Открытое занятие учителя-логопеда по речевому развитию детей с ОНР старшей логопедической группы «Хлеб – всему голова»
план-конспект занятия (старшая группа)

Колесникова Ирина Валерьевна

Материал будет полезен воспитателям и специалистам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие учителя-логопеда Колесниковой И. В. по речевому развитию детей с ОНР старшей логопедической группы

«Хлеб – всему голова»

Цели:

коррекционно-образовательные:

- расширять у детей знания о значении хлеба в жизни человека;

-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

-донести до сознания детей что хлеб – это итог большой работы многих людей;

коррекционно-развивающие:

-упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;

-активизировать в речи слова-действия, связанные с производством хлеба;

-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение);

-развивать внимание, связную речь;

коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.

- воспитывать гордость за родной Краснодарский край.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба в Краснодарском крае, заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин (с родителями), чтение литературных произведений по теме.

Материал: Муляжи хлебобулочных изделий,  картинки с изображением этапов производства хлеба, «Волшебный мешочек», корзина, раскраски с изображением хлебобулочных изделий.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он  и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб).

Логопед: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажите.

Дидактическая  игра «Какой хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают мяч называя определения (хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, ржаний, пшеничный, витаминный, воздушный  и т.д.)

Логопед: Дети, какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник? (Хлеб)

Логопед: Правильно, хлеб – всему голова! (показывает муляж хлеба). А вы знаете, как относились к хлебу русские люди в старину? (К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб брали чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронили хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.)

Логопед: Как называли хлеб, который пекли к празднику? (Каравай) (показывает каравай).

Логопед: Из чего пекут хлеб? А что еще пекут из муки? (Блины, пироги, пряники, печенье, булочки и т.д.) А как одним словом можно все это назвать? (Хлебобулочные изделия)

Физкультминутка «В землю зернышко упало».

В землю зернышко упало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек прорастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2раза).

Логопед: Молодцы дети. А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.

Д.: Без хлеба – нет обеда.

Много света – много хлеба.

Хлеб всегда надо доедать.

Будет хлеб – будет и песня.

Не трудиться – хлеба не добиться.

Хлеб – всему голова.

Логопед: Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полный мешочек хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек. Назови ласково».

(Дети выходят, берут из мешочка муляж, называют ласково, кладут на поднос).

Булка – булочка;

Батон – батончик;

Пряник – пряничек;

Пирог – пирожок;

Хлеб – хлебушек;

Сушка – сушечка;

Баранка – бараночка;

Сухарь – сухарик;

Лепешка – лепешечка;

Пышка – пышечка.

Логопед: Давайте поговорим с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. (постепенно развешивает на доске картины, а дети рассказывают)

(Сначала хлеборобы готовят к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровным аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают теплые жаркие деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.)

Логопед: А как вы думаете, куда потом везут зерно? (Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают, а потом на мельницу, где из зерна мелют муку.)

Логопед: А куда доставляют муку? (Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают хлебобулочные изделия.)

Логопед: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше? (Готовые изделия доставляют в магазины.) Да, и у нас в станице есть пекарня, где выпекают свежий, вкусный хлеб, батоны, булки и многое другое. Скажите, кто-нибудь из вас был там? Расскажите, что вы видели. (Рассказы детей)

Логопед: И сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, что бы оно превратилось в каравай хлеба!

Логопед: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей на столе был хлеб.

Давайте, об этом и будут наши сегодняшние предложения.

Упражнение «Составь предложение по схеме»

(Тракторист пашет землю. Пекарь печет хлеб. Комбайнер убирает пшено. И др.)

Логопед: Да отношение к хлебу должно быть бережное.

Каждому знакомы мудрые слова:

Хлеб – хозяин дома

Всему он голова!

Логопед: Посмотрите, ребята, я для вас подготовила раскраски с изображением хлебобулочных изделий. Раскрасьте только те, в названии которых есть звук Р.

                   

                                         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Интегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы

КонспектИнтегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора ФИЗО по теме "Осень. Овощи" (старшая логопедическая группа)

Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора ФИЗО в старшей логопедической группе....

Материал для педагогов: Конспект открытого занятия по коммуникативному и речевому развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки «Теремок»

Конспект  открытого  занятия по коммуникативному и речевому  развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки  «Теремок».Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи в средней логопедической группе

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи в средней логопедической группе. Этап: закрепление. Тема: В поисках сбежавшей одежды....

Открытое занятие учителя-логопеда в подготовительной к школе детей с ТНР "Помощники Дед Мороза"

Открытое занятие учителя-логопеда в подготовительной к школе детей с ТНР "Помощники Дед Мороза"...

Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекции речевого развития детей

Цель: Логопедизация знаний родителей (законных представителей) для эффективности  коррекции звукопроизношения  у детей.Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь н...