Перспективное планирование (связная речь)
материал по логопедии (старшая группа)
Перспективное планирование по формированию связной речи у детей 5-6 лет (по Гомзяк)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 50»
Перспективное планирование
фронтальных занятий
по развитию связной речи
в старшей логогруппе
учителя-логопеда
Дурниковой И.А.
на 2019 – 2020 учебный год
Арзамас, 2019
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели | Темы | Цели | № занятия | Оборудование | Литература | Предварительная работа |
Сентябрь | ||||||
1 | Обследование | |||||
2 | Обследование | |||||
3 | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям; -учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям. Коррекционно-развивающие: -систематизировать знания о детском саде; -активизировать словарь по данной теме. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями. | Занятие № 1 | сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.9 | Объяснить детям, для чего они ходят в детский сад. Познакомить с помещениями детского сада и сотрудниками. Напомнить о правилах поведения в детском саду. Чтение с обсуждением: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку-Яшь «Не только в детском саду». |
4 | Составление рассказа «Как мы играли» составленного по демонстрируемым действиям | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ. Коррекционно-развивающие: -систематизировать знания по теме «Игрушки»; -активизировать словарь по данной теме; -развивать умение подбирать местоимения к именам существительным. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе | Занятие № 2 | кубики, кукла, кукольная одежда, картинки-раскраски. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.13 | Чтение художественных текстов: А. Барто «Игрушки», С. Маршак «Мяч», Е. Серова «Нехорошая история». Беседа о бережном отношении к игрушкам. Лепка на тему «Моя любимая игрушка». |
Октябрь | ||||||
1 | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использование фланелеграфа или магнитной доски | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. Коррекционно-развивающие: -систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период; -активизировать словарь по теме «Осень»; -закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения. | Занятие № 3 | текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный)[1], картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.16 | чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее). |
2 | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания; -соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами; -учить узнавать овощи по описанию. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме «Овощи»; -развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки. | Занятие № 4 | картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.20 | рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Ту- вима «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей). |
3 | Пересказ описательного рассказа о фруктах с опорой на схему | Коррекционно-образовательная: -учить детей подбирать существительные к прилагательным; -учить составлять рассказ с опорой на схему. Коррекционно-развивающие: -закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже; -развивать умение отвечать на вопросы полным ответом; -закреплять употребление притяжательных местоимений. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания. | Занятие № 5 | картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов, | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.25 | Чтение художественных текстов: JI. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах. Лепка «Фрукты на блюде». Аппликация — «Ваза с фруктами». |
4 | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; -учить логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад — огород»; -развивать внимание, мышление, связную речь; -учить согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом. | Занятие № 6 | сюжетные картинки по тексту рассказа (рис. 1-3)[2], сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.29 | Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Декоративное рисование «Жостовская роспись». Дидактическая игра «в магазине овощей и фруктов». Чтение сказки ДЖ. Родари «Чиполино». |
Ноябрь | ||||||
1 | Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки; -учить логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме; -развивать внимание, мышление, связную речь; -развивать умение согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях. | Занятие № 7 | предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 33 | Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного. Лепка — «Ягоды в корзинке». Рисование — «Осенний лес». |
2 | Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки; -учить логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме; -развивать внимание, мышление, связную речь; -развивать умение согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение. | Занятие № 8 | сюжетные картинки по тексту рассказа (рис. 4-5). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.36 | Чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л. Толстой «Птичка», украинская сказка «Хроменькая уточка», с обсуждением прочитанного. Чтение сказки «Лягушка-путешественница» и рисование к ней иллюстраций |
3 | Пересказ описательного рассказа об одежде с опорой на схему | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь детей по теме «Одежда»; -развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании; -развивать умение узнавать предмет по описанию. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды. | Занятие № 9 | схема описания одежды, кукла, части платья, предметные картинки с изображением предметов одежды. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.39 | Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Сал- тановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди», Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка»; роспись варежки, |
4 | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь по теме; -развивать внимание, мышление, связную речь; Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды. | Занятие № 10 | серия сюжетных картин (рис. 6-8), картинки с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.43 | Чтение с обсуждением: Ш. Перро «Кот в сапогах», JI. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Саша Черный «На коньках»; роспись — «Сапожок», рисование — иллюстрации к сказке «Кот в сапогах». |
