"Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
статья по развитию речи на тему
Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_bodyul_t.a.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко» города Губкина Белгородской области
«Формирование навыков правильного употребления предлогов
у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
(материал из опыта работы)
учитель-логопед
Бодюл Т.А.
Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.
Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:
1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над,к, у, от, с (со), из, в, по, между,за, перед, около,возле; сложные предлоги: из-под, из-за).
2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.
3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.
4. Составление предложных конструкций и простых распространённых предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.
Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.
Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.
Обследование ведется в двух направлениях.
Выявление понимания значения предлогов.
Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.
Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.
Система логопедической работы над предложно-падежными
конструкциями
Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей.
Основная форма работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки.
Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.
Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.
Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.
Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).
Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).
Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).
Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой) (
Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).
Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).
Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).
Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).
Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался отлисы).
Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).
Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом).
Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).
Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом).
Сложные предлоги.
Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).
Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).
Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).
Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).
Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином).
Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:
- Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
- Дифференциация предлогов в устной речи детей.
- Формирование звуковых грамматических обобщений.
- Осознание словесного состава предложения
При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.
Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы
Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).
Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.
Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).
В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:
1-я группа: в, из;
2-я группа: на, с (со);
3-я группа: над, под, между;
4-я группа: из, за, из-за;
5-я группа: из, под, из-под;
6-я группа: от, до, к:
7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;
8-я группа: через, сквозь, по.
В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.
При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:
- обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
- выяснение отношений между предметами на картинках;
- построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
- усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.
Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).
Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.
В своей практике я использую разработанные мной различные игры которыми хотелось бы поделиться с воспитателями и учителями-логопедами дошкольных учреждений.
Игры с предлогами
1. Игры с кубиками.
Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.
Дети произносят считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы кидать!
Ребёнок. На котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог «маленькое слово», и выполняет инструкцию логопеда.
Инструкция 1: Назови «маленькое слово». Придумай предложение , в котором будет это «маленькое слово»
Инструкция 2: Назови «маленькое слово». Найди картинку с предложением, в котором есть это «маленькое слово».
Варианты заданий могут быть разные
- действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой.
- действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предмета (по схеме); к картинке подобрать и показать на кубике схему.
Игра «Четыре картинки»
Эту игру можно проводить с одним ребёнком и небольшой группой детей.
Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок; 4 большие карты с изображением схем предлогов; 16 маленьких карточек с сюжетными картинками; 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов.
Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты и карточки с изображением схем предметов.
Ведущий справшивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берёт тот ребёнок, у которого на большой карте подходящий сюжет.
Игра «Умей найти своё место»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций; предлогов –наречий (справа, слева, впереди. позади)
Предлагается детям встать друг за другом. Уточняется место каждого ребёнка по отношению друг к другу. При этом используются слова: за. перед, впереди, между, сзади.Задаются вопросы: За кем ты стоишь?Перед кем? Впереди кого?
Игра «Дополни»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами В,НА,С,ИЗ,ПОД, и различать их.
Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра)
Ребёнок сначала называет предметы. Взрослый расставляет их на столе: посередине избушка, перед ней – садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает короткую историю, а ребёнок при этом договаривает предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: закрепление употребления и понимания предлогов.
Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предмет и слово-помощник. Ребёнок, возвращая мяч, называет предложение. Например: Девочка, на… Девочка сидит на стуле.
Игра «С какого дерева листок – плод?»
Цель: учить пользоваться в речи предлогами С,У
Оборудование: большие картинки с изображением деревьев и маленькие картинки с изображением плодов, листьев, семян.
Взрослый показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Ребёнок говорит: (С берёзы, с клёна…) . Затем вместе ищут по листьям названное дерево по картинке.
Игра «Где находится предмет?»
Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.
Дети рассматривают картинки и рассказывают, где находится предмет на каждой из картинок.
Игра «Найди, покажи, назови»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребёнок должен найти и показать на большой картинке предметы, изображённые внизу странички в рамочках. При этом показывая этот предмет ребёнок должен сказать, где он находится, употребляя предлоги: под,на,за,перед,около,между.
Педагог должен следить , чтобы дети использовали в речи полные предложения.
Игра «Куда положим предметы?»
Цель: учить детей обьединять предметы в пары находя общий признак и используя предлог В; закреплять правильное употребление формы творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.
Детям предлагается навести порядок на кухне. Всё надо разложить по местам. Дети составляют словосочетания с предлогом В (Хлеб в хлебницу…. Салат в салатницу. Затем педагог спрашивает: С чем хлебница если в ней хлеб? Дети отвечают: Хлебница с хлебом.
Игра «Аквариум»
Оборудование: большая картинка с изображением аквариума и 8 предметных картинок (золотая рыбка, склярия, меченосец, сомик, гупии, улитки).
