Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с помощью игр и игровых упражнений»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с помощью игр и игровых упражнений»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №9
«Канашевский детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»
ОПЫТ РАБОТЫ
«Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с помощью игр и игровых упражнений»
Учитель-логопед
Чащина Елена Николаевна
2024г.
Содержание:
1. | Актуальность …………………………………………………………………………..…3 |
2. | Содержание опыта ……………………………………………………………….………6 |
3. | Заключение ………………………………………………………………………..….…13 |
4. | Список литературы ……………………………...…………………………………...…14 |
Приложения: | |
1.Конспект НОД 2.Фотоотчет |
Актуальность
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Как показывает мой опыт работы, количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, с каждым годом неуклонно растет.
Одной из главных причин является несформированность фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Фонематический слух это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематический слух включает в себя: способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Однако, если наличия фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.
А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова.
Дети с хорошим фонематическим слухом и восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи, а у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы и слова, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, мишка-миска. Все это создает серьезные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В дальнейшем это может вызвать значительные трудности при обучении грамоте и стать причиной их неуспеваемости в школе.
Таким образом нарушения фонематического восприятия негативно влияет на:
− формирование звукопроизношения (дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно);
− звуконаполняемость и слоговую структуру слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов);
− нарушение лексико-грамматических представлений. (словарь ребенка не пополняется словами, если те содержат трудноразличимые звуки, не различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, не выделяют предлоги в предложении и т.д.
- невозможность овладения детьми его высшей ступени - звуковым анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями указывали многие исследователи: Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, Ткаченко и др.и др.
Таким образом, проблема развития фонематического восприятия, является актуальной, так как решение этой проблемы является одним из условий успешной подготовки детей к школе. А так как количество детей с недоразвитием фонематического восприятия с каждым годом увеличивается, то необходимо искать наиболее эффективные методы и приёмы, формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
По-моему мнению, большие возможности для решения данной проблемы предоставляют игры и игровые упражнения.
Так как дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Игры и игровые упражнения сделают этот процесс более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.
Цель работы: разработать систему игр и упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с помощью игр и игровых упражнений.
В соответствии с целью, сформулировала следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с нарушениями речи
3. Разработать и внедрить в практику систему игр и игровых упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
4. Расширить знания воспитателей и родителей о необходимости развития у детей фонематического восприятия.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Содержание опыта
Свою работу я начала с подробного определения степени нарушений фонематических процессов у детей старшего возраста с нарушениями речи. Изучая и сравнивая результаты обследования, пришла к выводу, что в старшей группе 20% - дети со средним уровнем фонематического восприятия, 80% детей имеют низкий уровень, дети не справляются даже с простыми формами звукового анализа (затрудняются в определение начальных и конечных звуков).
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, отметила что вся система логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы , разделена на несколько этапов:
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап — различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Для каждого из этапов я подобрала и систематизировала игры игровые упражнения, которые использовала на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Также параллельно с самых первых занятий проводилась работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяло добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как не вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
На первом этом этапе проводила игры и упражнения, которые учили детей вслушиваться в окружающий мир, развивали у детей способность узнавать и различать неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.
Мы играли в такие игры как «В мире звуков» предлагала детям закрыть глаза и внимательно послушать, что происходит за окном, в детском саду. «Скажи, что звучит?» предлагала на слух без зрительной опоры определить какой музыкальный инструмент звучит. «Найди пару» предлагала ребенку найти коробочки, которые звучат одинаково. «Угадай, кто кричит» просила послушать и угадать, кто кричит. «Найди по звуку» прятала какую-нибудь игрушку, а дети ориентируясь на силу ударов в барабан или хлопки в ладоши искали ее. «Прохлопай, как я» отхлопывала или отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике (барабане), а ребенок повторяет ритмический рисунок.
На втором этапе проводила игры, которые учили детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Играли в такие игры «Угадай, кто позвал?», «Три медведя» Меняя высоту голоса предлагала угадать кто из героев говорит. «Далеко-близко» изменяя силу голоса, дети мяукали по сигналу воспитателя: «близко»- громко или «далеко» - тихо. «Измени голосок ».