Итого 10 |
11 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Недели | Темы | Цели | № занятия | Оборудование | Литература | Предварительная работа |
Декабрь | ||||||
1 | Пересказ адаптированного сказки «Заплатка» с использованием сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки; -учить логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже; -развивать внимание, мышление, связную речь; -закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы; упражнять детей в согласовании слов в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом. | Занятие № 11 | предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цвета, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка». | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.47 | Экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей. Чтение с последующим обсуждением: Б. Заходер «Портниха» Аппликация –«Коврик» (из кусочков ткани)Сюжетно-ролевая игра « Ателье» |
2 | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины; -учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей навык планирования связного высказывания; -упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию; активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. | Занятие № 12 | сюжетная картина «На горке» (рис. 9), предметные картинки: зима, снег, снежинки, лед, ветер, дети зимой, птицы зимой, метель. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.51 | Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», выучить и выразительно рассказывать стихотворение М. Ка- рема «Снеговик» (в пер. В. Берестова). Рисование — «Снег идет» (на голубом фоне), аппликация — «Зима», ручной труд — «Снежинка». |
3 | Пересказ русский народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев. Коррекционно-развивающие: -закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением; -упражнять детей в логическом изложении высказывания. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки. | Занятие № 13 | маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя». | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.55 | Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды). Сходить на экскурсию в мебельный магазин. |
4 | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами твочества) | Коррекционно-образовательная: -обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок; -формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок; -упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий; -развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи. | Занятие № 14 | серия сюжетных картин «Семейный ужин» (рис. 10-12), картинка с изображением пылесоса. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 59 | Чтение с последующим обсуждением: Т. Александрова «Зверик», И. Косяков «Все она», русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рисование — «Я и моя семья». |
Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин; -формировать навык соблюдения последовательности изложения. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением; -активизировать словарь прилагательных по теме; -упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей. | Занятие № 15 | серия сюжетных картин «Новый год на пороге» (рис. 13-15), елочные украшения, изготовленные совместно воспитателем и детьми в группе. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. | Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: С. Маршак «Двенадцать месяцев», 3. Александрова «Дед Мороз», К. Чуковский «Елка». Коллективная аппликация — «Здравствуй, Новый год», изготовление елочных украшений. | |
Январь | ||||||
1 | Каникулы | |||||
2 | Каникулы | |||||
3 | Пересказ описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы | Коррекционно-образовательная: -учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности; -учить составлять описательные рассказы. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию; -упражнять в подборе синонимов; -учить согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей. | Занятие № 16 | схема описания птиц, предметные картинки с изображением зимующих птиц. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.68 | Чтение с последующим обсуждением: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке». Наблюдение за птицами на территории детского сада. Аппликация — «Снегири на ветках», лепка — «Птицы на кормушках». |
4 | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту) | Коррекционно-образовательная: -учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме; -учить составлять загадки о животных; -развивать внимание, память, логическое мышление. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным. | Занятие № 17 | предметные картинки с изображением зайца, белки, волка. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.72 | Чтение художественных текстов: JI. Толстой «Белка и волк», И. Соко- лов-Микитов «Вберлоге», «Налеснойдороге», «Белки», русская народная сказка «Хвосты». Слепить из пластилина диких животных; аппликация — «Лесная полянка зимой». |
Февраль | ||||||
1 | Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленногопо сюжетным картинам | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам Коррекционно-развивающие: -развивать и активизировать словарь детей по теме; -упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже; -развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей культурные навыки общения. | Занятие № 18 | картинки с изображением самолета, голубя, компьютера, вагона, собачей упряжки, открытки, почтового ящика, марки, посылочного ящика, сумки почтальона, конверта; сюжетные картинки по ходу рассказа (рис. 16-19). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.75 | Чтение художественных текстов: С. Маршак «Почта», экскурсия на почту, рассматривание иллюстраций к произведению С.Маршака «Почта». Конструирование и ручной труд – «Конверт из бумаги». Аппликация – «поздравительная открытка» |
