Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
картотека по логопедии
В данном материале можно увидеть игры И на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_formirovanie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Первый этап. Игры на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
«Дары леса»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать степени громкости звука, реагировать на изменение порога чувствительности.
Оборудование: грибы, ягоды, шишки, барабан.
Ход игры: На лесной поляне (на полу) разложены грибы, шишки, ягоды. Дети ходят с лукошком (пакетом, ведёрком) и тихим голосом напевают песенку: «За грибами в лес иду, в лес иду, в лес иду. Дары леса соберу, соберу, соберу». Во время пения детей педагог стучит в барабан. Если взрослый тихо играет на барабане – дети собирают грибы, если немного громче – ягоды, а если очень громко – то пошёл дождь, дети должны собраться в круг.
«Найди картинки»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать степени громкости звука, реагировать на изменение порога чувствительности, развивать навыки составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Оборудование: бубен, серия сюжетных картинок (из 3-4 частей).
Ход игры: Педагог предлагает ребенку найти спрятанную картинку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (бубна). Количество участников должно соответствовать количеству картинок одной сюжетной серии. После того, как все сюжетные картинки будут найдены, дети выкладывают их в логически – временной последовательности и составляют рассказ по серии сюжетных картинок.
«Далеко или близко?»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать степени громкости звука, определять далеко или близко находится объект, расширять словарный запас по теме «Домашние и дикие животные», развивать связную речь, тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: магнитофон, записи голосов домашних и диких животных, предметные картинки животных; вертикальные полоски для обозначения того, далеко или близко находится объект (по количеству детей), счётные палочки.
Ход игры: Перед детьми - домашние и дикие животные. Педагог просит назвать животных и распределить их на две группы: лесные жители и домашние звери. Припоминается, кто как голос подаёт. Взрослый включает запись голосов животных, регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания, а ребёнок определяет, кто так сказал и далеко или близко находится животное. За каждый правильный ответ ребёнок получает счётную палочку. Взрослый выставляет отгаданную картинку на панно, а дети на вертикальной полоске отображают после каждого ответа далеко или близко находился зверь (палочка в начале полоски, палочка в конце полоски). После каждого правильного ответа палочка с полоски убирается в сторону, но остаётся на столе ребёнка. Когда все голоса животных будут отгаданы, педагог предлагает воспитанникам на своих рабочих местах построить из счётных палочек любое из перечисленных животных и составить о нем загадку - описание. Дети конструируют животных, выполняют задания. При затруднении в составлении загадки-описания, педагог, в качестве подсказки, выставляет на панно схему описательного рассказа о животном.
«Фантазёры»
Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание детей, воображение, связную речь, тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: листок бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши, магнитофонная запись звуков природы, животного мира.
Ход игры: Дети, закрыв глаза, слушают магнитофонную запись. Через 2 -3 минуты детям предлагается открыть глаза и нарисовать, что они услышали. После выполненного задания, каждый ребёнок по своей работе, с помощью взрослого, составляет творческий рассказ.
«Копилочки – шумелочки» (2 вариант игры).
Цель: развивать слуховую память, слуховое внимание детей на материале неречевых звуков, развивать тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: коробочки с отверстиями разной формы: овальной – для фасоли, круглой – для шариков, прямоугольной – для монет, треугольной – для риса; фасоль, шарики, монеты, рис. Коробочки с отверстиями парные.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть предметы на блюдцах: фасоль, шарики, рис, монеты и коробочки с отверстиями. Ребята по форме отверстий определяют, в какую из коробочек будут помещать предметы. И начинают заполнять копилочки рабочим материалом, участвуют большой и указательный палец руки. Для усложнения задачи, материал в копилку помещают пальцами другой руки. Ребёнку предлагают потрясти каждую из копилочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие копилочки.
Определение длительности неречевых звуков осуществляется в играх, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.
«Солнышко»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать длительность неречевых звуков, развивать тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: пластилин, лист бумаги.
