Логопедическое занятие по теме "Дикие и домашние животные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Винокурова Елена Ивановна

Логопедическое занятие для старших дошкольников по формированирю лексико-грамматических категорий. Тема "Дикие и домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Из лап в лапы» (Дикие и домашние животные)

ЦЕЛИ: 1.Активизация  словаря  по теме «Домашние и дикие животные».

             2.Закрепление в речи названий жилищ диких и домашних животных.

             3.Совершенствование грамматического строя речи (закрепление названий детенышей животных).

            4.Закрепление навыка подбора  антонимов к словам разных частей речи.

            5.Развитие логического мышления и внимания.

            6.Обучение подбору ряда понятий, соответствующих одному обобщению.

             7.Развитие мелкой моторики рук.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация «Из лап в лапы», газета «Из лап в лапы», письма с изображениями на конвертах  отправителей, прищепки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

   Логопед выясняет у детей, знают ли они, для чего нужны газеты, о чем и о ком  в них пишут, что такое объявление, о чем могут быть объявления, кто их дает в газеты. Какие газеты с объявлениями знают дети? Почему газета объявлений называется «Из рук в руки»? Для кого предназначена газета объявлений, если она называется «Из лап в лапы»?

   Логопед сообщает, что сегодня дети познакомятся с новым выпуском такой газеты.

 2.ИГРА «КТО НАПИСАЛ ОБЪЯВЛЕНИЕ?»

   Логопед читает объявления .  Дети должны определить , кто поместил это объявление, и обосновать свой ответ.

   «Продаю молоко собственного производства» -  ( Корова или коза)

   «Ищу друзей. Я хоть и колючий, но добрый» - (Ёж)

   «Хочу свить гнездо. Подарите пух и перья» - (Дикая птица)

   «Познакомлюсь с симпатичной толстенькой мышкой, чтобы ею пообедать» - Кошка.

   «Меняю зимнюю белую шубку на серую» - Заяц.

   «Я самая обаятельная и привлекательная.  Кого хочешь обману. Прошу называть меня по имени и отчеству, а не просто Патрикеевной» - Лиса.

   «Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом» - Медведь.

   «Что-то скучно одному выть на луну. Кто составит мне компанию?» - Волк.

3.ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

  Логопед сообщает о том, что пришло письмо. Нужно угадать его автора, отгадав загадку, написанную на конверте:

   «Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!»

    Логопед читает текст письма:

   «Дорогие ребята, здравствуйте! У нас все перепуталось, поэтому нужна ваша помощь. Срочно! Животные собрались на опушке и не могут сами разобраться, кто из них дикий, а кто домашний. Помогите!                                            С уважением ваша кошка»

   Детям предлагается изображение леса и дома. Нужно рассортировать картинки диких и домашних животных, называя правильно их жилище:

   Корова - домашнее животное, живет в коровнике.

   Волк - дикое животное, живет в логове.

   Медведь - дикое животное, живет в берлоге и т.д.

4.ИГРА «НАЙДИ ДЕТОК»

  - На конверте следующего письма изображены ягоды, грибы и орехи. Написал письмо тот, кто любит лакомиться этими плодами. Кто это? (Белка)

   Логопед читает текст :

   «Ребята! Здравствуйте! Случилась беда! Детки пошли погулять по лесу, и теперь их мамы не могут найти своих детенышей. Помогите отыскать наших любимых, дорогих и ненаглядных деток! Будем очень благодарны.                                                            Белка и все «лесные мамочки»»

   Дети подбирают  к картинкам, изображающим диких и домашних животных, картинки   детенышами, правильно называя их:

   У белки детеныш – бельчонок,

   У медведицы - медвежонок,

    У свиньи - поросенок и т.д.

5.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «КОТ АНТИПКА»

   Кот Антипка жил у нас.

   Он вставал с лежанки в час,

   В два на кухне крал сосиски,

   В три сметану крал из миски,

   Он в четыре умывался,

   В пять по коврику катался,

   В шесть тащил сельдей из кадки,

   В семь играл с мышами в прятки,

   В восемь хитро щурил глазки,

   В девять ел и слушал сказки,

   В десять шел к лежанке спать,

   Потому что в час вставать!