На III этапе, проводила игры способствующие различению слов, близких по звуковому составу. Это игра «Не ошибись» ( называла картинку то правильно, то неправильно, дети должны хлопнуть когда назову правильно). Игра «Похожи-непохожи» (предлагала парные картинки, дети определяли похожи ли они по звучанию или нет, аналогично на слух). «Соедини похожие слова» «Подбери похожее слова» (выставляла в одну линию картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем каждому давала по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже). «Рифмовки», «Какое слово лишнее?» (КОМ – КОМ – КОТ – КОМ) и т.д.
На четвертом этапе учила различать слоги. «Назови лишний слог» (на-на-на-па), «Повтори не ошибись» с мячом (предлагала ребенку воспроизвести слоговые ряды со сменой ударного слога, затем с общим согласным и разными гласными, с общим гласным и разными согласными, с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости, твердости мякгости, с общим стечением и т.д.). Анализируя опыт своей работы, я пришла к выводу, что начиная уже с этого этапа у детей возникают большие трудности в дифференциация слогов.
На пятом этапе проводила игры и упражнения, которые учили детей различать фонемы родного языка. Начинала с дифференциации гласных звуков, например с такой игры. «Поймай звук» (в потоке звуков дети хлопают на заданный, затем предлагаю повторить за мной сначала по два, затем по три и четыре звука). «Угадай кто» (произносила разные звуки «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и», корова — мычит м м-м, тигр — рычит р р р, а дети поднимали соответствующие картинки ."Наоборот" - для дифференциации звуков по звонкости - глухости, твердости - мягкости.
И на последнем, шестом, этапе целью игр и упражнений являлось формирование у детей навыков звукового анализа.
Термином звуковой анализ определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится сложной формы. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам .
Начинала с игр которые учили определять количество слогов в слове и отхлопывать слова. Например «Отхлопай слово» «Телеграф» (ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок) «Кто в каком вагоне поедет?» (предлагала «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов) «Подбери схему» ( Ребёнок подбирал схемы к картинкам или подбирал картинки к схемам. «Магазин» (Предлагается купить картинку с тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах».
Формирование навыков звукового анализа осуществляла в следующей последовательности:
- Выделение звука на фоне слова играли в игры- «Поймай звук» , «Подними символ",, «Кто лучше слушает?», Какой звук есть во всех словах?
- выделение первого и последнего звука в слове использовала такие упражнения как
отбор детьми предметов, игрушек или картинок с их изображением, в названиях которых содержится определенный звук;
нахождение на специально подобранных сюжетных картинках предметов, названия которых начинается на нужный звук;
название имен детей, кличек животных, предметов, наименования которых начинаются с данного звука;
- определять место звука в слове (начало, середина или конец слова). Игра «Подбери картинки к схеме», «Где спрятался звук» , «Звуковой поезд», «Слоговое лото»
- определению последовательности и колличества звуков в слове: «Каждому звуку свою комнату» , «Подбери слово к схеме», Игра «Отгадай слово по первым буквам» ,«Живые звуки», «Слово рассыпалось», «Цепочка звуков». «Звуковые домики»
Очень нравятся детям игры-соревнования: Кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука? «Мини-викторины», где нужно ответить на вопрос.
Всю работу проводила с учетом формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению. Также придерживалась последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
Систематизировав и отобрав игры и упражнения я оформила картотеку игр, папки на каждый звук с подобранными картинками. В эти папки я помещаю сделанные игры и реализую их на своих занятиях.