Ход игры: Детям раздают листочки и пластилин. Педагог загадывает загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (Солнце)
Педагог: «Ребята, какой формы солнышко? А по цвету оно какое может быть?». Дети отвечают на вопросы, педагог поясняет, что солнышко может быть и красным, и жёлтым, и белым. Дети при помощи пластилина рисуют круг солнышка, размазывают пальчиком пластилин. Взрослый предлагает слепить из пластилина 8 маленьких шариков и разместить их по контуру круга солнышка. Педагог объясняет ребятам, что эти маленькие шарики будут превращать в длинные и короткие лучики. Взрослый металлофоном издаёт длинные и короткие звучания, а дети размазывают пластилиновый шарик, рисуя пальчиком лучик по длительности звука (длинный лучик – длинный звук, короткий лучик – короткий звук). Начинают выполнять задание с самого верха и далее по часовой стрелке. Задание проверяется. А потом, дети сами могут по своему рисунку играть длинные и короткие звуки.
«Покружились, покружились и в предметы превратились…»
Цель: развивать слуховое внимание, воображение детей, учить различать высокие и низкие звуки.
Оборудование: металлофон, пианино, предметные картинки: дом, домик, дерево, деревце, стакан, стаканчик, цветок, цветочек, стул, стульчик.
Ход игры: Педагог показывает детям предметную картинку с высоким и низким предметом, воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино). Услышав высокие звуки, дети изображают высокие предметы, услышав низкие звуки — низкие предметы.
«Кто живёт в нашем хлеву?»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать высокие и низкие звуки.
Оборудование: предметные картинки домашних животных и их детёнышей (корова, коза, овца, лошадь и их детёныши).
Ход игры: На панно картинки домашних животных и их детёнышей. Педагог высоким и низким голосом произносит звукоподражания животных, а дети отгадывают, кто так сказал. Взрослое животное – высокий звук, детёныш – низкий звук.
«Вини - Пух и Пятачок»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать и правильно подбирать высокие и низкие звуки.
Оборудование: Вини – Пух и Пятачок, предметные картинки: шарик мяч, машинка, варенье, мёд, сок.
Ход игры: В гости к детям приходят Вини – Пух и Пятачок. Они приветствуют детей, спрашивают их имена высоким и низким голосом. Педагог объясняет ребятам, что Вини – Пух разговаривает с ними низким голосом, а Пятачок – высоким. Дети выбирают подарки для гостей и дарят их, произнося «Я дарю тебе этот шарик!» высоким и низким голосом.
Определение количества звучаний и звучащих предметов.
Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем — аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.
«Поезд»
Цель: развивать слуховую память, слуховое внимание детей, учить детей определять количество повторяющихся одинаковых звучаний.
Оборудование: магнитофон.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Поезд». Взрослый включает магнитофонную запись любой детской песенки. Дети вслед за взрослым становятся друг за другом, изображая поезд (взрослый – первый вагон). Поезд едет по кругу, дети говорят «чух-чух-чух», а педагог за время поездки произносит «Туууу!» от 2 до 4 раз (с некоторым интервалом). Дети должны посчитать, сколько раз произнесено «Тууу!».
Игра «Кошечка».
Цель: развивать слуховую память, слуховое внимание детей, учить детей определять количество повторяющихся одинаковых звучаний в аудиозаписи, развивать навыки языкового анализа и синтеза.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись мяуканья кошечки (7 минут), схема предложения.
Ход игры: В гости к ребятам приходит кошечка. Она просит послушать её предложение и определить, сколько раз она сказала «мяу». Педагог включает аудиозапись, дети определяют количество «слов». Затем, кошечка предлагает ребятам составить разные предложения с указанным количеством слов, выложить предложения графически.
«Зайка - музыкант»
Цель: развивать слуховую память, слуховое внимание детей, учить детей определять количество неречевых звуков и звучащих предметом.
