«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи с использованием мнемотехники»
консультация по логопедии (старшая группа)
Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной описательно-повествовательной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_prezentatsii.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1станицы Копанской
муниципального объединения Ейский район
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи с использованием мнемотехники»
Подготовила учитель-логопед:
Л.В. Кононенко
2019 год
Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной описательно-повествовательной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.
В своей работе по формированию самостоятельной описательно-повествовательной речи у дошкольников использую метод мнемотехники.
Слайд 1Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Слайд 2Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Слайд 3
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Задачи:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
- Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Слайд 4
Структура мнемотехники
Слайд 5
Этапы работы с мнемотаблицами
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Слайд 6
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
Она служит для развития основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
Развивает речь, умение связно рассказывать.
Слайд 7
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.
Слайд 8
Метод мнемотехники помогает педагогу научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы.
Слайд 9
Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.
Слайд 10
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме коллажей.
Коллаж-это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
Коллаж – это учебное пособие.
Цели: - Закрепление различных методов запоминания;
- развитие фотографической памяти ребенка;
- расширение словарного запаса, образного восприятия;
- развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Слайд 11
Этапы работы.
- Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
- Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
- Коллаж содержит буквы, цифры, по ним воспитатель задает наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т. п.
- Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации.
Слайд 12
Рассказ по коллажу на тему «Осень»
- Буква О потому что осень начинается на звук О (осенний месяц октябрь).
- Цифра 3 – три месяца осени.
- Буква С - сентябрь.
- Буква Н - ноябрь.
- Овощи и фрукты-люди осенью собирают урожай овощей и фруктов.
- Птицы улетают в теплые края.
- Зонт - часто идут дожди.
- Елка - в лесу звери готовятся к зиме, люди собирают грибы, ягоды.
- Дети 1 сентября идут в школу.
- Листья на деревьях меняют цвет.
- Солнце светит мало.
- Люди одевают теплую осеннюю одежду.
Слайд 13
Таким образом, с помощью мнемотаблиц и коллажей можно достичь следующих результатов:
● Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, заучивание стихов, составлению рассказов — как на занятии, так и в повседневной жизни.
● Расширить круг знаний об окружающем мире.
● Активизировать словарный запас.
● Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Известно, что память детей носит непроизвольный характер, т.е. лучше запомина...
Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (опыт работы)
Использование в работе методики Глухова для выявлени уровня знаний детей самостоятельной описательной речи...
Формирование самостоятельной описательно-повествовательной работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста
Использование приемов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Развитие связной речи с использованем мнемотехник
Материал содержит практическе рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению рассказыванию....
Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»
Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группыТема: «Путешествие по сказкам»...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.
В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....
- Мне нравится (2)