Настольно-печатные игры на закрепления фонематического восприятия у детей групп с ОНР при оказании индивидуальной коррекционной помощи
презентация по логопедии

Металина Светлана Сергеевна

для учителей-логопедов, воспитателей коррекционных групп, дефектологов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Настольно-печатные игры на закрепления фонематического восприятия у детей групп с ОНР при оказании индивидуальной коррекционной помощи Учителя-логопеды: - Металина С.С. - Панченко Е.И. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития речи - детский сад №36

Слайд 2

ЦЕЛЬ: формирование фонематического восприятия и навыков элементарного языкового анализа слов Фонематические процессы- это : Фонематический слух способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Фонематическое восприятие умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчёт количества звуков в слове. Фонематическое представление это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Слайд 3

. « Что звучало?» Логопед показывает ребёнку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Логопед издаёт звуки, а ребёнок говорит, что звучало . «Где звучало?» Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звонит колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук.

Слайд 4

. Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса « Далеко- близко» Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить предложением, далеко или близко слышится звук (например, мяуканье кошки). «Большой- средний- маленький» Логопед выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит». « Телефон» Логопед тихо «на ушко» говорит слово (по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

Слайд 6

. Игры на различение слов, близких по звуковому составу «Красный-зеленый» Логопед показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания: «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный. «Цепочка» Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем - по три) Примечание : При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков. МАК – БАК ТОК – ТУК БЫК – БОК ДОМ – ДЫМ КОМ – СОМ МОТОК – КАТОК – ПОТОК БАТОН – БУТОН – БЕТОН ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА

Слайд 8

. «Подбери картинку» Логопед выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: юла, дом, кошка. Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже. «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА «Самое короткое слово» Логопед произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА «Самое длинное слово» Логопед произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

Слайд 9

. «Флажки» Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета. «Наушник – колокольчик» Ребёнок, называя картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук. Если первый звук – глухой, то картинку нужно положить под «наушником», а если – звонкий, то – под «колокольчиком».

Слайд 10

. Игры на определение количества слогов в словах разной сложности «Отбей слоги мячом» Логопед говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок , отбивая мячом об пол, делит слово на слоги (части). «Домики» Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, и отправляет в тот домик с окошками, сколько в данном слове слогов. « Гусеница» Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

Слайд 11

. Игры на выделение первого и последнего звука в слове «Рыбалка» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки. По заданию логопеда нужно выделить из слова последний звук. Картинки: шляпа, кувшин, ландыш и т.д . «Звуковые человечки » Логопед кладет на стол 5 человечков у каждого рубашка синего цвета со колокольчиком и без него, зелёного цвета с колокольчиком и без него и красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки.

Слайд 12

. Игры на определение примерного места звука в слове «В каком вагоне едет звук?» Логопед показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце? «Звуковая птичка» Логопед просит показать место определённого звука голова, туловище, хвост птички, т. е. в начале, в середине или в конце? «Звуковая решетка» Логопед просит показать место определённого звука с помощью фишки в начале, в середине или в конце ?

Слайд 13

«Улей» На картинке три улья. Логопед просит положить пчелку в первый, второй, третий улей (начало, середина или конец), т.е. показать где слышится звук. «Баскетбол» На картинке баскетбольное кольцо. Логопед просит положить волейбольный мяч в первое, второе, третье кольцо (начало, середина или конец), т.е. показать где слышится звук.

Слайд 14

. Игры на определение количества и последовательности звуков в слове « Фишки» С помощью фишек ребёнок показывает количество последовательность звуков в слове. «Схема слова» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

Слайд 15

. Таким образом, использование в работе с детьми настольно-печатных игр, будет способствовать успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Сертификат участника вебинара "Роль интерактивной игры в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР"

Сертификат участника вебинара "Роль интерактивной игры в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР"...

Интерактивные игры по формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ОНР.

Использование информационно – компьютерных технологий в работе логопеда позволяет оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение, а так же повысить мотивацию, что существен...

Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В данном материале можно увидеть игры И на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019

В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...

Настольно-печатная дидактическая игра «Кто живет в пустыне?» Для детей старшего дошкольного возраста

Настольно-печатная дидактическая игра «Кто живет в пустыне?» Для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая задача Закреплять умение детей узнавать животных по тени и силуэту и закреплять зн...

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с помощью игр и игровых упражнений»

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с помощью игр и игровых упражнений»...