Статья "Взаимосвязь учителя – логопеда и инструктора по физкультуре в работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
статья по логопедии
В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода в реализации коррекционно – образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
взаимосвязь логопеда и инструктора по физкультуре | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь учителя – логопеда и инструктора по физкультуре в работе по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Т.М. Левина, Л.Н. Скопинцова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38, г. Апшеронск
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода в реализации коррекционно – образовательного процесса.
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем она богаче, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающего мира, содержательнее отношения с окружающими людьми.
К сожалению, статистика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей, у которых нарушены все компоненты речевой системы, т.е. наблюдается общее недоразвитие речи. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Эффективная помощь детям с нарушениями развития возможна только при тесном взаимодействии всех педагогов, работающих с детьми. Особое значение имеет взаимосвязь деятельности учителя – логопеда и инструктора по физкультуре, так как доказано, что именно движение способствует развитию правильной речи у ребенка – логопата. В этом случае логопедическое воздействие предусматривается не только на специально организованных занятиях учителя – логопеда, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре.
Сочетание речи и движения – важный компонент коррекции речевых и двигательных нарушений у детей с ОНР. Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь детей. Мы используем игры, упражнения, физкультурные разминки в рамках изучаемой темы (например, «Перелетные птицы», «Город. Строительство», «Овощи» и т.д.). Это способствует успешному накоплению, активизации и актуализации словаря всеми дошкольниками. Учитывая это, инструктор по физической культуре подбирает соответствующий комплекс ОРУ. Например, в старшей группе тема недели «Перелетные птицы». Инструктор по физкультуре проводит комплекс «Птичья зарядка» и подвижную игру «Улетают журавли». В подготовительной группе тема недели «Город. Строительство», здесь используется комплекс ОРУ «Небольшой городишко», подвижная игра «Грузовик» и т.д.
При проведении подвижных игр часто используются считалки, которые помогают структурировать предложение, т.к. каждое слово в них, включая предлоги и союзы, указывает на играющего. Это способствует профилактике дисграфии.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени формирования мелкой моторики. Систематическое выполнение упражнений по тренировке движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности – хорошее средство повышения работоспособности коры головного мозга. Пальчиковые игры и упражнения вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем, развивают речь.
С давних времен известно много игр и упражнений, направленных на развитие у детей ручной умелости. Мы в своей работе активно используем как фольклорный материал, так и стихотворные тексты современных авторов.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно – манипулятивная деятельность лежит в основе развития двигательных функций рук. Для этого включаем в работу орехи, карандаши, крупные бусы, морские камешки и многое другое.
В своей практике мы применяем Су-Джок- массажеры в виде массажных шариков в комплекте с металлическими массажными кольцами. А чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используем стихотворный материал.
Совместная работа учителя – логопеда и инструктора по физкультуре способствует обогащению словаря воспитанников, усвоению новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе, знакомит со специальной спортивной терминологией.
Взаимосвязь в работе всех педагогов позволяет добиться хороших результатов в преодолении рече- моторных нарушений у воспитанников.
Литература:
1.Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб.–Детство-Пресс, 2008.- 64 с.
2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.- М., Мозаика- Синтез, 2002. – 256 с.
3. Леонова С.В. Веселая разминка. Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов.//Логопед.- 2004.- № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...
Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...
Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Семья – ближайшее и постоянное...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопедического пункта (по ФГОС)
Программа коррекционно-образовательной деятельности разработана в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ &laq...
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....
Консультация для педагогов "Использование учителем-логопедом конструктора ТИКО в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Использование в работе учителя-логопеда конструктора ТИКО эффективно решает задачи по формированию произносительных возможностей и создает артикуляционную базу, которая обеспечивает наиболее успешное ...
Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...