Открытое занятие учителя-логопеда на тему "Весенняя звуковая поляна"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого группового занятия «ВЕСЕННЯЯ ЗВУКОВАЯ ПОЛЯНКА»
Подготовила и провела: учитель – логопед МБДОУ ЦРР – д/с «Соловушка»
Абрагимович Наталья Витальевна
Конспект группового логопедического занятия «Весенняя звуковая полянка»
Цели:
Коррекционно-образовательные: закрепление знаний детей по лексическим темам «Весна», «Насекомые», «Цветы». Закрепление знаний о произношении звуков Л, Р, Ш, Ц, С Совершенствование навыков звукового, слогового анализа и составления схемы предложения.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия, общей, тонкой и артикуляционной моторики, направленного выдоха, координации речи с движением, тактильной чувствительности. Развитие логического мышления, чувство рифмы, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные: воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, чувства сопереживания; активизация самостоятельности, инициативности, умения слушать ответы, не перебивая друг друга.
Оборудование: аудиозаписи П.И. Чайковского «Времена года», аудиозапись «голоса» весны; зеркала по количеству детей; презентация для интерактивной доски с изображениями ласточки, ручейка, шмеля, подснежника, солнышка, весенней полянки; материалы для составления схем предложения, картинки с изображениями весны; поощрения для детей за работу.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети входят под музыку.
Логопед - Здравствуйте ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Представляете, сегодня мне на телефон пришло интересное голосовое письмо. Послушайте отрывок. (Дорогие ребята детского сада «Соловушка», я – Весна. Прошу Вас о помощи. Я прогуливалась по весеннему лесу и растеряла свои самые любимые фотографии на какой-то из полянок. Очень надеюсь, что Вы поможете мне их найти. Буду вам очень благодарна)
- Ребята, поможем Весне?
Дети: Да
Логопед - Еще Весна мне сообщила что хозяин в лесу – умный и хитрый старичок-лесовичок. Он фотографии нашел и отдаст их нам если мы выполним все его задания. Вы готовы?
Дети: Да
II. Основная часть.
Логопед. Хорошо. Я думаю, что путь предстоит нам нелегкий. Нужно подготовится к нему. Приглашаю присесть Вас за столы и выполнить упражнения.
Дети садятся за столы.
Прошу повторять движения вслед за мной.
- Самомассаж лица и шеи.
- Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
- И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
- Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
- Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
- Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
- А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
- Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
- А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
- Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
- И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
- Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
- А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)
Молодцы. Перед Вами стоят зеркала. Давайте и язычок заставим немного поработать.
- Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”
(Детям раздаются зеркала)
Давайте расскажем сказку о язычке.
- Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).
А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”).
Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).
После этого Язычок показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение «Ветер»)
Подул весенний ветерок и позвал нас в путь.
Логопед: А теперь становитесь, друг за другом, отправляемся на весеннюю полянку.
- Динамическое упражнение «Дорожка»
По извилистой дорожке (Идут друг за другом)
На полянку мы пойдём.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Присаживаются на стульчики.
Ой, посмотрите, кого это мы встретили? (Ласточка)
- А как вы думаете, какой 1 звук в слове “ласточка”? Как правильно произносить звук Л?
(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)
Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится
певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…
Вот и первое задание. Я буду зачитывать предложение, а вы должны будете его закончить, выделяя звук Л в слове, готовы?
Дети: Да
- Игра «Доскажите словечко».
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке…(лапу)
Михаил играл в футбол,
И забил в ворота…(гол).
А возле этой ёлки
Бродили злые…(волки)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось…(мыло)
Какие вы молодцы, первая фотография Весны найдена, вот она. Отправляемся дальше.
- Динамическое упражнение «Дорожка»
По извилистой дорожке
На полянку мы пойдём.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
(Останавливаются на ковре)
Ой ребята, куда нас привела дорожка? (К ручейку)
- А вы знаете, какой 1-й звук в этом слове?
- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)
- Игра «Составь схему предложения»
Вот наше следующее задание. Послушайте внимательно. Сейчас я разделю вас на три команды. Каждой команде дам картинку. Вы придумаете по ней предложение и составите схему этого предложения на ковре. Например: Весной на снегу появляются проталинки. Составляем схему (показывает логопед) Вот ваши картинки, подумайте в пол голоса над предложением со своей командой и расскажите его нам. (ответы детей). Отлично, приступаем к составлению схем.
Какие вы внимательные и дружные! А мы добыли еще одну фотографию. Продолжаем путешествие.