Безусловно, что для достижения положительного результата необходимо было создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – воспитатель, каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
Поэтому моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. На первом родительском собрании я знакомила родителей с результатами проведенного мониторинга, ознакомила с задачами, которые стоят перед ними. Для них были проведены консультации: ««Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста», «Развиваем слуховое внимание и память», «Чем и как развивать речь ребёнка летом» «Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе». Проводились индивидуальные беседы с родителями, с целью разъяснения важности формирования фонематического слуха и восприятия. Ведь без освоения первоначальных навыков дети будут испытывать огромные затруднения в развитии звукового анализа и синтеза, а в дальнейшем делать ошибки на письме и в чтении. Оформила папки – передвижки по темам: «Звуковой анализ слова». Проводила мастер – класс по теме "Развитие фонематических процессов у детей" где познакомила родителей с такими вопросами: Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие, и каким образом это влияет на развитие речи? С какими проблемами дети могут столкнуться в школе. С помощью, каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего ребенка? Постоянно приглашаю родителей посмотреть, как занимаются их дети на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях. Проводила выставка совместной работы детей и родителей «Моя любимая буква». Добивалась, чтобы родители еженедельно выполняли мои рекомендации в тетради взаимосвязи с родителями. Также привлекала родителей к изготовлению пособий для игр.
Кроме того, работаю в тесном содружестве с воспитателями по расширению их знаний. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный материал, повторять и закреплять фонематические навыки. С воспитателем велась тетрадь взаимосвязи, где имеется раздел по формированию фонематического восприятия. Была подготовлена и проведена консультация для педагогов ««Формирование фонематических процессов – важная составляющая в работе над развитием речи», «Игры на развитие слухового внимания и памяти». Консультация для педагогов «Использование компьютерных игр в коррекционно-развивающей деятельности логопеда». Провела открытое занятие для педагогов по теме «Сундучок заданий королевы звуков» , целью которого было развивать фонематическое восприятие детей. Семинар-практикум для педагогов «Игры и игровые упражнения по формированию фонематического восприятия»
Много внимания было уделено созданию предметно - развивающей среды, которая включает в себе игры, способствующие формированию фонематического слуха и восприятия: «Шумовые баночки»; «Паровозик» «Подбери схему», «Место звука в слове» и т.д.
Активно использую информационно-компьютерные технологии: мультимедийные презентации, развивающие мультфильмы и игры, звуковые комплексы. Движение звук, мультипликация надолго притягивает внимание детей, которого мы порой не можем добиться на обычном занятие. У детей повышалась мотивация к логопедическим занятиям, предотвращалась утомляемость, развивалось внимание, происходил такой незаметный переход от игровой деятельности к учебной. Использую интерактивные игры с образовательного портала «Мерсибо».
Самостоятельно повышала уровень профессиональной квалификации по теме, участвовала в вебинарах по темам: «Фонематический слух и фонематическое восприятие», «Игровые приемы в развитии фонематического слуха у детей как профилактика дислексии». Перенимала опыт у коллег, использовав его в свое работе делилась своими наработками.
Заключение
Таким образом, при такой организации моей работы, я заметила положительная динамику в развитии фонематического восприятия у детей. Проведя обследование в старшей группе: дети с высоким уровнем – 30%, среднем уровнем – 70%, низким – 0%. Дети стали с легкостью определять наличие звука в слове, различать близкие по звучанию слова, подбирать картинки на заданный звук, выделять первый последний звук в слове, определять место звука в слове. Но все же наблюдаются трудности у детей в определении последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам .
Работая над этой темой существенно пополнилась предметно-развивающая среда различными пособиями, интерактивными играми. Дети с нетерпением ждут следующего занятия, чтобы поиграть в понравившуюся им игру.
Расширила знания воспитателей и родителей о необходимости развития фонематического восприятия, проводя консультации, мастер-классы. Родители чаще стали интересоваться с какими заданиями их ребенок справлялся, а в каких испытывал затруднения.
Опыт показал, что реализация такой системы использования игр и упражнений повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематического восприятия, помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, что в дальнейшем поможет ребенку в освоении чтения и письма.
В дальнейшем планирую продолжать вести работу в этом направлении, пополнять предметно-развивающую среду, внедрять новые игры и упражнения по развитию фонематического восприятия.
