Дифференциация звуков [Р] и [Л]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Будковая Ирина Сергеевна

Идивидуальное логопедическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_r_-_l.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

                     МБДОУ «ЦРР – детский сад №7»

     

        Конспект индивидуального занятия.

          Дифференциация звуков [р] и[л].

                                                                                                      подготовила

                                                                                    учитель – логопед

                                                                                                 Будковая И. С.                                                                

Задачи:

коррекционно – образовательные:

- учить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков Р – Л;

- учить дифференцировать звуки Р – Л в слогах, словах, предложениях;

коррекционно – развивающие:

- развивать внимание и память;

- развивать дыхание и голос;

- развивать фонематический слух;

- развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно – воспитательные:

- воспитвать самоконтроль за собственной речью;

- воспитывать инициативность.

Оборудование: стол для рисования песком; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Л; мелкие игрушки; пластмассовые буквы; карточки для артикуляционной зарядки; набор «подуй на шарик»;морские камушки и бусинки.

                                     Ход занятия.

I Орг. момент.

Раз, два, раз, два – на занятие пора.

Раз, два, три, раз, два, три – слушай, думай и смотри.

II Развитие мелкой и артикуляционной моторики; работа над развитием дыхания и голоса.

Сегодня у нас с тобой необычное занятие.

Давай поздороваемся с песком:

- Здравствуй, песок!

Сухой, колючий!

Здравствуй, песок!

Теплый, сыпучий! (Ладони прикасаются к песку)

- Посмотри, зимнее солнышко тебе улыбается. Нарисуй пальчиком на песке улыбку и улыбнись ему в ответ.

- Подул ветер, появились тучи и закрыли солнышко. Грустно ему стало. Погрусти вместе с ним.

- Снова подул веетер, разогнал тучи, солнышко удивилось, и ты, Аня, удивись (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука О). И снова улыбнулось солнышко.

- Ветер был такой сильный, что песком замело все задания. Давай их найдем. Возьми трубочку, подуй в середину песочницы. Воздух набирай через нос, выдыхай медленно и плавно.

- Посмотри, что это? (Артикуляционные упражнения). Потренируем наш язычок. Называй упражнение и выполняй его.

«Лопатка» (пальчик ведущей руки спокойно лежит на песке)

 Язычок широкий, гладкий – получается лопатка.

«Парус» (провести пальчиком черточку вверх)

Выше парус поднимай! В путь кораблик отправляй!

«Маляр»  (водить пальчиком вверх – вниз)

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела)

Все до дальнего угла.

«Лошадка» (скакать пальчиками по песку)

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

«Грибок» (пальчик лежит на песке)

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

«Барабан»  (стучать пальчиком по песку)

Язычок мой крепким станет,

Барабанить не устанет.

Барабана страшный гром

Оглушит огромный дом!

Голосовые упражнения. Укачивание.

о\о/о\о/\/о (чертим пальчиком по песку вверх – вниз и произносим звук о громко – тихо)

III Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1.Объявление темы.

- Сегодня мы с тобой поиграем со звуками. А с какими постарайся догадаться сама. Приготовь правую руку. Поднеси ее к правому верхнему углу песочницы.

Указательный опустим,

Средний пальчик вглубь нырнет

Большой палец им поможет

И игрушку там найдет. (корова, тигр, жираф и крош)

2.Акустико – артикуляционный образ звуков.

- Назови игрушки. Какой одинаковый звук встречается во всех этих словах? (звук Р).

- Расскажи как у тебя работают губы, зубы и язык когда ты произносишь звук (р)? (по схеме)

Мои губы улыбаются, зубы разомкнуты, широкий кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами и дрожит. Воздушная струя сильная.

- Дай характеристику звуку (Р) (по схеме).

Звук (Р) согласный, твердый, звонкий.

- Приготовь руку, поднеси ее к левому верхнему углу песочницы.

Указательный опустим,

Средний пальчик вглубь нырнет

Большой палец им поможет

И игрушку там найдет.(волк, лошадь, колобок, лосяш).

- Назови игрушки. А в этих словах какой одинаковый звук встречается?

 - Расскажи как у тебя работают губы, зубы и язык когда произносишь звук (Л). (Мои губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами).

- Дай характеристику звуку (Л) по схеме. (Звук (Л) согласный, звонкий, твердый).

- Ты догадалась с какими звуками мы будем сегодня играть?

- Чем похожи эти звуки? (оба согласные, звонкие , твердые; Когда мы их произносим язык поднят за верхние зубы).

- Чем отличаются? (когда произносим звук (Р) язык стучит в бугорки за верхними зубами, а когда произносим звук (Л) – нет.

- Посмотри, что еще спряталось в песке? (буквы).

- Обозначь звук (Р) буквой.  (Р). На что похожа буква Р?

- Обозначь звук (Л) буквой. (Л). На что похожа буква Л?

Напиши буквы пальчиком на песке.

3.Развитие фонематического восприятия.

Отправляемся с Крошем и Лосяшем в путешествие.

Вот и задание. Перед нами речка, чтобы через нее перебраться нужно сделать мостик. Услышишь слово со звуком (Р) положи камушек, со звуком (Л) – бусинку.

Слова: лак, рак, кран, улыбка, лук, рыбка, слон, робот, корыто, клад.

Перешли по мосту.

4. Дифференциация звуков Р – Л в слогах, словах и предложениях.

Игра «Наоборот».

Замени в слогах Р на Л, Л на Р.

- Возьми трубочку, подуй в нее, сделай небольшую ямку. Я буду катить тебе шарик и называть слог, а ты кати мне шарик обратно и заменяй звук р на л, а л на р.

Ла – ра         Лэ – рэ         Ло – ро        Ол – ор

Лы – ры       Ра – ла        Ул – ур       Ыл – ыр

А теперь в словах поменяй звук Р на Л, а Л на Р.

Лак – рак     рама - лама   лов – ров    ложки – рожки     ила – игра

И снова в путь. Но вот перед нами  стена, нам нужно ее разобрать.

Картинки: стол, рубашка, платье, стул, кровать, шорты, белка, поросенок, слон.

Надо разделить слова со звуком(Р) и со звуком (Л) и определить их место в слове. Слова со звуком (Р) кому отдадим? А со звуком (Л)?

Мы разделили слова на две группы: со звуком Р и со звуком Л, а как еще их можно разделить? (Мебель: стол, стул, кровать; одежда: рубашка, платье, шорты; животные).

Физминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой.

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придешь домой.  

Вот мы и пришли к домику, где живут Крош и Лосяш. Смотри, возле домика птичка, она не может взлететь. Ты узнаешь что с ней случилось, когда поставишь буквы по высоте.   (буквы разной высоты крыло)

Прочитай слово. Раздели его на слоги. Прошагай пальчиками. Назови первый слог. Второй. Выложим звуковую схему.

Ответь на вопрос: Что сломано у птицы?

Крош и Лосяш обязательно вылечат птичку, а пока она поживет у них. А наше с тобой путешествие подошло к концу.

В ладошки наши посмотри –

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

С тобою интересней стал урок.

III Итог занятия.

Какие звуки учились различать? Дай характеристику этим звукам.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...