Оборудование: зайка, погремушка, колокольчик, бубен, барабан.
Ход игры: В гости к детям приходит Зайка. Зайка – музыкант. Он предлагает ребятам поиграть. Ребята должны посчитать, сколько раз за своё выступление Зайка хлопнул в ладоши, топнул ножкой и на скольких музыкальных инструментов играл, перечислить эти инструменты. Зрительное восприятие Зайки и звучащих предметов исключается.
«На лужайке»
Цель: развивать слуховую память, слуховое внимание детей, учить детей определять количество звучаний и звучащих предметов в аудиозаписи.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись голосов животных, птиц.
2 Ход игры: Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие на лужайку. Ребята внимательно слушают аудиозапись различных звуков (голоса животных, птиц, шумы), определяют их число. Для упрощения подсчёта звучаний каждому ребёнку выдаётся определенное количество фишек.
Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные игры направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.
«Тише, мишку не будите!»
Цель: развивать слуховое внимание детей, формировать умение определять направление звука.
Оборудование: шарфик для завязывания глаз.
Ход игры: Посередине кабинета становится ребенок, ему завязывают глаза. Он – мишка. Дети идут по кругу и говорят: «Тише, мишку не будите, мишка спит и нас не слышит. К мишке ближе подойдём, мишке мёда поднесём». Дети останавливаются. Педагог: «Кто принёс мёд?». Один из детей (по знаку логопеда) звонко хлопает в ладоши. Мишка снимает шарфик, отгадывает, кто из детей принёс мёд.
«Тропинка»
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать направление звучания, источник звучания, развивать чувство ритма.
Оборудование: шарфик для завязывания глаз, сундучок со снежинками (или листьями, в зависимости от времени года), пищащие игрушки – 5 штук, бубен.
Ход игры: Выбирается ведущий. Он становится в центре кабинета, ему дают сундучок со снежинками, завязывают глаза. Остальные дети располагаются в разных местах кабинета (пространство для игры должно быть свободным от предметов мебели), в руках у детей пищащие игрушки. По знаку взрослого один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, и одновременно со своим движением, на каждый шаг, себе под ноги бросает снежинки. Затем звучание игрушки прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника, бросая снежинки под ноги и т.д. Когда маршрут пройден, дети смотрят на снежную тропинку и начинают маршировать по тропинке под звук бубна (марш). Затем на середину круга приглашается другой ребенок.
Второй этап. Игры на различение слов, близких по звуковому составу.
«Вспомним разные слова»
Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.
Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый должен вспомнить слово и сказать его рядом стоящему. Следующий говорит слово, повернувшись к третьему. Так все по очереди должны произнести по одному слову, не повторяясь. Воспитатель следит, чтобы все дети говорили разные слова, произнося их внятно и громко. Некоторым воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
«Стоп! Палочка, остановись!»
Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему. О том, какие это должны быть слова, договариваются заранее.
«О каком животном будем рассказывать?» – спрашивает воспитатель. Дети предлагают: «Про котенка». Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (прилагательные). Он называет первое слово и передает палочку кому-нибудь из детей. Тот называет следующее слово и передает палочку рядом стоящему. Через некоторое время воспитатель может сменить задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать» (подбор глаголов) или «Давайте придумаем котенку имя» (подбор существительных).
Если кто-либо из детей повторяет уже названное слово или слишком долго подбирает его, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.
Затем воспитатель предлагает двум детям повторить все названные слова, чтобы все поняли, как их много и все они разные.
«Что звучит вокруг нас?»
Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.
Оборудование. Предметы, находящиеся в групповой комнате.
Ход игры. Взрослый собирает детей и говорит:
«Вы уже знаете, что слова звучат. Слова звучат потому, что в них есть звуки. Вслушайтесь в слова: з-зо-он-нт, ж-жу-ук. Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны звуки. Теперь сами произнесите эти слова так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Много слов спрятано вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат.
Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово чашка. Послушайте, как оно звучит: ча-аш-шк-ка-а.»
Взрослый обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки. Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку.
В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми.
«Найди себе пару»
Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.
Ход игры. Вариант 1.Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-то должен сказать слово, а другой отозваться похожим словом (шутка – утка, мишутка). Те, кто составил пару, отходит в сторону. Упражнение продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.
Вариант 2. Игра проводится так же, как описано выше, но когда пары будут составлены, дети подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, сходные по звучанию слова (песок – носок).
«Найду тебя по имени»
Цель: продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.
Ход игры. Каждый ребенок громко и отчетливо называет свое имя, ему откликаются те дети, чье имя похоже по звучанию (Юра – Шура, Оля – Коля).
«Найди похожие слова»
Цель: находить слова, сходные по звучанию.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Вариант 1.Взрослый дает задание: «Произнеси парами названия картинок. Затем похожие по звучанию слова повтори 5-6 раз». Предлагаются пары картинок:
Танки – санки Улитка - калитка
Кепка – бублик Антенна - лимон
Утка – будка Телефон - медведь
Гном – ком Лампа - лапа
Паук – индюк Валенки – ботинки
Вариант 2.
Взрослый дает задание: «Найди похожие по звучанию слова и повтори пары 5-6 раз». Предлагаются картинки:
Гайка, банан, пакет, клетка, букет, диван, ветка, майка, полено, конфетка, отметка, колено, утка, лимон, батон, будка
«Дополни ряд слов похожими по звучанию»
Цель: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию.
Ход игры. Взрослый дает задание: «Дополни ряд слов похожим по звучанию словом». Предлагаются ряды слов:
Планки – танки – банки – …
Отметка – котлетка – монетка – …
Моток – гудок – кусок – …
Диван – баян – капкан – …
Ком – сом – лом – …
Беседка – соседка – банкетка – …
Поток – каток – совок – …
Третий этап. Игры на дифференциацию слогов.
«Хлопни в ладоши»
Цель: учить различать слоги на слух.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук «с» в слогах: са, су, зу, шу, ца, за, со и т.д.
Чистоговорки на разные звуки
Цель: учить различать слоги на слух.
Ход игры.
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
И так далее с другими звуками.
«Бусы».
Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.
Оборудование: фрагменты нанизанных на шнуры бус (по количеству детей в группе).
Ход игры. Логопед показывает детям части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильный ответ, его часть бус соединяют с другими. Логопед поощряет детей, ответивших правильно, подчеркивает, что благодаря им бусы получились длинными.
Четвертый этап. Игры на дифференциацию фонем.
«Хлопни в ладоши»
Цель: дифференциация гласных звуков изолированно.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладоши только на определенный звук (например, на звук «а»: а, и, о, и, у)
Аналогично игра проводится и с другими звуками.
«Какое слово лишнее?»
Цель: дифференциация гласных звуков в словах.
Ход игры. Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):
Аня, август, осень, апельсин.
Оля, овощи, уши, окна.
Ира, ива, Инна, утка.
Усики, утка, осень, ушки.
«Выбери картинки»
Цель: дифференциация гласных звуков в словах.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку из ряда нарисованных предметов выбрать те, названия которых начинаются на определенный звук (например, на звук «а»).
«Кто звенит, а кто свистит?»
Цель: дифференциация звуков «с» - «з» изолированно.
Оборудование. Картинки: комар и чайник.
Ход игры. Взрослый рассказывает: «Когда кипит чайник, он свистит так: с-с-с-с. (Показывает картинку). Когда пищит комар, он делает так: з-з-з-з. (Показывает картинку).» Воспитатель поочередно показывает картинки, а дети произносят соответствующий звук.
«Волшебный мешочек»
Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.
Оборудование: " волшебный" мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.
Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из "волшебного" мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.
Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в "волшебном" мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.