2 | Пересказ рассказа Г.Цыферова «паровозик» с использованием опорных предметных картинок | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем. Коррекционно-развивающие: -активизировать и расширять словарный запас детей по теме; -закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже; -развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений. | Занятие № 19 | текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.80 | Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Б. Житков «Железная дорога», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», М. Ильин «Как ребята переходили улицу». Конструирование из крупного конструктора — «Мост», «Модель перекрестка»; раскрашивание и рисование различного транспорта по выбору детей. |
3 | Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» | Коррекционно-образовательная: -учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия; -учить составлять рассказ по сюжетной картине. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени; -закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; -упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе. | Занятие № 20 | сюжетная картина «В живом уголке» (рис. 20). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.84 | рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения. Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения. Как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев, опрыскивать растения. Нарисовать одно из комнатных растений по выбору детей. |
4 | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст. Коррекционно-развивающие: -расширять знания детей о мужестве людей во время войны; -учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных; -развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества. | Занятие № 21 | текст рассказа JI. Кассиля «Сестра», сюжетные картинки с изображением защитников Отечества. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.88 | Чтение с последующим обсуждением: С. Алексеев «Первая колонна», А. Митяев «Мешок овсянки», Е. Благинина «Шинель» (выучить наизусть). Изготовление поздравительной открытки для пап и дедушек. |
Итого 10 |
111 период обучения (март, апрель, май)
Недели | Темы | Цели | № занятия | Оборудование | Литература | Предварительная работа |
Март | ||||||
1 | Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; -обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин. Коррекционно-развивающие: -закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений; -активизировать и расширять словарь по теме «Весна»; -упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом. | Занятие № 22 | серия сюжетных картинок «Заяц и морковка» (рис. 21-23). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 91 | Чтение с последующим обсуждением: В. Берестов «Гололедица», JI. Воронкова «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок». Вырезание снежинок из бумаги, рисование снеговика. |
2 | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку | Коррекционно-образовательная: -учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии. Коррекционно-развивающие: -развивать монологическую речь и связные высказывания детей; -упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным; -закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно. | Занятие № 23 | портреты мам, нарисованные детьми; фотографии. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.95 | Нарисовать портрет мамы и принести ее фотографию. Чтение с анализом: Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколдованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка». Изготовление поздравительной открытки для мамы. |
3 | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий; учить составлять подробные описательные рассказы. Коррекционно-развивающие: -развивать у детей умение строить высказывания описательного типа; -активизировать и расширять словарь по теме. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей уважение к труду взрослых. | Занятие № 24 | картинный материал с изображением людей различных профессий; схема для описания профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.99 | Чтение с последующим обсуждением: В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар». Экскурсия в медицинский кабинет, к заведующему, в массажный кабинет и т.д. |
4 | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации; -обучать логическому построению высказывания. Коррекционно-развивающие: -закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных; -развивать внимание, мышление, связную речь; -активизировать и развивать словарь по теме; -учить согласовывать слова в предложениях. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду. | Занятие № 25 | сюжетные картинки по тексту сказки (рис. 24-28), текст сказки «Колосок», маски мышек и петушка. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.104 | Чтение с последующим обсуждением: В. Пальчинскайте «Хлеб», латышская народная сказка «Каравай», С. Капутикян «Мы сварили плов», «Маша обедает», немецкая сказка «Горшочек каши»; экскурсия в продовольственный магазин, сюжетно-ролевая игра «Магазин», лепка — «Бублики, пирожки, булочки». |
Апрель | ||||||
1 | Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; -обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин. Коррекционно-развивающие: -закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме; -закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже; -закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу. | Занятие № 26 | серия сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (рис. 29-33). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.108 | Чтение с последующим обсуждением: В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», «Хлеборобы», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Пальчинскайте «Хлеб». Аппликация — «Комбайн», лепка — «Бублики, булочки, батон». |
2 | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой» | Коррекционно-образовательная: -учить детей подробно пересказывать художественный текст; -формировать навык построения связных монологических высказываний. Коррекционно-развивающие: -закреплять знания детей о предназначении различной посуды; -развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей; -развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие. | Занятие № 27 | текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.112 | Чтение с последующим обсуждением: русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Лиса и кувшин» (в обработке К. Ушинского), А. Куш- нер «Кто разбил большую вазу». Лепка — «Кувшин», «Чайный сервиз». |
