование — «Я и моя семья». |
Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин; -формировать навык соблюдения последовательности изложения. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь прилагательных по теме; -упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей. | Занятие № 15 | серия сюжетных картин «Новый год на пороге» (рис. 13-15), елочные украшения, изготовленные совместно воспитателем и детьми в группе. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. | Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: С. Маршак «Двенадцать месяцев», 3. Александрова «Дед Мороз», К. Чуковский «Елка». Коллективная аппликация — «Здравствуй, Новый год», изготовление елочных украшений. | |
Январь | ||||||
1 | Каникулы | |||||
2 | Каникулы | |||||
3 | Пересказ описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы | Коррекционно-образовательная: -учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности; -учить составлять описательные рассказы. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию; -упражнять в подборе синонимов; -учить согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей. | Занятие № 16 | схема описания птиц, предметные картинки с изображением зимующих птиц. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.68 | Чтение с последующим обсуждением: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке». Наблюдение за птицами на территории детского сада. Аппликация — «Снегири на ветках», лепка — «Птицы на кормушках». |
4 | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту) | Коррекционно-образовательная: -учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме; -учить составлять загадки о животных; -развивать внимание, память, логическое мышление. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным. | Занятие № 17 | предметные картинки с изображением зайца, белки, волка. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.72 | Чтение художественных текстов: JI. Толстой «Белка и волк», И. Соко- лов-Микитов «Вберлоге», «Налеснойдороге», «Белки», русская народная сказка «Хвосты». Слепить из пластилина диких животных; аппликация — «Лесная полянка зимой». |
Февраль | ||||||
1 | Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленногопо сюжетным картинам | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам Коррекционно-развивающие: -развивать и активизировать словарь детей по теме; -упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже; -развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей культурные навыки общения. | Занятие № 18 | картинки с изображением самолета, голубя, компьютера, вагона, собачей упряжки, открытки, почтового ящика, марки, посылочного ящика, сумки почтальона, конверта; сюжетные картинки по ходу рассказа (рис. 16-19). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.75 | Чтение художественных текстов: С. Маршак «Почта», экскурсия на почту, рассматривание иллюстраций к произведению С.Маршака «Почта». Конструирование и ручной труд – «Конверт из бумаги». Аппликация – «поздравительная открытка» |
2 | Пересказ рассказа Г.Цыферова «паровозик» с использованием опорных предметных картинок | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем. Коррекционно-развивающие: -активизировать и расширять словарный запас детей по теме; -закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже; -развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений. | Занятие № 19 | текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.80 | Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Б. Житков «Железная дорога», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», М. Ильин «Как ребята переходили улицу». Конструирование из крупного конструктора — «Мост», «Модель перекрестка»; раскрашивание и рисование различного транспорта по выбору детей. |
3 | Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» | Коррекционно-образовательная: -учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия; -учить составлять рассказ по сюжетной картине. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени; -закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; -упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе. | Занятие № 20 | сюжетная картина «В живом уголке» (рис. 20). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.84 | рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения. Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения. Как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев, опрыскивать растения. Нарисовать одно из комнатных растений по выбору детей. |
4 | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст. Коррекционно-развивающие: -расширять знания детей о мужестве людей во время войны; -учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных; -развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества. | Занятие № 21 | текст рассказа JI. Кассиля «Сестра», сюжетные картинки с изображением защитников Отечества. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.88 | Чтение с последующим обсуждением: С. Алексеев «Первая колонна», А. Митяев «Мешок овсянки», Е. Благинина «Шинель» (выучить наизусть). Изготовление поздравительной открытки для пап и дедушек. |
Итого 10 |
111 период обучения (март, апрель, май)
Недели | Темы | Цели | № занятия | Оборудование | Литература | Предварительная работа |
Март | ||||||
1 | Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; -обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин. Коррекционно-развивающие: -закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений; -активизировать и расширять словарь по теме «Весна»; -упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом. | Занятие № 22 | серия сюжетных картинок «Заяц и морковка» (рис. 21-23). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 91 | Чтение с последующим обсуждением: В. Берестов «Гололедица», JI. Воронкова «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Вырезание снежинок из бумаги, рисование снеговика. |
2 | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии. Коррекционно-развивающие: -развивать монологическую речь и связные высказывания детей; -упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным; -закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно. | Занятие № 23 | портреты мам, нарисованные детьми; фотографии. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.95 | Нарисовать портрет мамы и принести ее фотографию. Чтение с анализом: Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколдованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка». Изготовление поздравительной открытки для мамы. |
3 | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий; учить составлять подробные описательные рассказы. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение строить высказывания описательного типа; -активизировать и расширять словарь по теме. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей уважение к труду взрослых. | Занятие № 24 | картинный материал с изображением людей различных профессий; схема для описания профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.99 | Чтение с последующим обсуждением: В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар». Экскурсия в медицинский кабинет, к заведующему, в массажный кабинет и т.д. |
