Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Новопашина Кристина Юрьевна

Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Старший возраст. 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ravitie_rechi._5-6_let.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Месяц

Тема и цель НОД

1 неделя

Тема и цель НОД

2 неделя

Тема и цель НОД

3 неделя

Тема и цель НОД

4 неделя

Сентябрь

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».

П\с: учить выразительно, пересказывать текст.

Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название сходное по звучанию с названием взрослых животных.

О.С. Ушакова, стр. 35.

Тема: Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».

П\с: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; учить произносить слова со звуками [С] и [З] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса.

О.С. Ушакова, стр. 29.

Тема: Пересказ сказки «Лиса и рак».

П\с: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса».

Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой - маленький, сильный - слабый, быстро-медленно);

развивать голосовой аппарат.

О.С. Ушакова, стр. 21.

Тема: Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

П\с: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.

Учить отличать и называть различия и сходства между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно, образовывать клички животных;  уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С] и [З]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его.

О.С. Ушакова, стр. 24.

Октябрь

Тема: Составление рассказа по скороговорке.

П\с: формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу;  уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С] и [Ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе, с разной силой голоса.

О.С. Ушакова, стр. 30.

Тема: Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играм в кубики. Строим дом».

П\с: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета и название картины.

Воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.  Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [Ш] и [Ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

О.С. Ушакова, стр. 38.

Тема: Составление рассказов на темы стихотворений.

П\с: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненное предложение. Учить выделять из предложений слова со звуками (Ш) и (Ж), четко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове

О.С. Ушакова, стр. 41.

Тема: Составление рассказа на заданную тему.

П\с: учить составлять короткий рассказ на заданную тему.

Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; учить подбирать слова сходные по звучанию.

О.С. Ушакова, стр. 45.

Ноябрь

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

П\с: учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.  Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить пользоваться восклицательной интонацией.

О.С. Ушакова, стр. 47.

Тема: Составление рассказа по картине «Ежи».

П\с: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [Ч’] и [щ’]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [Ч’] и [щ’], выделять их в словах.

О.С. Ушакова, стр. 49.

Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды.

П\с: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умения классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница).

О.С. Ушакова, стр. 55.

Тема: Составление рассказа по картине «Река замерзла».

П\с: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части – слоги.

О.С. Ушакова, стр. 61.

Декабрь

Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима».

П\с: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи»; добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [Ц] и [Ч’], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

О.С. Ушакова, стр. 76.

Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

П\с: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных; обратить внимание на формы изменения глагола хотеть.

Привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов.

О.С. Ушакова, стр. 58.

Тема: Составление рассказа на тему «Игры зимой».

П\с: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;

учить употреблять предлоги с пространственным значением;

учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразу отдельные слова.

О.С. Ушакова, стр. 64.

Тема: Составление рассказа не тему скороговорок.

П\с: учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.  Закрепить представления о многозначности слова и словах, протиположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного лица существительных;

учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса.

О.С. Ушакова, стр. 67.

Январь

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное»

П\с: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.  Учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных; воспитывать умение задавать друг другу вопросы; учить выделять во фразах слова со звуками [ч’] и [щ’], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

О.С. Ушакова, стр. 52.

Тема: Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».

П\с: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закреплять представления о слоге и ударении.

О.С. Ушакова, стр. 89.

Тема: «Приключения зайца».

П\с: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному ЗАЯЦ; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с], [с’], [щ’], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.

О.С. Ушакова, стр. 98.

Февраль

Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

П\с: учить связно, рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

О.С. Ушакова, стр. 108.

Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».

П\с: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той, или иной профессии.

О.С. Ушакова, стр. 103.

Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».

П\с: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.  Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; подбирать слова сходные по звучанию в заданном ритме.

О.С. Ушакова, стр. 71.

Тема: Ознакомление с предложением.

П\с: дать представления о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать его»; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

О.С. Ушакова, стр. 81.

Март

Тема: Составление рассказа набору игрушек.

П\с: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог.

Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух – трех слов – самостоятельно;  учить различать на слух звуки [с] [с’], [щ’] в словах, четко произносить слова с этими звуками.

О.С. Ушакова, стр. 96.

Тема: Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»

П\с: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя.

Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задание на образование слов – названий профессий.

О.С. Ушакова, стр. 107.

Тема: Составление рассказа на предложенную тему.

П\с: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках;

уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л], [л’], [р], [р’], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

О.С. Ушакова, стр. 100.

Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени».

П\с: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками.

О.С. Ушакова, стр. 73.

Апрель

Тема: Составление рассказа на заданную тему.

П\с: учить составлять рассказ на тему предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить значение слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.

О.С. Ушакова, стр. 91.

Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

П\с: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.

Объяснить значение слова ЖИТЬ, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения к заданным словам, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре из отдельных слов составлять предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; учить произносить предложении с разными оттенками интонации

(сердитая, просительная, ласковая).

О.С. Ушакова, стр. 85.

Тема: Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»

П\с: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для определения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

О.С. Ушакова, стр. 87.

Тема: Составление рассказа по картине «Зайцы».

П\с: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак); учить определять ударение в двухсложном слове.

О.С. Ушакова, стр. 105.

Май

Тема: Пересказ Л. Толстого «Пожарные собаки»

П\с: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях; развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок).

О.С. Ушакова, стр. 94.

Тема: Составление текста-поздравления

П\с: учить составлять текст-поздравление. Закрепить правильное произношение звуков [С] и [Ш], научить дифференцировать на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную интонацию и утвердительную интонацию.

О.С. Ушакова, стр. 147.

Тема: Составление текста-рассуждения

П\с: учить употреблению сложноподчиненных предложений. Учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

О.С. Ушакова, стр. 136.

Тема: Составление сказки на тему «День рождения зайца»

П\с: развивать умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Давать задание на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [З] и [Ж], учит дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

О.С. Ушакова, стр. 152.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР по Н.В.Нищева

Перспективное планирование развитие речи в старшей группе ТНР...

перспективное планирование развитие речи

перспективное планирование развитие речи, вторая группа раннего возраста...

Перспективное планирование "Развитие речи" средняя группа 2019-2020 уч.г.

Перспективное планирование "Развитие речи" средняя группа 2019-2020 уч.г....

Перспективное планирование «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр экологического содержания»

перспективный план содержит разнообразные дидактические игры   по экологии  с целью развития речи детей 2- 3 лет...

ПЕрспективное планирование «Развитие речи дошкольников среднего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания», работа с родителями по данной теме

Перспективный план содержит разнообразную тематику экологического содержания для развития речи дошкольников с помощью мнемотехники., а также  деятельность с родителями...

Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Средний возраст. 4-5 лет

Годовое перспективное планирование. Развитие речи. Средний возраст. 4-5 лет...