СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Известно, что память детей носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а так же тренировка ассоциативного мышления.
Мнемотехника помогает улучшить память, развивает мышление, внимание, воображение, а все это необходимо для успешного развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ustnoy_rechi_sredstvom_mnemotehniki.docx | 18.55 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.
Ребенок в дошкольные годы проходит элементарный курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично и выразительно. Он становится маленьким языковедом, потому что учится правильно произносить слова и строить предложения, сочинять рассказы и сказки, пересказывать литературные тексты. Он учиться понимать и чувствовать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Все это необходимо ребенку для успешного обучения в школе. Но на каком уровне он это усвоит – в значительной степени зависит от нас с вами. Пока что мы с сожаление утверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво и правильно. В чем это проявляется?
- Во-первых, речь детей однообразна: они не употребляют в речи наречия, прилагательные, причастия.
- Во-вторых, слабо развита связная монологическая речь, т.е. умение логично без пропусков передать содержание прослушанной сказки, рассказа или просмотренного мультфильма.
Высказывания многих детей дошкольного возраста отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего таким детям дается самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Для детей этого возраста наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- Слабо развиты внимание и память;
- Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Учитывая особенности развития детей старшего дошкольного возраста, использую в своей работе с детьми по развитию речи мнемотехнику.
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Известно, что память детей носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а так же тренировка ассоциативного мышления. После наблюдения (зрительного, слухового или осязательного) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. То, что прочно ассоциируется – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей – забывается. Мнемотехника помогает улучшить память, развивает мышление, внимание, воображение, а все это необходимо для успешного развития речи.
Первым условием успешного развития связной речи является правильно поставленная словарная работа. В работе по обогащению, уточнению и активизации словаря используют тактильные дощечки. Они помогают расширить круг ощущений ребенка. В работе с детьми используют 10 дощечек, поверхность которых различной шероховатости. Благодаря играм с тактильными дощечками в активный словарь детей вводятся слова, обозначающие качества предметов: гладкий, шероховатый, колючий, мягкий, пушистый и т.д. Расширяется запас синонимов и антонимов (гладкий – шероховатый, длинный – короткий, колючий – пушистый и т.д. ) Формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Тактильные дощечки помогают развивать у детей связную речь.
Можно отметить этапы работы с тактильными дощечами:
- Предложить ребенку закрыть глаза;
- Вложить в его руку дощечку с установкой ее потрогать;
- Спросить у ребенка, что ему напоминает, когда он трогает дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, хвостик мышки и т.д.);
- Взять у ребенка дощечку, предложить открыть глаза.
В начале для игры с ребенком используется от 1 до 3 дощечек, постепенно количество увеличивается.
Обогатить речь детей прилагательными помогает мне сенсорно-графический план. Благодаря ему дети овладевают языковыми категориями, характеризующими качественные стороны предметов: цвет, форма, величина, материал и т.д.
Вторым условием развития связной речи является умение детей строить предложения не только простые, но и сложные разных типов. В том мне помогают мнемотаблицы «Составь предложение».
А так же широко используем мнемотаблицы в работе с детьми по обучению монологической речи: при составлении рассказов и пересказывании литературных текстов.
Цель работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники:
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии последовательно передавать литературные тексты, совершенствовать умение составлять рассказы;
- Развивать у детей психические процессы: различные виды памяти, внимания, мышление, воображение;
- Развивать умственную активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
В работе над пересказом сказок и составлением рассказов, можно выделить следующие этапы:
I этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
II этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
III этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или составление рассказа с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
IV этап. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
V этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Детям задаются вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?», «Про кого эта сказка?».
Опорным в таблице является изображение главных героев, через которых идет осознание происходящего, понимание содержания сказки или рассказа, которое завязано вокруг ее главных героев.
В таблице схематически возможно изображение персонажа из сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать все то, что вы посчитаете нужным в данной таблице, но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
При составлении описательных рассказов о предметах, наблюдала у детей трудности в самостоятельном определении свойств и признаков предмета, в установлении последовательности изложения выявленных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания. Мнемотаблицы помогают устранить все эти трудности, и дети с легкостью составляют рассказы о предметах, о живых объектах, о временах года (таблицы).
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Умение рассказывать помогает ребенку общаться, находить общий язык с другими детьми, быть интересным для сверстников и взрослых, придает ребенку уверенность в себе.
Наиболее интересные рассказы детей записываю и печатаю в наших книгах «Что нам осень подарила?», «Мой любимый город», «Моя мама самая красивая». Вместе с детьми рисуем иллюстрации к рассказам и в свободное время перечитываем эти книги.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности речи детей старшего дошкольного возраста: Речь детей однообразна: они не употребляют в речи наречия, прилагательные, причастия. Слабо развита связная монологическая речь, т.е. умение логично без пропусков передать содержание прослушанной сказки, рассказа или просмотренного мультфильма. Для детей этого возраста наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: слабо развиты внимание и память, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Мнемотехника Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Она помогает улучшить память, развивает мышление, внимание, воображение, а все это необходимо для успешного развития речи . Условия успешного развития связной речи: Словарная работа; Умение строить предложения простого и сложного типа .
Словарная работа В работе по обогащению, уточнению и активизации словаря используются тактильные дощечки
Этапы работы с тактильными дощечками 1. Предложить ребенку закрыть глаза; 2. Вложить в его руку дощечку с установкой ее потрогать; 3. Спросить у ребенка, что ему напоминает, когда он трогает дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, хвостик мышки и т.д.); 4.Взять у ребенка дощечку, предложить открыть глаза.
Сенсорно-графический план Пример плана
Умение детей строить простые и сложные предложения Мнемотаблицы «Составь предложение»
Мнемотаблицы «Составь рассказ»
Пересказывание литературных текстов
В работе над пересказом сказок и составлением рассказов, можно выделить следующие этапы: I этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. II этап . Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. III этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или составление рассказа с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания. IV этап . Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . V этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. Детям задаются вопросы: « Какая сказка спряталась в таблице? » , « Про кого эта сказка? » . Цель работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии последовательно передавать литературные тексты, совершенствовать умение составлять рассказы; Развивать у детей психические процессы: различные виды памяти, внимания, мышление, воображение; Развивать умственную активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Составление описательных рассказов
Умение рассказывать помогает ребенку общаться, находить общий язык с другими детьми, быть интересным для сверстников и взрослых, придает ребенку уверенность в себе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»
Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группыТема: «Путешествие по сказкам»...
Методическое пособие по развитию речи с использованием мнемотехники
Пояснительная записка Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, ...
Развитие речи с использованием мнемотехники.
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.По мере разви...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «Рассказывание сказки «Теремок»
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить ...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «По следу жадных медвежат»
Это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ....
Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста
Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста.Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи у детей.Вовлечь родител...