Цель: расширение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи; использование в речи предлогов: на.по,в,под,за,из-за
Дети составляют предложения, при этом, выделяют «маленькие слова». Например: Улитка ползёт по травинке. Гупии спрятались под листом.
Игра «Кто, где живёт?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В
Оборудование: картинки с изображением животных и картинки с изображением жилья животных; бумажные домики.
Ребёнок получает картинки с изображением животных . Взрослый задаёт вопрос: «Кто, где живёт?» Ребёнок отвечает на вопрос. Правильностьответа подтверждается картинкой закрытой бумажным домиком.
Игра «Поезд»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.
Оборудование : макет поезда; вагончики на каждом из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.
Детям предлагается распределить картинки в соответствии со схемой предлога.
В 1-й вагончик - картинки с предлогом из;
Во 2-й вагончик- картинки с предлогом на;
В 3-й вагончик – картинки с предлогом в.
Игра «Что без чего?»
Цель: закрепление конструкции родительного падежа с предлогом без; учить целостному восприятию предмета.
Оборудование:картинки с изображением предметов с недостающими элементами.
Детям предлагается картинка с изображением предметов, которые надо починить. Задаётся вопрос: «Что без чего?» (Например: Стул без ножки).
Игра «Бабушка и внук»
Цель: учить находить несоответствия составляя предложения по опорным картинкам подбирая нужный предлог в, на.
Взрослый детям рассказывает, как бабушка весь день прибирала. (В кашу – ложку, кошку на подушку, … Внук прибежал – всё разбросал. ) Картинки раскладываются в разной последовательности. Дети исправляют ошибки подбирая парные картинки и составляют предложения используя предлоги в,на.
Игра «Времена года» - «Части суток»
Цель: закрепление падежных конструкций с предлогом перед, за.
Оборудование: картинки с изображением времён года и частей суток.
Взрослый предлагает разложить картинки друг за другом так как идут времена года; части суток и ответить на вопросы: Какое время года идёт за весной?... перед зимой?... Что за чем следует? (Например: За летом - осень.)
Игра «Помоги Незнайке подобрать нужный предлог»
Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.
Оборудование: картинка «Незнайки»; сюжетные картинки на предлоги.
Детям предлагается внимательно прослушать предложения, которые составил «Незнайка» , определить, какого «маленького слова» в нём не хватает? и исправить ошибки .
Игра «Весёлый повар»
Цель: закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ.
Детям предлагается отгадать из каких фруктов и ягод приготовил повар угощение. Дети отвечают из чего он сделал сок? Сварил варенье? Ребёнок отвечает на вопрос полным предложением выделяя голосом предлог ИЗ.
Игра «Из чего сделан предмет?»
Цель: учить правильно использовать в речи предлог Из
Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос: «Из чего сделаны все эти предметы выделяя голосом маленькое слово - ИЗ.
Игра «Котёнок Тишка»
Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами : НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА
Оборудование: у детей карты с изображением предметов мебели и маленького котёнка прикреплённого к карте тонкой ниткой.
Взрослый рассказывает детям о котёнке Тишке, который , когда все уходят на работу – он бегает по дому и шалит, залезая всюду где ему интересно. Детям предлагается рассказать: Куда мог прыгнуть шаловливый котёнок при этом передвигая котёнка на ниточке с одного предмета на другой.
Игра «Порхающая бабочка»
Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогом НА; учить составлять предложения с предлогом НА; уточнить, что «маленькое слово» НА появляется тогда, когда предмет находиться наверху.
Оборудование: картинка с изображением цветов и бабочки прикреплённой ниткой к центру картинки.
Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, уточняет названия цветов. Предлагает поиграть с бабочкой, которая перелетает с цветка на цветок.
Игра «Строим забор на даче»
Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных «маленьких слов» (предлогов) с опорой на предметную картинку.
Оборудование: предметная картинка, карточки в форме забора с названием предлогов.
Детям предлагается построить забор для дачи придумав предложения используя маленькие слова (предлоги) .
Игра «Найди детёныша»
Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У
Оборудование: картинки с изображением животных и их детёнышей. На картинках цветные дорожки со стрелочками, ведущими от взрослого животного к его детёнышу.
Взрослый сообщает детям о том, что случилось с животными – они потеряли своих детёнышей. Взрослый предлагает отыскать их по цветным дорожкам со стрелочками. При этом дети отвечают на вопрос: У кого кто? (У козы – козлёнок… У коровы – телёнок…).
Игра «Составь схему предложения»
Цель: закреплять умение составлять предложение с предлогом
Оборудование: сюжетные картинки; картинки больших и маленьких домиков.
Дети составляют предложения . Для схем используют большие домики – это слова, маленькие домики – это предлоги.
Игра «Покажи схему»
Оборудование: карточки со схемами предлогов.
Взрослый называет предложения с предлогами. Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.
