Формирование предлогов у детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста
Основная задача воспитателя – научить детей практически пользоваться фразовой речью, правильно употреблять в ней основные грамматические категории, сформировать навык практического словоизменения по числам, падежам, временам, лицам родам. Для этого на предметных занятиях, в игровой и свободной деятельности проводятся, специальные грамматические упражнения, с учетом следующих этапов работы над предлогами.
• Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
• Дифференциация предлогов в устной речи детей.
• Формирование звуковых грамматических обобщений.
• Осознание словесного состава предложения.
В работе с детьми 3 – 4 лет особое внимание следует уделить практическому знакомству с предлогами при работе над падежными формами существительных. В первую очередь необходимо, чтобы дети поняли разницу между предлогами В – НА, ИЗ – С, ПОД – НАД.
Названные предлоги наиболее обиходны, доступны и удобны для наглядного оформления. Например:
- Положи карандаш в коробку, на коробку, под коробку.
- Подними карандаш над коробкой.
- Убери карандаш с коробки.
- Достань карандаш из коробки, положи его рядом с коробкой.
Для закрепления этих понятий важно сопоставление действия и речи.
При обучении детей пользованию предлогами в речи важно интонационно выделить предлог и изменяемое окончание:
- лежит на столе,
- под столом,
- убрал со стола и т.п.
Ознакомление детей с предлогами, рекомендуется проводить в следующей последовательности: предлоги в, на, с, у, по, под, над, выражают пространственные отношения, соответствуют вопросам:
- где? (Была в садике.),
- куда? (Иду в садик.),
- откуда? (Иду из садика).
Предлоги к, от, служат для выражения пространственных отношений, соответствуют вопросам куда?, откуда?
- Прискакала к теремку лягушка. (куда);
- Я отодвинул стул от стола. (откуда?).
Как уже говорилось, воспитатель организует речевую практику детей на специальных занятиях. Материалом для таких занятий могут быть игрушки, предметы одежды, обуви, посуда, пища. Создавая определенную игровую ситуацию, воспитатель просит детей назвать полным предложением действия каждого персонажа:
- Мама идет на кухню;
- Катя лепит из пластилина грибок.
Задавая детям, наводящие вопросы в беседе по сказке, побуждает тем самым отвечать определенными фразами, например:
- Куда зашла лисичка-сестричка? Лисичка-сестричка зашла в теремок.
- Куда спрятал Буратино машинку? Буратино спрятал машинку под стол ( за дерево, в шкафчик).
Используя игровую ситуацию по демонстрируемым действиям удобно ввести конструкцию с предлогом С, имеющим значение совместимости:
- играл с мишкой, с собачкой;
- разговаривал с Валей;
- играл, (рисовал) с мамой.
Продолжая работу с предлогами с детьми 5 – 6 лет, нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда?). Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов:
- Входит в дом (в-в),
- выходит из дома (вы-из),
- подходит к дому (под-к),
- отходит от дерева (от-от).
В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога.
Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: (педагогам предлагается выполнить задание, добавив нужный предлог в словосочетании с глаголом)
- влетела... (клетка),
- вылетела... (клетка),
- подлетела... (клетка),
- отлетела... (клетка),
- залетела... (клетка).
- Воспитатель просит детей вспомнить, какие «маленькие слова» они уже знают (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении, затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово», используя схему предлога: (педагогам предлагается выполнить задание)
- Пчела села … цветок.
- Папа лежит …диване.
- …грядке поспели помидоры.
- Мама убирает комнату.
- …подоконнике стоят красивые цветы.
- Дети играли… поляне.
- …окном растет куст сирени.
- Ласточки свили гнездо…крышей.
- Мама хранила стиральный порошок… мойкой.
- Пластмассовый таз стоял…ванной.
- Алеша увидел …креслом большого паука.
- Катя держит букет. и т.п.
Включение в упражнение «провокационных» заданий мобилизует внимание детей и увеличивает их интерес. Аналогично отрабатываются другие предлоги.
Закрепление родительного падежа существительных с предлогом У, можно проводить во время знакомства с многозначностью слов, предлагая вопросы «у кого?, у чего?».
- Ручка - у человека, у двери, у чемодана, у сумки;
- Язычок - у человека, у ботинка;
- Ножка - у стула, у ребенка, у гриба.
Закрепление конструкции родительного падежа существительных с предлогом БЕЗ) в грамматическом упражнении «Что без чего». (педагоги выполняют упражнение)
На экране картинки с изображением предметов, которые надо починить, задается вопрос: «Что без чего?» педагоги отвечают на вопрос выделяя голосом предлог БЕЗ:
- Стул без ножки.
- Стул без спинки.
- Кастрюля без ручки.
- Платье без рукава.
- Кофта без пуговиц.
- Ботинки без шнурков.
- Машина без колеса.
- Шуба без воротника.
- Чайник без носика.
- Расческа без зубчиков.
- Грузовик без фары.
И т.д.
Упражнение на развитие слухового внимания «Запомните все «маленькие» слова (предлоги) в тексте» и назовите их.
Наиболее сложный вид задания – составить предложения из слов и пересказать получившийся рассказ.
В, жарко, лес, тихо, и.
Высоко, стрижи, над, летать, земля.
Ягоды, на, кусты, висеть, малина, крупные.
Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать.
Под, сидеть, береза, еж.
В, лес, хорошо!
И еще множество различных заданий в соответствии с тематическими планами можно использовать в обучении дошкольников устной речи.
Знакомство, уточнение, закрепление предлогов в детской речи происходит как в игровых упражнениях на занятиях по развитию речи, так и на музыкальных, физкультурных занятиях, на занятиях художественным творчеством, в настольных, подвижных, театрализованных играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"
Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...
Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...
"Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОГОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
в статье представлены актуальность проблемы формирования навыков простых предлогов у детей дошкольного возраста....
"Формирование правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамии с НОДА
В статье описывается работа по формированию правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с НОДА....
Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....
Мастер класс для педагогов: "Игры с кубиками-предлогами" для детей дошкольного возраста на индивидуальных и подгрупповых занятиях в ДОУ
Цель: -Повышение интереса детей к занятиям по формированию коммуникативной компетенции посредством активизации в речи предлогов....