Тема: Нетрадиционные упражнения, используемые на логопедических занятиях.
методическая разработка по логопедии

Корнева Любовь Владимировна

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных упражнений в коррекционном учебно - воспитательном процессе.

Задачи: обучить детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

Учащиеся приходят на логопедическое занятие после уроков и, возможно, уставшими. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого предлагается ряд упражнений, которые приведут в порядок физическое и психическое состояние учащихся, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Нетрадиционные упражнения, используемые на логопедических занятиях.

Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных упражнений в коррекционном учебно - воспитательном процессе.

Задачи: обучить детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

Учащиеся приходят на логопедическое занятие после уроков и, возможно, уставшими. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого предлагается ряд упражнений, которые приведут в порядок физическое и психическое состояние учащихся, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией.

1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды».

Инструкция: я буду отдавать команды, а вы их выполняете.

Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

Трудно было ориентироваться, когда мы уставшие, внимание рассеянное?

2. «Путешествие по телу».

Инструкция: а теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

3. Работа над дыханием.

Инструкция: сделаем упражнение «Очищающее дыхание» – (музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект).

Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет).

Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

4Зрительная гимнастика.

Инструкция: смотрим по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны.

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

5Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».

Цель: расслабление мышц шеи.

Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на
».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на
».

Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на
».

6. Артикуляционные упражнения.

Инструкция: а теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти. Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях. Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку).

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю,
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменные (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем).

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

7. Игра «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

Инструкция: под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

Мимическая гимнастика

8. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу»

Инструкция: в баночках разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, лапша, семечки арбуза) спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

9. Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения.

1)  «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

4) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного, сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Виды упражнений используемых на логопедических занятиях" задачи 1 периода обучения совместное занятие родителей с детьми

Интересное совместное занятие-практикум в игровой форме для родителей детей логопедической группе...

Пояснительная записка к “Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи” используемой на логопедических занятиях.

   Особенности логопедической работы в условиях массового детского сада, где  использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающи...

Пальчиковые игры и упражнения, используемые в логопедической практике

Доклад, посвященный вопросам значению пальчиковых игр и упражнений в логопедической практике....

Презентация "Виды театрализованных игр и упражнений, используемых на логопедических занятиях"

Виды театрализованных игр и упражнений, используемых на логопедических занятиях...

Концептуальное изложение педагогического опыта "Су-Джок" стимуляторы и камешки "Марблс" - универсальные нетрадиционные материалы используемые в логопедической работе

Цель нашей работы – это использование нетрадиционных материалов в создании комфортных условий для достижения высокой результативности в развитии речи дошкольников. Исходя из этого, нами определе...

презентация Нейропсихологические игры и упражнения, используемые в логопедической коррекции с детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.

В презентации рассмотрены нейропсихологические игры и упражнения, которые возможно использовать в работе учителя-логопеда с детьми имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи....