Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Месяц | Тема и цель НОД 1 неделя | Тема и цель НОД 2 неделя | Тема и цель НОД 3 неделя | Тема и цель НОД 4 неделя |
Сентябрь | Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». П\с: учить выразительно, пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название сходное по звучанию с названием взрослых животных. О.С. Ушакова, стр. 35. | Тема: Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки». П\с: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; учить произносить слова со звуками [С] и [З] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса. О.С. Ушакова, стр. 29. | Тема: Пересказ сказки «Лиса и рак». П\с: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой - маленький, сильный - слабый, быстро-медленно); развивать голосовой аппарат. О.С. Ушакова, стр. 21. | Тема: Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». П\с: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отличать и называть различия и сходства между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно, образовывать клички животных; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С] и [З]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его. О.С. Ушакова, стр. 24. |
Октябрь | Тема: Составление рассказа по скороговорке. П\с: формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С] и [Ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе, с разной силой голоса. О.С. Ушакова, стр. 30. | Тема: Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играм в кубики. Строим дом». П\с: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета и название картины. Воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [Ш] и [Ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. О.С. Ушакова, стр. 38. | Тема: Составление рассказов на темы стихотворений. П\с: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненное предложение. Учить выделять из предложений слова со звуками (Ш) и (Ж), четко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове О.С. Ушакова, стр. 41. | Тема: Составление рассказа на заданную тему. П\с: учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; учить подбирать слова сходные по звучанию. О.С. Ушакова, стр. 45. |
Ноябрь | Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». П\с: учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить пользоваться восклицательной интонацией. О.С. Ушакова, стр. 47. | Тема: Составление рассказа по картине «Ежи». П\с: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [Ч’] и [щ’]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [Ч’] и [щ’], выделять их в словах. О.С. Ушакова, стр. 49. | Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды. П\с: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умения классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница). О.С. Ушакова, стр. 55. | Тема: Составление рассказа по картине «Река замерзла». П\с: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части – слоги. О.С. Ушакова, стр. 61. |
Декабрь | Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима». П\с: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи»; добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [Ц] и [Ч’], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. О.С. Ушакова, стр. 76. | Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». П\с: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных; обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов. О.С. Ушакова, стр. 58. | Тема: Составление рассказа на тему «Игры зимой». П\с: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значением; учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразу отдельные слова. О.С. Ушакова, стр. 64. | Тема: Составление рассказа не тему скороговорок. П\с: учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Закрепить представления о многозначности слова и словах, протиположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного лица существительных; учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса. О.С. Ушакова, стр. 67. |
Январь | Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное» П\с: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных; воспитывать умение задавать друг другу вопросы; учить выделять во фразах слова со звуками [ч’] и [щ’], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. О.С. Ушакова, стр. 52. | Тема: Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился». П\с: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закреплять представления о слоге и ударении. О.С. Ушакова, стр. 89. | Тема: «Приключения зайца». П\с: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному ЗАЯЦ; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с], [с’], [щ’], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. О.С. Ушакова, стр. 98. | |
Февраль | Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». П\с: учить связно, рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. О.С. Ушакова, стр. 108. | Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик». П\с: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той, или иной профессии. О.С. Ушакова, стр. 103. | Тема: Пересказ сказки «Петух да собака». П\с: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подбирать слова сходные по звучанию в заданном ритме. О.С. Ушакова, стр. 71. | Тема: Ознакомление с предложением. П\с: дать представления о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать его»; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. О.С. Ушакова, стр. 81. |
Март | Тема: Составление рассказа набору игрушек. П\с: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух – трех слов – самостоятельно; учить различать на слух звуки [с] [с’], [щ’] в словах, четко произносить слова с этими звуками. О.С. Ушакова, стр. 96. | Тема: Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» П\с: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задание на образование слов – названий профессий. О.С. Ушакова, стр. 107. | Тема: Составление рассказа на предложенную тему. П\с: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л], [л’], [р], [р’], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. О.С. Ушакова, стр. 100. | Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени». П\с: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. О.С. Ушакова, стр. 73. |
Апрель | Тема: Составление рассказа на заданную тему. П\с: учить составлять рассказ на тему предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить значение слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. О.С. Ушакова, стр. 91. | Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин» П\с: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Объяснить значение слова ЖИТЬ, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения к заданным словам, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре из отдельных слов составлять предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; учить произносить предложении с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). О.С. Ушакова, стр. 85. | Тема: Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» П\с: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для определения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. О.С. Ушакова, стр. 87. | Тема: Составление рассказа по картине «Зайцы». П\с: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак); учить определять ударение в двухсложном слове. О.С. Ушакова, стр. 105. |
Май | Тема: Пересказ Л. Толстого «Пожарные собаки» П\с: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях; развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). О.С. Ушакова, стр. 94. | Тема: Составление текста-поздравления П\с: учить составлять текст-поздравление. Закрепить правильное произношение звуков [С] и [Ш], научить дифференцировать на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную интонацию и утвердительную интонацию. О.С. Ушакова, стр. 147. | Тема: Составление текста-рассуждения П\с: учить употреблению сложноподчиненных предложений. Учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. О.С. Ушакова, стр. 136. | Тема: Составление сказки на тему «День рождения зайца» П\с: развивать умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Давать задание на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [З] и [Ж], учит дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. О.С. Ушакова, стр. 152. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР по Н.В.Нищева
Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР...

перспективное планирование развитие речи
перспективное планирование развитие речи, вторая группа раннего возраста...

Перспективное планирование «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр экологического содержания»
перспективный план содержит разнообразные дидактические игры по экологии с целью развития речи детей 2- 3 лет...

ПЕрспективное планирование «Развитие речи дошкольников среднего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания», работа с родителями по данной теме
Перспективный план содержит разнообразную тематику экологического содержания для развития речи дошкольников с помощью мнемотехники., а также деятельность с родителями...

Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Средний возраст. 4-5 лет
Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Средний возраст. 4-5 лет...

Перспективное планирование: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством инструментов ТРИЗ-РТВ»
Перспективное планирование помогает систематизировать изученный опыт работы по развитию речи и творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ –РТВ, способст...