- Динамическое упражнение «Дорожка»
По извилистой дорожке
На полянку мы пойдём.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Вот мы с вами пришли к подснежнику.
Присаживайтесь на стульчики.
Подснежник – это что? Первый весенний цветок. Какие ещё вы знаете весенние цветы? (сирень, ландыш, мимоза, одуванчик, тюльпан, ирис, нарцисс)
- Игра «Сосчитай слоги в слове»
И так, следующее задание. Я буду называть цветок, а вы сосчитаете сколько в этом слове слогов. Например… Кто посчитает, поднимает руку для ответа.
сирень, ландыш, мимоза, одуванчик, тюльпан, ирис, нарцисс.
Отлично. Мы нашли еще одну фотографию. Продолжаем наш путь.
Динамическое упражнение «Дорожка»
По извилистой дорожке
На полянку мы пойдём.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Вот мы с вами пришли к солнышку.
- Какой 1-ый звук в слове “солнышко”?
- А как правильно произносить этот звук?
Язычок внизу
в зубы упирается.
Посередине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС!
- Игра «Где спрятался звук»
Посмотрите, на доске вывешены схемы расположения звука в слове – в начале, середине и в конце. Каждому из вас я раздам по одной картинке. По очереди, друг за другом, вы будете выходить к доске, показывать нам картинку, в которой спрятался звук С, и называть её. Потом картинку разместите под нужной схемой. И так, начнем. Первое слово (Снежинка, подснежник, весна, роса, солнце, оса, ласточка, сирень, нарцисс, ирис, сугроб, листок)
Мы с вами отличная команда, задание выполнено. Отправляется дальше.
- Динамическое упражнение «Дорожка»
По извилистой дорожке
На полянку мы пойдём.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Ребята, присаживайтесь на стульчики. Посмотрите, кто же нас встречает здесь? (ответы детей) Да это же шмель!
- Какой первый звук в слове “шмель”? А шмель это кто? (насекомое). Каких насекомых вы знаете ещё? (жук, муравей, комар и т.д.) Отлично.
11. Игра «Сосчитай звуки в слове». Сейчас я буду называть разных насекомых, а вы, про себя, посчитаете, сколько в этом слове звуков, а результат покажите количеством пальцев. Например… Понятно? Первое слово – комар, посчитайте, сколько вы слышите звуков в этом слове? Следующее слово - оса, пчела, жук, муха.
Отлично, мы справились со всеми заданиями.
III.Заключительная часть
Давайте посмотрим на фотографии, которые мы с вами нашли. Интересно, почему же Весна их так сильно любит. (ответы детей) Да это же приметы весны. Давайте отправим их весне.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что вам понравилось?
Может что-то показалось трудным?
Играет музыка. Включается аудиозапись.
«Дорогие ребята, спасибо! Я получила назад свои фотографии. Огромное спасибо за помощь, теперь я наконец то смогу сменить зиму и начнутся теплые солнечные деньки. Я хочу отблагодарить Вас и подготовила для вас подарки. До скорых встреч!»
Логопед раздает подарки из сундучка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия учителя – логопеда Забродиной Анны Юрьевны «Звуки П и Пь, буква П. Продукты питания.»
Конспект занятия с презентацией.Цели и задачи:Расширение словаря и обобщение понятийДифференциация понятий звук – буква;Дифференциация ; П и Пь;Буква п; профилактика оптической дисграфии ;Развит...
Конспект открытого занятия учителя-логопеда ДОУ "Новая игра"
Конспект открытого занятия учителя-логопеда ДОУ "Новая игра"...
Открытое занятие учителя-логопеда по речевому развитию детей с ОНР старшей логопедической группы «Хлеб – всему голова»
Материал будет полезен воспитателям и специалистам ДОУ....
Конспект открытого занятия учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие в зимнюю сказку"
Эмоционально-речевое развтие детей. Дети с помощью подсказок должны догадаться о какой сказке идет речь и в конце рассказать эту сказку с помощью мнемотаблиц....
Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»
Цель: практическое овладение нормами речи.Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация....
Конспект открытого занятия учителя-логопеда в старшей группе
Тема: «Новогоднее путешествие Снеговика» по произведению В. Г. Сутеева «Снеговик-почтовик»Цель: закрепить чёткое произношение звука «ш» в слогах, в словах, словосоч...
Открытое занятие учителя-логопеда в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в подводный мир»
Открытое занятие учителя-логопеда в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в подводный мир»Цель. Закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по развитию речи и обучен...