Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия при паретической форме дизартрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizartriya_kuznetsova_l.v._431_gr.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия при паретической форме псевдобульбарной дизартрии. Подготовительный этап.
Формирование звукопроизношения и фонематического слуха по лексической теме: «Одежда».
Выполнила
Кузнецова Людмила
Владимировна
Формирование звукопроизношения и фонематического слуха по лексической теме: «Одежда».
Цель занятия:
Осуществлять подготовительную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи, активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда».
Задачи занятия:
Обучающие задачи занятия:
⦁ обучение навыкам самообслуживания;
⦁ уточнение, активизация, обогащение словаря существительных по лексической теме «Одежда».
Развивающие задачи занятия:
⦁ развитие общей, ручной, мелкой моторики;
⦁ развитие моторики артикуляционного аппарата;
⦁ развитие тембра, высоты, интонации и силы голоса;
⦁ развитие длительного плавного выдоха, дифференцированного ротового вдоха и выдоха и фонационного дыхания.
Воспитательные задачи занятия:
⦁ воспитание интереса к содержанию занятия;
⦁ воспитание трудолюбия, настойчивости.
Коррекционные задачи занятия:
• устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука «Ш» в словах и предложениях;
• преодоление речевого негативизма.
Оборудование.
Наглядный материал «Одежда», «Шнуровка», таблицы для развития силы и высоты голоса, зеркало, листочек рябины с божьей коровкой.
Речевой материал.
Шуба, шарф, рубашка.
Этапы Занятия | Время | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
1.Орг. момент | 1 | -Здравствуй,Оля! - Сегодня нас ждёт интересная работа. Я загадаю тебе загадки, а ты попробуй их отгадать! -Не галстук он, не воротник, А шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф) -Рукав длинный и короткий, Планка иль косоворотка, На груди — кармашки. Что это? (Рубашки) -Молодец! Как это можно назвать одним словом? - Да, об одежде и звуке «Ш». | -Здравствуйте! -Хорошо -Шарф -Шубку -Рубашки -Одежда -Об одежде |
2.Снятие напряжённости со всех групп мышц | 2 | А сейчас я предлагаю тебе встать на ножки и вместе со мной выполнить упражнения: - поднять плавно руки до уровня плеч и опустить; - поднять плавно руки до уровня плеч и опустить без напряжения, как пустые рукава; -Молодец, у тебя хорошо получается! А теперь следующее упражнение вместе со мной «Маятник». ( В положении полунаклона, руки совершают движения влево-вправо, вперед-назад (попеременно) - имитация колыхающего белья на ветру.) -Ты просто умничка! | Ребенок выполняет упражнения Выполняет упражнения |
3.Нормализация общей моторики | 3 | -Сейчас мы с тобой попробуем сделать Позу Ромберга (обычно это положение стоя со сдвинутыми вместе стопами, с закрытыми глазами и вытянутыми прямо перед собой руками). -Замечательно! -А вот теперь мы с тобой поиграем. -Представь, что ты плохо вымыла руки и замарала полотенце, чтобы оно стало опять чистым нам нужно его постирать.«Стирка» Трем кулачек о кулачек – «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками. -Умница! | Ребенок выполняет Выполняет |
4.Развитие ручной и мелкой моторики | 3 | А сейчас давай зашнуруем пуговки на рубашке. «Шнуровка» Молодец, хорошо! Дальше мы будем выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения. В понедельник я кроила, А во вторник — платье шила В среду — фартук вышивала, А в четверг — белье стирала: Все свои платочки И братишкины носочки. А в пятницу, субботу Отдыхала от работы. -Замечательно! | Выполняет Выполняет действия под слова стихотворения |
5.Развитие навыка самообслуживания | 6 | Ой, Оля, посмотри, у тебя шнурок развязался на ботинках. Давай ты его завяжешь, а то можно запнуться и упасть. | Завязывает шнурок |
6.Устранение саливации | 1 | А сейчас мы с тобой будем пить минеральную воду, только не как обычно, а маленькими глоточками. -Хорошо? -Молодец! А теперь представь, как будто ты кушаешь конфетку. -Давай вместе пожуем ее. -Хорошо! -Ой, представь, что на нас «напал» кашель, давай покашляем. -Молодец! -Оля, мы с тобой конфетку пожевали, минеральную воду попили, покашляли, а теперь давай представим, что нам захотелось спать. -Когда нам хочется спать мы, что начинаем делать? -Правильно, мы начинаем зевать. (Зевают) -Замечательно! | Пьёт маленькими глотками. Жует Кашляет Зеваем Зевает |
7.Массаж Общий массаж Массаж лица | 2 | - Чтобы нам правильно произносить названия одежды нам надо сделать массаж.