Список литературы:
- Волкова С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. -- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, — 112 с.
- Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129
- Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).—СПб.: «Паритет», 2003.—112 с—(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»)
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
- Фомичева М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец
- Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. - Армавир: АГПА, 2012. - 50 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. (Способность слышать есть данный звук в слове; различать слова, в которые входят одни и те же звуки, расположенные в разной последовательности; различать близко звучащие). Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференцировании фонем и установлению звуковой структуры слова. (Способность делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове.)
Нарушение фонематического восприятия влияет на: звукопроизношение; понимание речи; слоговая структуру слова; формирование лексико-грамматических представлений; невозможность овладения детьми звуковым анализом.
Актуальность: Нарушения фонематического восприятия создают серьезные препятствия для успешного овладения навыками звукового анализа слова, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. В дальнейшем это может вызвать значительные трудности при обучении грамоте и стать причиной их неуспеваемости в школе.
Цель работы: разработать систему игр и упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с помощью игр и игровых упражнений .
Задачи: Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. Выявить особенности фонематического восприятия у старших дошкольников с нарушениями речи Разработать и внедрить в практику систему игр и игровых упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Расширить знания воспитателей и родителей о необходимости развития у детей фонематического восприятия. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Картотека игр упражнений
I этап — узнавание неречевых звуков «В мире звуков» «Скажи, что звучит?» «Шумовые баночки -Найди друга» «Угадай, кто кричит» «Прохлопай, как я» «Найди по звуку»
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса « Угадай, кто позвал?» «Три медведя» «Далеко-близко» «Измени голосок »
III этап — различение слов, близких по звуковому составу «Не ошибись» «Похожи-непохожи» «Соедини похожие слова» «Подбери похожее слова» «Рифмовки» «Какое слово лишнее? »
IV этап — дифференциация слогов V этап — дифференциация фонем «Назови лишний слог» «Повтори не ошибись» с мячом «Поймай звук» «Угадай кто» «Игры со звуковыми символами»
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа Игры на определение количества слогов в слове
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа « Выделение первого звука в слове» «Найди место звука в слове»
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа Определение последовательности и количества звуков в слове
Взаимодействие с родителями Родительские собрания Консультации
Взаимодействие с родителями Мастер – класс «Развитие фонематических процессов у детей»; Тетради взаимосвязи с родителями; Привлечение родителей к изготовлению пособий для игр .
Взаимодействие с воспитателями Тетрадь взаимосвязи Консультации Открытая НОД «Сундучок заданий королевы звуков» Семинар-практикум «Игры и игровые упражнения по формированию фонемати - ческого восприятия»
Предметно - развивающая среда:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №9
«Канашевский детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте
«Сундучок заданий королевы звуков»
Учитель-логопед
Чащина Елена Николаевна
2023г.
«Сундучок заданий королевы звуков»
Цель: Развивать фонематическое восприятие детей
Коррекционно-образовательные задачи:
- Упражнять в различении одинаковых слов по силе голоса;
- Упражнять в различении слов близких по звуковому составу;
- Упражнять в различении на слух фонем на материале слов;
- учить определять согласный звук в начале и в конце слова;
- закрепить графические образы буквы А;
- Упражнять в умении называть слова с заданным звуком;
- Закреплять умение делить слова на слоги;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать внимание и память, логическое мышление ;
- развитие слухового внимания;
- развитие общей и мелкой моторики у детей;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятиям;
- доброжелательное отношение друг к другу; навыки сотрудничества;
- аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом;
Оборудование: пазлы королевы звуков, чемоданчик с конвертами, предметные картинки, мяч, «Паровозик» для определения количества слогов в словах, флажок, картинки для определения места звука в слове, камушки, пластилин, веревочки, сундучок
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
А поздороваемся необычно с разной силой голоса: Тихо, Громко, Обычным голосом
- И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
II. Сообщение темы занятия.
Заносят конверт.
-Интересно, для кого это письмо? Читаю: для детей Канашевского детского сада «Золотой ключик», ребятам старшей речевой группы. Скорее откроем его!