Например:
Ищет вещи Маша , Маша – растеряша
Их НА стуле нет,
И ПОД стулом нет,
НА кровати нет,
ПОД кроватью нет.
Вот какая Маша – Маша-растеряша.
Игра «Зашифруй предложение»
Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения с предлогом. Уточнить, что предлоги пишутся отдельно.
Игра «Соедини картинку с предлогом»
Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.
Оборудование : у детей карта с предметными картинками в центре предлоги и стрелочки ведущие от предлога к картинкам.
Игра «Маленькие слова»
Цель: закреплять умение составлять предложение с опорой на предметные картинки и схему предлога. Уточнить, что предлоги служат для связи слов в предложении.
Игра «Скажи где?»
Цель: учить рассматривать картинки и отвечать на вопросы, поставленные в стихотворении.
Взрослый читает стихотворение и спрашивает: «Скажи где?» (по отношению к дому или машине) находится каждый сказочный герой.
Например: Вот машина,
Кто в машине,
Что под ней
И что над ней?
Игра «Будь внимательным»
Цель: учить дифференцировать предлоги различая их на слух.
Дети хлопают в ладоши услышав заданный предлог. Например:
детям предлагается хлопками выделить предлог ИЗ-ПОД
Тишка маму напугал из-под вешалки в углу
Очень часто вылезал из-под маленькой кроватки
Из-под кресла на полу С кем же он играет в прятки?
Игра «Слова заблудились стихи не получились»
Цель: учить вслушиваться в речь и правильно использовать предлоги, согласовывая их с остальными словами в предложении.
Дети слушают предложения и исправляют ошибки подбирая подходящий предлог.
Например: У стены стоит картина,
А под нею спит корзина
На стене клубок висит,
Кошка на клубке лежит.
Что-то перепутал я – Помогите мне друзья.
На стене висит картина
А под ней стоит корзина
В той корзине кошка спит
Рядом с ней клубок лежит.
Вот теперь порядок полный.
Ждёт всех нас пирог огромный.
Игра «Вопросы – ответы»
Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.
Взрослый бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос – дети отвечают правильно используя предлоги в речи.
Например:
- За что можно спрятаться? (за штору, за дверь…)
- Куда можно спрятаться?
- Откуда мы возьмём ручку, если она на столе? (со стола)
- Откуда мы достанем ручку, если она упала под стол? (из-под стола)
- Откуда мы достанем мяч, если он закатился под шкаф?
- Откуда выедет машина, если она остановилась за углом? (из-за угла)
Игра «Нелепицы»
Цель: уточнить и закрепить что предлоги служат для связи слов в предложении.
Дети исправляют предложения вставляя по смыслу нужный предлог.
Предложения:
- Под столом портрет, над столом табурет.
- На кровати светильник, под кроватью будильник.
- На кровати картина, под кроватью – Ирина.
Игра «Кто на чём едет?»
Цель: учить детей употреблять предлог НА
Оборудование: картинки с изображением транспорта и животных
Дети получая картинки рассказывают –Кто на чём едет?
Задание усложняется когда дети определяют : Куда движется транспорт ? (при этом они используют предлоги- наречия обозначающие пространственные отношения – (направо – налево).
Игра «Помощники»
Цель : учить детей дифференцированно употреблять предлоги активизируя внимание, слух и речь.
Оборудование: картинка с изображением шкафа и схемы предлогов : ПОД,ЗА,В,НА.
Детям предлагается помочь маме навести порядок дома.
Буду маме помогать,
Буду всюду убирать.
И под шкафом.
И за шкафом,
И в шкафу,
И на шкафу.
Уточняется: «Какие маленькие слова мы произносили?»
Дети: За,под, на,в.
Лог. «Как одним словом они называются?»
Дети: предлоги.
Для закрепления понимания пространственных предлогов используются цветные сюжетные картинки. Схемы предлогов.
При этом , обязательно уточняются значения предлогов.
- маленькое слово НА появляется тогда, когда предмет находится наверху.
- когда предмет находится под чем –нибудь появляется «маленькое слово» ПОД
- когда предмет находится Под чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог ИЗ-ПОД
- когда предмет находится на чём-нибудь и движется оттуда, появляется предлог С.
Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР (презентация по лексической теме «Цветы», статья)
Для закрепления правильного употребления предлогов с детьми с ОНР мы применяем разнообразные приемы и один из них использование ИКТ. Вашему вниманию предлагается презентация по лексической теме «Цветы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Работа построена на использовании двух методик: Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики Н.В. Соловьёвой "Исполь...
Картотека занятий по формированию навыков правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико- грамматических категорий у детей является обучения пониманию и правильное употребление предлогов....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОГОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
в статье представлены актуальность проблемы формирования навыков простых предлогов у детей дошкольного возраста....
Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР
Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР...
"Формирование правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствамии с НОДА
В статье описывается работа по формированию правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами с НОДА....
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...