Открытое занятие учителя-логопеда по речевому развитию детей с ОНР старшей логопедической группы «Хлеб – всему голова»
план-конспект занятия (старшая группа)
Материал будет полезен воспитателям и специалистам ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытое занятие учителя-логопеда Колесниковой И. В. по речевому развитию детей с ОНР старшей логопедической группы
«Хлеб – всему голова»
Цели:
коррекционно-образовательные:
- расширять у детей знания о значении хлеба в жизни человека;
-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
-донести до сознания детей что хлеб – это итог большой работы многих людей;
коррекционно-развивающие:
-упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
-активизировать в речи слова-действия, связанные с производством хлеба;
-упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение);
-развивать внимание, связную речь;
коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.
- воспитывать гордость за родной Краснодарский край.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба в Краснодарском крае, заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин (с родителями), чтение литературных произведений по теме.
Материал: Муляжи хлебобулочных изделий, картинки с изображением этапов производства хлеба, «Волшебный мешочек», корзина, раскраски с изображением хлебобулочных изделий.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб).
Логопед: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажите.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают мяч называя определения (хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, ржаний, пшеничный, витаминный, воздушный и т.д.)
Логопед: Дети, какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник? (Хлеб)
Логопед: Правильно, хлеб – всему голова! (показывает муляж хлеба). А вы знаете, как относились к хлебу русские люди в старину? (К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб брали чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронили хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.)
Логопед: Как называли хлеб, который пекли к празднику? (Каравай) (показывает каравай).
Логопед: Из чего пекут хлеб? А что еще пекут из муки? (Блины, пироги, пряники, печенье, булочки и т.д.) А как одним словом можно все это назвать? (Хлебобулочные изделия)
Физкультминутка «В землю зернышко упало».
В землю зернышко упало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек прорастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2раза).
Логопед: Молодцы дети. А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Д.: Без хлеба – нет обеда.
Много света – много хлеба.
Хлеб всегда надо доедать.
Будет хлеб – будет и песня.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Хлеб – всему голова.
Логопед: Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полный мешочек хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек. Назови ласково».
(Дети выходят, берут из мешочка муляж, называют ласково, кладут на поднос).
Булка – булочка;
Батон – батончик;
Пряник – пряничек;
Пирог – пирожок;
Хлеб – хлебушек;
Сушка – сушечка;
Баранка – бараночка;
Сухарь – сухарик;
Лепешка – лепешечка;
Пышка – пышечка.
Логопед: Давайте поговорим с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. (постепенно развешивает на доске картины, а дети рассказывают)
(Сначала хлеборобы готовят к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровным аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают теплые жаркие деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.)
Логопед: А как вы думаете, куда потом везут зерно? (Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают, а потом на мельницу, где из зерна мелют муку.)
Логопед: А куда доставляют муку? (Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают хлебобулочные изделия.)
Логопед: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше? (Готовые изделия доставляют в магазины.) Да, и у нас в станице есть пекарня, где выпекают свежий, вкусный хлеб, батоны, булки и многое другое. Скажите, кто-нибудь из вас был там? Расскажите, что вы видели. (Рассказы детей)
Логопед: И сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, что бы оно превратилось в каравай хлеба!
Логопед: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей на столе был хлеб.
Давайте, об этом и будут наши сегодняшние предложения.
Упражнение «Составь предложение по схеме»
(Тракторист пашет землю. Пекарь печет хлеб. Комбайнер убирает пшено. И др.)
Логопед: Да отношение к хлебу должно быть бережное.
Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Всему он голова!
Логопед: Посмотрите, ребята, я для вас подготовила раскраски с изображением хлебобулочных изделий. Раскрасьте только те, в названии которых есть звук Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Интегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы
КонспектИнтегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора ФИЗО по теме "Осень. Овощи" (старшая логопедическая группа)
Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора ФИЗО в старшей логопедической группе....
Интегрированное занятие учителя - логопеда и воспитателя по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в лес»
занятие совместно с логопедом...
Материал для педагогов: Конспект открытого занятия по коммуникативному и речевому развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки «Теремок»
Конспект открытого занятия по коммуникативному и речевому развитию детей среднего возраста через театрализованную игру сказки «Теремок».Цель:способствовать формиров...
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи в средней логопедической группе
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи в средней логопедической группе. Этап: закрепление. Тема: В поисках сбежавшей одежды....
Открытое занятие учителя-логопеда в подготовительной к школе детей с ТНР "Помощники Дед Мороза"
Открытое занятие учителя-логопеда в подготовительной к школе детей с ТНР "Помощники Дед Мороза"...
Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекции речевого развития детей
Цель: Логопедизация знаний родителей (законных представителей) для эффективности коррекции звукопроизношения у детей.Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь н...