Логочас по теме: «Перелётные птицы» в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

ВОСПИТАТЕЛИ:ФИСЮК М.А.,ТРУНОВА О.В.,

расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logochas_po_teme.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Логочас по теме: «Перелётные птицы» в старшей группе.

Цель: - расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные задачи: 

-Закреплять представления о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетные птицы».

-Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

-Совершенствовать грамматический строй речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами –ат, -ят, изменение сущ. по падежам), слоговую структуру слов, связной речи.

Коррекционно-развивающие задачи: 

-Развивать речевую активность, диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику, творческое воображение, подражательность.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

-Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

Алгоритм логочаса:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная и мимическая гимнастика.
  3. Формирование речевого и физиологического дыхания.
  4. Упражнения на развитие фонематического слуха.
  5. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).
  6. Логоритмика.
  7. Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
  8. Пальчиковая гимнастика.
  9. Настольно-печатные дидактические игры для развития мелкой моторики.
  10. Индивидуальная работа у зеркала.

Ход занятия 



I. Орг. момент. 

Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.

Восп.: Солнцу красному…

Дети: Привет!

Восп: Небу ясному…

Дети: Привет!

Восп: Люди взрослые и малыши…

Дети: Всем привет от всей души!

2. Мимическая гимнастика

(Развитие артикуляционной моторики.)

1. Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц

Голодные птенчики.

Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

2. Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц.

Медленно всасывать щеки в зазор между нёбами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу.

Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

3. Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу.

Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища!

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

«Дятел» Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд».

«Аист» Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до «шести-восьми».

3. Дыхательное упражнение «Подуй на перышко»

4. Игра «Прилетели птицы».

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания.

Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое – топайте; если я говорю правильно – хлопайте.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки - сплюшки.

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

5. Определи место звука в слове.(какой звук?)

6. Ритмическое упражнение «Перелетные птицы»

- А давайте расскажем, какие еще птицы летят к нам с юга. Только сделаем это при помощи ложек(можно в ладоши). На каждое слово будем ударять в ложки (ладоши)

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

7.Словесная игра «Считай и называй»

 Воспитатель раздает детям картинки с изображением перелетных птиц, предлагает детям рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием названия птицы и выпавшей на кубике цифры.

Например:

У меня два аиста. — У меня пять грачей.

8.Игра с мячом «Кто у кого? »

Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).)

У грача – грачата. У галки – галчата .У журавля – журавлята. У утки – утята. У скворца – скворчата. У соловья – соловьята. У кукушки –кукушата. У лебедя - лебедята. У аиста –  аистята.

9. Пальчиковая игра. «Стайка» (Развитие мелкой моторики.)

Пой-ка, пой-ка, подпевай-ка, хлопают в ладоши

 Десять птичек – это стайка: показывают все пальцы по очереди 

Эта птичка - воробей

Эта птичка – соловей,

Эта птичка –совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик, эта чиж,

Эта – развеселый стриж,

Эта птичка – злой орлан,

Птички, птички, по домам!

10.Индивидуальная работа

11.(разминка с су джоками?) задание на мелкую моторику »выложи птицу»( танграм? можно девочкам одну птицу, мальчикам другую)

Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Итог занятия.
- Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.
Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)
Берегите птиц.
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей! Муса Джангазиев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Перелётные птицы» в старшей группе

Проект в старшей группе "Перелетные птицы"Групповой, среднесрочныйУчастники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководительПроблемное поле проекта.Низкий уровень знаний детей о п...

Логопедическое занятие "Возвращение на Родину" направленное на формирование лексико-грамматических категорий по теме "Перелётные птицы" для старших дошколят с ЗПР и ТНР.

На моём занятии формируются лексико-грамматические представления по теме "Перелётные птицы", но чтобы занятие было динамичным и весёлым, а также запоминающимся я использовала игры с различно...

Рекомендации для родителей по теме "Перелётные птицы" в средней группе

Данный материал поможет предназначен для родителей детей 4-5 лет. Он поможет родителям закрепить с детьми материал по теме "Перелётные птицы"....

Календарно-тематический план по теме "Перелётные птицы" в средней группе

Тема проекта: Перелётные птицы. Птицы весной: акция скворечникЦели проекта: Формировать у детей обобщённое представление о перелётных птицах, местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц.Задачи ...

Проект «Перелётные птицы» в старшей группе

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления  с перелетными птицами через проектную деятельность и центры активности....