3 | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумывание начала рассказа | Коррекционно-образовательная: -обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий; -учить выделять событийную основу и существенные детали изображения. Коррекционно-развивающие: -активизировать и расширять словарь детей по теме; -развивать умение образовывать сложные слова; -развивать навыки планирования развернутых высказываний. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки. | Занятие № 28 | сюжетная картина «Одни дома» (рис. 34). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.115 | К. Мурзалиев «Твой дом», английская сказка «Три поросенка» (в обработке С. Михалкова), с последующим обсуждением. Выучить с детьми домашний адрес. Рисование — «Мой дом», «Моя улица». |
4 | Пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навык построения связного монологического высказывания; -учить пересказывать художественный текст. Коррекционно-развивающие: -расширять знания детей о домашних животных; -развивать самостоятельную связную речь; -закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом | Занятие № 29 | текст рассказа JI. Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.119 | Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал “мяу”?», А. Шибаев «Кто кем становится», К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Нарисовать домашнего питомца. |
Май | ||||||
1 | Составление рассказа «Граница Родины- на замке» по серии сюжетных картин | Коррекционно-образовательная: -формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; -обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме; -расширять знания детей о военных профессиях; -развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту. | Занятие № 30 | серия сюжетных картин (рис. 35-37). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.123 | Чтение с последующим обсуждением: Н. Забила «Наша Родина», Н. Рубцов «Привет, Россия», П. Воронь- ко «Лучше нет родного края», Н. Тихонов «Кремль», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей...» (выучить наизусть). Коллективная работа (аппликация) — «Мой родной город». |
2 | Пересказ басни Л.Толстого «Старый Дед и внучек» | Коррекционно-образовательная: -учить детей последовательно пересказывать литературный образец. Коррекционно-развивающие: -расширять и уточнять знания детей по теме; -развивать способность к целостному восприятию произведения; -упражнять детей в подборе слов-антонимов. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания. | Занятие № 31 | предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни JI. Толстого «Старый дед и внучек» | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.128 | Чтение с последующим обсуждением: Саша Черный «Про Катюшу», Э. Шим «Не смей», Я. Аким «Жадина», JL Толстой «Два товарища», О. Дриз «Мы мужчины». Нарисовать автопортрет. |
3 | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы | Коррекционно-образовательная: -учить детей рассматривать предметы окружающей действительности; -формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам; -закреплять знания о частях тела насекомых; -активизировать и расширять словарь детей по теме. Коррекционно-воспитательная: -воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей. | Занятие № 32 | схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука. | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр. 132 | Чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики- макарики», JI. Мадзалевский «Мотылек», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик». Аппликация — «Бабочка». Наблюдение за насекомыми. |
4 | Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине | Коррекционно-образовательная: -учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ. Коррекционно-развивающие: -упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот; -развивать и активизировать словарный запас детей; -отвечать на заданный вопрос полным предложением. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства. | Занятие № 33 | сюжетная картина «Лето красное пришло» (рис. 38). | Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе\ О.С.Гомзяк .-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019, стр.136 | Чтение с обсуждением: В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». Рисование — «Я рисую лето», аппликация — «Цветочная клумба». |
Итого 10 |
[2] Здесь и далее: ссылки даны на пособие О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей логогруппе. Приложение к пособию “Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе”» (М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2009).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-787627-1554378066.jpg)
Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР по Н.В.Нищева
Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/26/picture-812610-1629986270.jpg)
перспективное планирование развитие речи
перспективное планирование развитие речи, вторая группа раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/29/picture-741901-1522343412.jpg)
Перспективное планирование "Развитие речи детей и творческих способностей посредством театрализованной деятельности во второй младшей группе"
Перспективный план на год...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-385598-1609770590.jpg)
Перспективное планирование «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр экологического содержания»
перспективный план содержит разнообразные дидактические игры по экологии с целью развития речи детей 2- 3 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-385598-1609770590.jpg)
ПЕрспективное планирование «Развитие речи дошкольников среднего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания», работа с родителями по данной теме
Перспективный план содержит разнообразную тематику экологического содержания для развития речи дошкольников с помощью мнемотехники., а также деятельность с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/02/picture-759675-1617340126.jpg)
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/02/picture-759675-1617340126.jpg)
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Средний возраст. 4-5 лет
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Средний возраст. 4-5 лет...