Дифференциация звуков [Р] и [Л]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Идивидуальное логопедическое занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_r_-_l.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – детский сад №7»
Конспект индивидуального занятия.
Дифференциация звуков [р] и[л].
подготовила
учитель – логопед
Будковая И. С.
Задачи:
коррекционно – образовательные:
- учить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков Р – Л;
- учить дифференцировать звуки Р – Л в слогах, словах, предложениях;
коррекционно – развивающие:
- развивать внимание и память;
- развивать дыхание и голос;
- развивать фонематический слух;
- развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую и артикуляционную моторику;
коррекционно – воспитательные:
- воспитвать самоконтроль за собственной речью;
- воспитывать инициативность.
Оборудование: стол для рисования песком; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Л; мелкие игрушки; пластмассовые буквы; карточки для артикуляционной зарядки; набор «подуй на шарик»;морские камушки и бусинки.
Ход занятия.
I Орг. момент.
Раз, два, раз, два – на занятие пора.
Раз, два, три, раз, два, три – слушай, думай и смотри.
II Развитие мелкой и артикуляционной моторики; работа над развитием дыхания и голоса.
Сегодня у нас с тобой необычное занятие.
Давай поздороваемся с песком:
- Здравствуй, песок!
Сухой, колючий!
Здравствуй, песок!
Теплый, сыпучий! (Ладони прикасаются к песку)
- Посмотри, зимнее солнышко тебе улыбается. Нарисуй пальчиком на песке улыбку и улыбнись ему в ответ.
- Подул ветер, появились тучи и закрыли солнышко. Грустно ему стало. Погрусти вместе с ним.
- Снова подул веетер, разогнал тучи, солнышко удивилось, и ты, Аня, удивись (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука О). И снова улыбнулось солнышко.
- Ветер был такой сильный, что песком замело все задания. Давай их найдем. Возьми трубочку, подуй в середину песочницы. Воздух набирай через нос, выдыхай медленно и плавно.
- Посмотри, что это? (Артикуляционные упражнения). Потренируем наш язычок. Называй упражнение и выполняй его.
«Лопатка» (пальчик ведущей руки спокойно лежит на песке)
Язычок широкий, гладкий – получается лопатка.
«Парус» (провести пальчиком черточку вверх)
Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй!
«Маляр» (водить пальчиком вверх – вниз)
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела)
Все до дальнего угла.
«Лошадка» (скакать пальчиками по песку)
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!
«Грибок» (пальчик лежит на песке)
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
«Барабан» (стучать пальчиком по песку)
Язычок мой крепким станет,
Барабанить не устанет.
Барабана страшный гром
Оглушит огромный дом!
Голосовые упражнения. Укачивание.
о\о/о\о/\/о (чертим пальчиком по песку вверх – вниз и произносим звук о громко – тихо)
III Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.Объявление темы.
- Сегодня мы с тобой поиграем со звуками. А с какими постарайся догадаться сама. Приготовь правую руку. Поднеси ее к правому верхнему углу песочницы.
Указательный опустим,
Средний пальчик вглубь нырнет
Большой палец им поможет
И игрушку там найдет. (корова, тигр, жираф и крош)
2.Акустико – артикуляционный образ звуков.
- Назови игрушки. Какой одинаковый звук встречается во всех этих словах? (звук Р).
- Расскажи как у тебя работают губы, зубы и язык когда ты произносишь звук (р)? (по схеме)
Мои губы улыбаются, зубы разомкнуты, широкий кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами и дрожит. Воздушная струя сильная.
- Дай характеристику звуку (Р) (по схеме).
Звук (Р) согласный, твердый, звонкий.
- Приготовь руку, поднеси ее к левому верхнему углу песочницы.
Указательный опустим,
Средний пальчик вглубь нырнет
Большой палец им поможет
И игрушку там найдет.(волк, лошадь, колобок, лосяш).
- Назови игрушки. А в этих словах какой одинаковый звук встречается?
- Расскажи как у тебя работают губы, зубы и язык когда произносишь звук (Л). (Мои губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами).
- Дай характеристику звуку (Л) по схеме. (Звук (Л) согласный, звонкий, твердый).
- Ты догадалась с какими звуками мы будем сегодня играть?
- Чем похожи эти звуки? (оба согласные, звонкие , твердые; Когда мы их произносим язык поднят за верхние зубы).
- Чем отличаются? (когда произносим звук (Р) язык стучит в бугорки за верхними зубами, а когда произносим звук (Л) – нет.
- Посмотри, что еще спряталось в песке? (буквы).
- Обозначь звук (Р) буквой. (Р). На что похожа буква Р?
- Обозначь звук (Л) буквой. (Л). На что похожа буква Л?
Напиши буквы пальчиком на песке.
3.Развитие фонематического восприятия.
Отправляемся с Крошем и Лосяшем в путешествие.
Вот и задание. Перед нами речка, чтобы через нее перебраться нужно сделать мостик. Услышишь слово со звуком (Р) положи камушек, со звуком (Л) – бусинку.
Слова: лак, рак, кран, улыбка, лук, рыбка, слон, робот, корыто, клад.
Перешли по мосту.
4. Дифференциация звуков Р – Л в слогах, словах и предложениях.
Игра «Наоборот».
Замени в слогах Р на Л, Л на Р.
- Возьми трубочку, подуй в нее, сделай небольшую ямку. Я буду катить тебе шарик и называть слог, а ты кати мне шарик обратно и заменяй звук р на л, а л на р.
Ла – ра Лэ – рэ Ло – ро Ол – ор
Лы – ры Ра – ла Ул – ур Ыл – ыр
А теперь в словах поменяй звук Р на Л, а Л на Р.
Лак – рак рама - лама лов – ров ложки – рожки ила – игра
И снова в путь. Но вот перед нами стена, нам нужно ее разобрать.
Картинки: стол, рубашка, платье, стул, кровать, шорты, белка, поросенок, слон.
Надо разделить слова со звуком(Р) и со звуком (Л) и определить их место в слове. Слова со звуком (Р) кому отдадим? А со звуком (Л)?
Мы разделили слова на две группы: со звуком Р и со звуком Л, а как еще их можно разделить? (Мебель: стол, стул, кровать; одежда: рубашка, платье, шорты; животные).
Физминутка.
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой.
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Вот мы и пришли к домику, где живут Крош и Лосяш. Смотри, возле домика птичка, она не может взлететь. Ты узнаешь что с ней случилось, когда поставишь буквы по высоте. (буквы разной высоты крыло)
Прочитай слово. Раздели его на слоги. Прошагай пальчиками. Назови первый слог. Второй. Выложим звуковую схему.
Ответь на вопрос: Что сломано у птицы?
Крош и Лосяш обязательно вылечат птичку, а пока она поживет у них. А наше с тобой путешествие подошло к концу.
В ладошки наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
С тобою интересней стал урок.
III Итог занятия.
Какие звуки учились различать? Дай характеристику этим звукам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...