Формирование самостоятельной описательно-повествовательной работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Использование приемов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_rmo_rr.doc | 364 КБ |
Предварительный просмотр:
МНЕМОТЕХНИКА
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс
запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
В работе с мнемотаблицами можно выделить ряд этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Структура мнемотехники
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1
ст. Копанская МО Ейский район
МАСТЕР - КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста
«Использование приёмов мнемотехники
для развития речи детей дошкольного возраста»
старший воспитатель
Харченко Ирина Григорьевна
Февраль, 2014г.
МНЕМОТЕХНИКА ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ И ПОТЕШЕК
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов и потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек в нашем ДОУ используют прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явления природы,т.е. можно изобразить все то считаете нужным, и так чтобы нарисованное было понятно детям.
«ОВОЩИ»
Хозяйка однажды
с базара пришла,
Хозяйка с базара
домой принесла:
Картошку, капусту,
морковь и горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой,
в душном горшке
Кипели, кипели в
крутом кипятке:
Картошка, капуста,
морковь и горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной
оказался неплох!
(Ю. Тувим)
Использование модельных схем при заучивании стихотворений облегает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ В ПЕРЕСКАЗЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроиз-ношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Например, мнемотаблицы можно использовать при пересказе сказок. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи.
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАСКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ
Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.
Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (опыт работы)
Использование в работе методики Глухова для выявлени уровня знаний детей самостоятельной описательной речи...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...
«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи с использованием мнемотехники»
Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. О...
Диагностика «Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП».
Диагностика«Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП»....
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...
Детская самостоятельность и инициативность как результат качества образовательной деятельности по формированию у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Цель нашей работы в данном направлении: становление детской самостоятельности и инициативности посредством формирования у дошкольников навыков эффективного ведения домашнего хозяйства....
Опыт работы "Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности"
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности...