Проект учителя-логопеда с использованием цветотерапии в группе для детей с заиканием
проект по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект учителя-логопеда с использованием цветотерапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_uchitelya-logopeda.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ.
Коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием предполагает использование различных методов развивающей образовательно-воспитательной работы.
Одним из них является метод проектирования, который подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушениями речи (заиканием и общим недоразвитием речи) мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.
Основная цель проектного метода в ДОУ – развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья;
- развитие познавательных способностей;
- творческого воображения и мышления;
- коммуникативных навыков.
У детей с речевыми недостатками, в частности, с заиканием наблюдается снижение познавательной активности. Проекты способствуют развитию интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно.
Работа над проектом в группе для детей с заиканием осуществляется при участии учителя-логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Тематика проектов довольно разнообразная:
- патриотической направленности;
- по изучаемой лексической теме;
- направленные на социализацию в обществе;
- ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности.
По роду деятельности в нашей группе применяем проекты:
- творческие;
- исследовательско-творческие;
- информационно-практико-ориентированные;
- ролево-игровые.
Виды проектов по срокам реализации также разнообразные:
- краткосрочные (одно или несколько занятий);
- средней продолжительности;
- долгосрочные.
Особые или особенные дети, талантливые или загадочные, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи или с трудом осваивающие речь – все они ставят перед современной педагогикой задачи, требующие нестандартных подходов и инноваций.
Ни для кого не секрет, что в логопедические группы приходят дети не только с проблемой развития речи, но и особенностями развития познавательной и эмоциональной сферы, это ослабленные дети, часто с признаками неблагополучия в их семьях.
В последнее время становится всё более актуальным внедрять в образовательный процесс и коррекционную работу учителя-логопеда разнообразные здоровьесберегающие технологии.
В деятельности логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
На логопедических занятиях используются различные традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика.
Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапия).
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.
Цветовой игротренинг в коррекционной работе логопеда с детьми имеет ряд преимуществ, цвет - природный материал, обладающий собственной энергетикой.
Естественная потребность детей играть позволяет использовать цветотерапию в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Цветотерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми. Ведь посредством цветотерапии можно не только гармонизировать психоэмоциональное состояние, но и решить непосредственно коррекционно-развивающие задачи.
Поскольку, при работе с заикающимися детьми логопедической группы встал вопрос не только о развитии речи, но и о гармонизации развития психологических процессов и эмоционального состояния детей, для коррекции недостатков в развитии воспитанников группы был опробован метод цветочной терапии.
Этот метод достаточно универсален и стал хорошей средой и базой для решения широкого спектра педагогических и психолого-коррекционных задач.
Предлагаю вашему вниманию проект с использованием цветового игротренинга в работе учителя-логопеда.
Тема: «Путешествие в желтую страну»
(Развитие плавности речи и лексико-грамматических категорий на этапе ограничения речи)
Цель: создание условий, способствующих развитию плавности речи и лексико-грамматических категорий у заикающихся дошкольников на этапе ограничения речи.
Продолжительность: 1 месяц (октябрь)
Поэтапное планирование проектной деятельности:
- Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.
- Беседы по темам: «Законы плавной и красивой речи», «Золотая осень», «Овощи и фрукты». Беседа: «Цветик-семиветик», рассказ о свойствах желтого цвета. Беседа о желтом цвете.
- Подбор картинного материала, предметов и игрушек желтого цвета, оформление группы и логопедического кабинета.
- Чтение сказки «О том, как появился разноцветный мир», чтение и заучивание стихов к «законам плавной речи», стихов, считалок на осеннюю тематику со словом «желтый».
- Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
Направления проектной деятельности.
- Работа по развитию речи:
- Активизация словаря и закрепление знаний детей об окружающем мире (овощах, фруктах, цветах)
- обогащение словаря: подбор наиболее точных глаголов и прилагательных, подбор родственных слов с общей частью «желт» или «жёлт».
- упражнения в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже;
- развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно, легко и плавно излагать свои мысли.
- расширение представлений детей о желтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания;
- заучивание стихов, загадок; стихотворения «Желтая песенка» (на развитие речи с движениями)
- разучивание стихов к законам плавной и красивой речи.
- Работа с семьей.
- Сбор информации об овощах, фруктах и цветах желтого цвета;
- Подбор стихотворений об овощах, фруктах, цветах желтого цвета;
- Изготовление альбомов с картинками желтых овощей, фруктов, цветов
- Оформление «Бортового журнала» для игры «Плавание по морю Красивой речи в разноцветные страны»
- Изготовление ободков-бескозырок вместе с детьми для игры.
- Творческая деятельность детей:
- Коллективные работы по аппликации «Осень в лес пришла» и лепке «Желтые овощи и фрукты на блюде»
- Рисование по теме «Желтый цвет. Автопортрет» с элементами аппликации.
- Оформление «Бортового журнала» для игры «Плавание по морю Красивой речи в разноцветные страны»
- Коллективное конструирование «Волшебный город в Желтой стране».
- Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и её оформление.
Презентация:
- Оформление альбома «Желтая страна», выставки детских работ по лепке, аппликации, рисованию.
- Открытые мероприятия для учителей-логопедов города; педагогов ДОУ; родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.
уточнить и расширить представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский....
Комплексное занятие учителя – логопеда и педагога - психолога в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Весна в лесу».
Интегрированное занятие учителя – логопеда и педагога – психолога Тема: «Весна в лесу»Цель:1. Пополнение и уточнение словаря по лексической теме «Весна»;2....
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда старшей и подготовительной к школе группы для детей с ОНР в условиях внедрения ФГОС ДОУ на 2015- 2016
Коррекционно - развивающая работа с детьми в старшей и подготовительной группе ДОУ...
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР.
Каждую пятницу вручала по одной теме своим воспитателям для работы на следующую неделю со всей группой. Они завели себе папочку взаимосвязи логопеда и воспитателя и вкладывали эти таблицы ...
Работа учителя-логопеда в составе ТПМПК по комплектованию групп для детей с нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.
В данной статье описываются принципы организации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию логопедических групп ДОУ: цели и задачи ТПМПК, структура ТПМПК, принципы ком...
Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе для детей с ОНР тема: «Домашние и дикие животные»
Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием интерактивных, игровых технологий помогает не только обобщить знания детей по теме неделе, но и решать коррекц...
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи, зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....