Массаж межреберных мышц: Организуются поглаживающие движения грудной клетки ладонями обеих рук. Движения начинаются от пояса вперед, затем вверх. -Молодец! -А теперь массаж лица.
При паретической форме псевдобульбарной дизартрии -Умничка! -А теперь мы с тобой на лице, пальчиками «порисуем яблочки». Самомассаж «Рисуем яблочки». (Лёгкие круговые движения пальцев от середины лба к вискам, а как же по всему лицу.) | Выполняет |
8.Развитие артикуляционной моторики Активная артикуляционная гимнастика | 6 | Гимнастика для губ., (2 статич., 3 динамич. упр.) -Теперь выполним упражнения для губ 1.«Заборчик» (статическое). Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. -Молодец! -А теперь гимнастику для языка. (выполняются под счёт до 5(2 статич., 3 динамич. упр.) 3.Упражнение «Лошадка» (динамическое). Ц е л ь. Растягивать подъязычную связку языка. Активная гимнастика для мышц мягкого неба. 1.Давай представим, что мы опять жуем вкусную конфету.(имитировать жевание); -Молодец! 2.А теперь мы захотели спать (позевывать) (Логопед держит руку на затылке ребенка и просит его) - Запрокинь голову назад Гимнастика для нижней челюсти (Логопед, расположив руку под челюстью ребенка, просит открыть рот). -Оля, открой рот. -Молодец! | Ребёнок выполняет совместно с учителем под отстукивание. Жует Зевает Запрокидывает голову с преодолением сопротивления Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления |
9.Формирование дыхания | 5 | а) Формирование диафрагмального дыхания. Положение стоя -Давай сделаем «арбузик» из живота (1) Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем; чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличив; объем легких, грудная клетка расширяется. На 2-5 с .задержать воздух, ( начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.) -Молодец, хорошо! б) формирования целенаправленного ротового выдоха -Оля, сейчас мы с тобой немного поиграем. -Божья коровка приземлилась на листочек рябины и не может лететь дальше. Помоги ей улететь. -Сдуй божью коровку с листочка. -Замечательно, молодец! Формирование дифференцированного ротового вдоха и вдоха -А теперь мы с тобой будем выполнять следующие упражнения. Вдох носом, выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох ртом, выдох ртом. -Хорошо! Формирование речевого дыхания -Сейчас мы с тобой будем произносить гласный ряд, слогов, пословиц, скороговорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (на шёпоте и громко) а-о-у-ы-э; а-о-у-ы-э; а-о-у-ы-э; а-о-у-ы-э; а-о-у-ы-э; па-по-пу-пы-пэ; та-то-ту-ты-тэ; ка-ко-ку-кы-кэ; фа-фо-фу-фы-фэ; ша-шо-шу-ши-ше. Ша-ша-ша - у меня лапша. Шу-шу-шу - шапку новую ношу. Шин-шин-шин - за окном шуршание шин. Шла Саша по шоссе и сосала сушку -Молодец! | Надувает живот Ребёнок выполняет упражнение для формирования целенаправленного ротового выдоха. Выполняет Произносит |
10. Развитие голоса | 5 | -Сейчас мы с тобой будем читать стихотворение с постепенным изменением силы голоса, т.е. громко, тихо, очень тихо. 1.Три Катюшки А. Строило В деревушке Три Катюшки(очень тихо) Взяли в руки три катушки Шуре сшили сарафан, (тихо) Сшили дедушке кафтан, Сшили бабушке жакет, (громко) Сшили дедушке жилет. А девчонкам и мальчишкам —(громко) Всем Андрюшкам и Наташкам — Сшили яркие штанишки, (тихо) Сшили пестрые рубашки. (громко) -Молодец! -А теперь давай с тобой укачаем куклу спать. 2.(Имитация укачивания куклы) У-у-у (высоко) У-у-у (низко) 3.-А сейчас попробуем изобразить героев сказки Теремок. Ты будешь говорить голосом мышки, а я голосом медведя, а потом наоборот.(Драматизация сказки ) 4.(Развитие интонационной выразительности речи) -Давай с тобой выразительно прочитаем стихотворение Где мой пальчик? Н. Саконская Маша варежку надела. — Ой, куда я пальчик дела? -Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал! - Маша варежку сняла — Поглядите-ка, нашла! -Ищешь, ищешь — и найдешь. — Здравствуй, пальчик, Как живешь? 5. Упражнение на устранение назального оттенка. - - А теперь давай произнесём фразы с акцентом на окончаниях слов: -У Аллы вуаль. -Юла юлила. -Рой в улье. -Молодец! | Произносит У-у-у (высоко) У-у-у (низко) Выполняет Произносит Произносит |
11. Итог занятия | 1 | Ты сегодня хорошо поработала на занятии. Молодец! До свидания! | До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...