4 | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации; -обучать логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных; -развивать внимание, мышление, связную речь; -активизировать и развивать словарь по теме; -учить согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду. | Занятие № 25 | сюжетные картинки по тексту сказки (рис. 24-28), текст сказки «Колосок», маски мышек и петушка. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.104 | Чтение с последующим обсуждением: В. Пальчинскайте «Хлеб», латышская народная сказка «Каравай», С. Капутикян «Мы сварили плов», «Маша обедает», немецкая сказка «Горшочек каши»; экскурсия в продовольственный магазин, сюжетно-ролевая игра «Магазин», лепка — «Бублики, пирожки, булочки». |
Апрель | ||||||
1 | Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; -обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин. Коррекционно-развивающие: -закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме; -закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже; -закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу. | Занятие № 26 | серия сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (рис. 29-33). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.108 | Чтение с последующим обсуждением: В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», «Хлеборобы», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Пальчинскайте «Хлеб». Аппликация — «Комбайн», лепка — «Бублики, булочки, батон». |
2 | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой» | Коррекционно-образовательная: -учить детей подробно пересказывать художественный текст; -формировать навык построения связных монологических высказываний. Коррекционно-развивающие: -закреплять знания детей о предназначении различной посуды; -развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей; -развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие. | Занятие № 27 | текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.112 | Чтение с последующим обсуждением: русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Лиса и кувшин» (в обработке К. Ушинского), А. Куш- нер «Кто разбил большую вазу». Лепка — «Кувшин», «Чайный сервиз». |
3 | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумывание начала рассказа | Коррекционно-образовательная: -обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий; -учить выделять событийную основу и существенные детали изображения. Коррекционно-развивающие: -активизировать и расширять словарь детей по теме; -развивать умение образовывать сложные слова; -развивать навыки планирования развернутых высказываний. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки. | Занятие № 28 | сюжетная картина «Одни дома» (рис. 34). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.115 | К. Мурзалиев «Твой дом», английская сказка «Три поросенка» (в обработке С. Михалкова), с последующим обсуждением. Выучить с детьми домашний адрес. Рисование — «Мой дом», «Моя улица». |
4 | Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навык построения связного монологического высказывания; -учить пересказывать художественный текст. Коррекционно-развивающие: -расширять знания детей о домашних животных; -развивать самостоятельную связную речь; -закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом | Занятие № 29 | текст рассказа JI. Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.119 | Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал “мяу”?», А. Шибаев «Кто кем становится», К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Нарисовать домашнего питомца. |
Май | ||||||
1 | Составление рассказа «Граница Родины- на замке» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; -обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; -расширять знания детей о военных профессиях; -развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту. | Занятие № 30 | серия сюжетных картин (рис. 35-37). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.123 | Чтение с последующим обсуждением: Н. Забила «Наша Родина», Н. Рубцов «Привет, Россия», П. Воронь- ко «Лучше нет родного края», Н. Тихонов «Кремль», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей...» (выучить наизусть). Коллективная работа (аппликация) — «Мой родной город». |
2 | Пересказ басни Л.Толстого «Старый Дед и внучек» | Коррекционно-образовательная: -учить детей последовательно пересказывать литературный образец. Коррекционно-развивающие: -расширять и уточнять знания детей по теме; -развивать способность к целостному восприятию произведения; -упражнять детей в подборе слов-антонимов. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания. | Занятие № 31 | предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни JI. Толстого «Старый дед и внучек» | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.128 | Чтение с последующим обсуждением: Саша Черный «Про Катюшу», Э. Шим «Не смей», Я. Аким «Жадина», JL Толстой «Два товарища», О. Дриз «Мы мужчины». Нарисовать автопортрет. |
3 | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы | Коррекционно-образовательная: -учить детей рассматривать предметы окружающей действительности; -формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам; -закреплять знания о частях тела насекомых; -активизировать и расширять словарь детей по теме. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей. | Занятие № 32 | схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 132 | Чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики- макарики», JI. Мадзалевский «Мотылек», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик». Аппликация — «Бабочка». Наблюдение за насекомыми. |
4 | Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине | Коррекционно-образовательная: -учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот; -развивать и активизировать словарный запас детей; -отвечать на заданный вопрос полным предложением. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства. | Занятие № 33 | сюжетная картина «Лето красное пришло» (рис. 38). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.136 | Чтение с обсуждением: В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». Рисование — «Я рисую лето», аппликация — «Цветочная клумба». |
Итого 10 |
[2] Здесь и далее: ссылки даны на пособие О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей логогруппе. Приложение к пособию “Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе”» (М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2009).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР по Н.В.Нищева
Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР...
перспективное планирование развитие речи
перспективное планирование развитие речи, вторая группа раннего возраста...
Перспективное планирование "Развитие речи детей и творческих способностей посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе"
Перспективный план на год...
Перспективное планирование «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр экологического содержания»
перспективный план содержит разнообразные дидактические игры по экологии с целью развития речи детей 2- 3 лет...
ПЕрспективное планирование «Развитие речи дошкольников среднего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания», работа с родителями по данной теме
Перспективный план содержит разнообразную тематику экологического содержания для развития речи дошкольников с помощью мнемотехники., а также деятельность с родителями...
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет...
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Средний возраст. 4-5 лет
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Средний возраст. 4-5 лет...