«Помоги зайчику перейти через речку»
Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков.
Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.
Ход игры. Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик "перепрыгивает" с одного «камешка» (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку».
Пятый этап. Игры на развитии элементарного звукового анализа.
«Какое слово задумано?»
Цель: показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого звука.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и называет ее: «Это …омашка». Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я так и говорю - …омашка». Дети произносят слово с нарочитым усилением первого звука. «Почему у меня так не получается?» - удивляется воспитатель. Дети должны ответить, что он пропускает первый звук. Воспитатель показывает остальные картинки и, называя их, также пропускает первый звук. Дети должны поправлять воспитателя.
«Какой звук потерялся?»
Цель: показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворный текст, в некоторых словах не проговаривая первый звук. Дети слушают и находят слова, произнесенные неверно, произносят их правильно и называю звук, который был пропущен.
Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель может не проговаривать звук уже в двух-трех словах. Дети должны восстановить пропущенные звуки.
«Что же здесь не так?»
Цель: показать, что слова звучат потому, что состоят из звуков, что звуки разные; учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.
Ход игры. Взрослый читает детям письмо Петрушки: «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово – …орова. Что это за слово? (Корова). Какого звука не хватает в моем слове? (Звука «к», который слышится в начале слова). Продолжаем искать задуманные мной слова: …рибы, …уки, …рыша, …ерево, …абор.
Молодцы! Все слова узнали правильно!
«Определи первый звук в слове»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Оборудование. Карточки, на каждой из которых 4-6 предметных картинки, кружки.
Ход игры. Взрослый раздает карточки детям. Затем спрашивает, у кого на карточке есть предмет, начинающийся со звука «а».тот из детей, кто назовет нужный предмет со своей карточки, получает кружок, которым накрывает названную картинку. Взрослый продолжает задавать вопросы. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, взрослый предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается это слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки.
«Цепочка»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове.
Оборудование. Карточки для настольной игры, размером 8*5 см, с предметными картинками.
Ход игры. На столе у детей лежат карточки. Взрослый кладет первой картинку с изображением карандаша и объясняет задание: «Мы будем выкладывать цепочку из предметов. Первым в цепочке будет слово карандаш. Следующим должно быть слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто найдет предмет с таким названием у себя на картинке, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.
Если сразу несколько детей найдут подходящие картинки, то в цепочку положит картинку тот, кто нашел ее первым.
Когда будет выложена вся цепочка, взрослый предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного в цепочке, слегка выделяя голосом первый и последний звук в каждом слове.
«Молчанка»
Цель: закрепить знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности, в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие).
Оборудование. Игрушки и предметы, находящиеся в комнате, индивидуальные звуковые линейки.
Ход игры. Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и поискать короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с короткими названиями. Найдя его, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линейках проверяют, правильно ли он выполнил задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинными названиями.
Шестой этап. Игры на рифмование слогов со словами, простых текстов.
«Закончи предложение»
Цель: подбирать рифмующиеся слова в стихотворном тексте.
Ход игры. Взрослый: Незнайка когда-то знал много стихов, но стал однажды их вспоминать и понял, что некоторые слова забыл. Давайте поможем Незнайке, подскажем слова!
Если ты захочешь спать
В спальне ждет тебя ……
Чтобы ноги отдохнули
Посиди-ка ты на ……
Свитер, кофту, красный шарф
Сложим аккуратно в ….
Как приятно нашей Тане
Повалятся на …..
Села дедушке на ухо
Надоедливая ……
«Доскажи словечко»
Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури…(альбатрос)
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все… (алфавит)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?… (Апрель)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит)
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает …(боровик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»
Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно, начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные спосо...
Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
Практика инклюзивного образования «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через дидактические игры»
Практика реализуется на уровне дошкольного образования и направлена на воспитанников старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Методическая разработка игр и рекомендаций на летний период для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных логопунктов и родителей...
Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"
Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...