6.ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ»

   На конверте следующего письма изображен  герой мультфильма «Ну погоди!»-заяц. Письмо пришло от второго главного персонажа этого мультфильма. Кто он?

   Логопед знакомит детей с содержанием письма:

   «Привет! Сразу предупреждаю: я - волк!  Злой и очень вредный! Вредничать - мое любимое занятие. Говорят мне, например, что дерево высокое.  А я и сам вижу, что оно высокое, но скажу: «Низкое!». Говорят мне: «Широкая тропинка», а я скажу: «Узкая!» И все из-за вредности.  А вы умеете вредничать?»

   Логопед говорит, что вредничать - не лучшее занятие, а подбирать «слова наоборот» нужно уметь:

   Молодой - старый                               длинный - короткий

   Быстро-                                               веселый-

   Старый -                                              добрый-

    Брать -                                                 полный-

   Добрый -                                              толстый-

   Грязно -                                                темно-

   Легко-                                                  мягкий-

   Широкий -                                            открывать-

   Молчать-                                              подниматься-

   Мелкий -                                                высокий-

   Тупой -                                                   помнить-

7.ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КОТЕНОК-ГЛУПЫШ»

  По очереди слегка зажимать каждый палец прищепкой, проговаривая четверостишье:

   Кусается больно котенок-глупыш.

   Он думает, это не палец, а мышь,

   Но я-то играю с тобою, малыш,

   А будешь кусаться- скажу тебе «Кыш!»

8.ИГРА «А ЧТО ЕЩЕ?»

   На конверте изображение трех животных: собаки, зайца и медведя. Нужно догадаться, кто автор следующего письма, если это не домашнее животное и не спит всю зиму. Кто это?

Дети слушают текст письма:

   «Добрый день! Ребята, я совсем растерялся.   Мама послала меня в магазин и попросила купить то, что подходит к луку, картошке и морковке.  Что бы это могло быть? А вы умеете подбирать нужные слова?                                                     Ваш заяц»

   Детям нужно продолжить ряд слов, названных логопедом. В каждом случае следует назвать обобщающее понятие:

   Лук, картошка, морковь. А что еще? ...

   Стол, стул, диван…

   Творог, сыр, масло…

   Врач, повар, летчик…

   Сок, кефир, компот…

   Машина, поезд, самолет…

   Земляника, клюква, малина…

   Сосна, береза, липа…

   Яблоко, персик, абрикос…

   Заяц, волк, бобр…

   Поросенок, лошадь, овца…

   Синица, ворона, сорока…

9.ИГРА «ЧТО ИЗ ЧЕГО ПОЛУЧАЛОСЬ?»

    Логопед показывает детям конверт, на котором изображен петух, и поясняет, что письмо написал, не сам петух, а тот, кем  был  он  был раньше.  Кто написал письмо?

   «Здравствуйте, ребята! Пишет вам цыпленок.  Совсем недавно я узнал, что раньше я был яйцом. Получается, что все когда-то кем-то были.  А кем тогда была моя мама? Помогите разобраться.»

    Логопед просит детей подумать, кем или чем раньше был эти предметы:

   Цыпленок-                Курица-                    Женщина-

   Лиса-                         Волк-                         Медведь-

   Стол-                         Дерево-                     Пень-

   Ручей-                        Мужчина-                 Бабушка-

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Домашние животные. Звук "С".

Занятие для воспитанников старшей группы, с нарушением речи. Рекомендовано учителям-логопедам дошкольных учреждений....

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Формировать умение грамматически правильно строить простое предложение, используя лексический материал темы «Домашние животные»....

Логопедическое занятие в средней группе «Домашние животные»

Цель занятия: актуализация знаний детей по теме “Домашние животные”.Задачи:I. Коррекционно-образовательные:- активизировать словарь детей; навыки словообразования, подбора слов-антонимов и употреблени...

Открытое логопедическое занятие по лексической теме "Домашние животные"

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР по лексической теме "Домашние животные"...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе "Домашние животные и их детеныши"

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: "Домашние животные и их детеныши"....

Конспект открытого логопедического занятия для старшей группы "Домашние животные и их детеныши"

Конспект открытого логопедического занятия для старшей группы "Домашние животные и их детеныши"...