«Здравствуйте ребята, пишет вам королева звуков. Вы уже знаете много звуков, играли с ними и я хочу проверить справитесь ли вы с моими заданиями. За каждое задание получаете пазл. Если выполните все задания и соберете все пазлы, то увидите меня. Я приготовила вам сюрприз. Держите сундучок с заданиями».
-Ребята хотите увидеть королеву звуков, тогда давайте выполнять задания.
-Но сначала нам надо вспомнить. В королевстве звуков живут необычные жители – звуки. Они – невидимки. Хоть они и невидимки, их можно услышать. Одни жители умеют петь, вы с ними уже знакомы. Как прозвали эти звуки?
Дети: это гласные звуки.
- Назовите их (кидайте мне гласные звуки, а я буду их ловить).
Дети: А, О, У, И.
-Ещё в городе есть жители, которые не умеют петь, на их пути встречается преграда, прозвали этих жителей – согласными звуками. Назовите согласные звуки. Кидайте их мне, а я буду ловить.
-Молодцы!Приступаем к выполнению заданий.
III. Закрепление изученного материала. (Ребенок достает конвертик с заданием)
1задание различение на слух фонем на материале слов «Верно или нет» Каждый звук важен, когда мы произносим слово. Если только один звук изменить, то уже получится другое слово. Если правильно то руки вверх, если нет то крестик. Будьте внимательны!
шанки- фанки-сянки-санки-танки-санки
2 задание «Повтори не ошибись» (с мячом) Воспроизведение слоговых сочетаний, слов
Да-та-да ты-то-ту
Ка-ко-ку том-дом-том
Та-ка-па кот-год-кот
Ба-па-ба по-ко-то
Кы-ко-ку то-ко-то
3 задание 1ч. Я люблю рисовать , выберите мне альбом с картинкой, которая начинается на звук А. (Подходят к доске, выбирают картинку)
Какой взяла Маша альбом? (Я взяла альбом с аистом и .т.д. каждый проговаривает)
2ч. .А теперь альбомы нужно разложить по вагончикам, Поделив слова на маленькие части, слоги, помогайте хлопками.
4 задание. «Найди пару» Слова могут звучат похоже. Кто –нибудь называет слова, а другой должен отозваться похожим, и встать рядом. Если у меня бак, то отзовется у кого мак. Билет-пакет, дом-дым, суп-зуп, мишка-миска, удочка-уточка
5.Задание В моем королевстве звук М потерялся в словах помогите мне его найти. «Найди место звука М в слове» Звуки умеют прятаться, могут, быть в начале, середине, конце слова.
6.Задание Звуковички писали слова и перепутали звуки, помогите разобраться.
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама осы (КОСЫ)
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие брошки (КРОШКИ)
В нашем доме на окошке сидят серенькие мошки (КОШКИ)
На виду у детворы крысу красят маляры (КРЫШУ)
Под водою рак живет. В поле вырос красный лак (МАК)
Припомните слова. Какое лишнее? На какой звук начинались? (К) Какой это звук? (согласный, глухой, твердый)
Придумайте предложение с эти словом. (Кошки)
Выложите схему этого предложения.
7.Задание Я люблю придумывать разные слова на звуки а вы любите? «Передай флажок и придумай слово на звук А» (Встают передают флажок и придумывают слова) Ребята на какой звук мы придумывали слова? Давайте этот звук обозначим буквой. Выложите или слепите букву А. (подходят к столам с разным материалом)
IV.Итог занятия
Ребята, вот мы собрали все пазлы, давайте соберем и увидим королеву звуков. (Собирают у доски). Понравилась королева? Она приготовила для вас вот такие сюрпризы, блокнотики с заданиями.
Ребята мне понравилось как вы сегодня занимались, выполняли все задания, а вам что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".
Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Для успешного овладения письмом в школе, у ребёнка должен быть развит фонематический слух. Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слу...
Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»
Речевая функция является одной из важнейших функций человека.Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние н...