Программа " Говорушки"
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Сулимова Наталья Михайловна

Овладение четкой и правильной речью без дефектного произношения  становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно правильная речь является   важнейшим условием получения информации. Оставляя процесс овладения родным языком без дефектного произношения на старший дошкольный возраст, дети с речевыми дефектами попадают  в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения общеразвивающей программы усложняется к старшему дошкольному возрасту в соответствии в возрастными нормами, а речь ребенка, имея большое количество дефектов не соответствует тем возрастным нормам, которые позволяли - бы усвоить общеразвивающую программу детского сада на высоком уровне. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям пребывания в старших дошкольных группах, к изменению режимных моментов, адаптации к новым требованиям в возрастной группе. Если к этому добавляются трудности освоения звуков родного языка, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов образовательной программы не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего освоения навыков без дефектного произношения звуков, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка и  возрастного психического развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorushki_dlya_malyshey.docx86.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа коммуникативной направленности

«Обучение младших дошкольников правильной и чистой речи»

«ГОВОРУШКИ для малышей»

Авторы составители: Леонова О.А.

Сулимова Н.М.

Содержание Программы

Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1.

Цель, задачи программы

3

1.2.

Возрастные особенности детей

5

1.3.

Формы, методы и приемы

7

1.4.

Ожидаемые результаты

9

2

Учебный план

9

3

Содержание учебно-тематического плана

10

4

Календарно-тематическое планирование

12

5

Условия реализации программы

22

6

Выявление уровня развития навыков на начальном этапе, оценка достигнутых результатов

22

7

Библиографический список

25

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Коррекция речи младших дошкольников и устранение дефектного произношения звуков родного языка » (далее – программа) разработана для детей 3-5 лет. Программа общеразвивающая, коммуникативной (речевой) направленности, ориентирована на общее развитие речи, выработку артикуляционного уклада для правильного произношения дефектных звуков и закрепление звука в норме на речевом материале потешек, стихов, стихов с движениями, текстов, развитие речевого дыхания, развитие фонематических процессов, развитие                   лексико- грамматических категорий у детей младшего дошкольного возраста.

Вид программы: адаптированная, уровень базовый.

Актуальность программы. Овладение четкой и правильной речью без дефектного произношения  становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно правильная речь является   важнейшим условием получения информации. Оставляя процесс овладения родным языком без дефектного произношения на старший дошкольный возраст, дети с речевыми дефектами попадают  в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения общеразвивающей программы усложняется к старшему дошкольному возрасту в соответствии в возрастными нормами, а речь ребенка, имея большое количество дефектов не соответствует тем возрастным нормам, которые позволяли - бы усвоить общеразвивающую программу детского сада на высоком уровне. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям пребывания в старших дошкольных группах, к изменению режимных моментов, адаптации к новым требованиям в возрастной группе. Если к этому добавляются трудности освоения звуков родного языка, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов образовательной программы не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего освоения навыков без дефектного произношения звуков, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка и  возрастного психического развития ребенка.

Новизна данной программы в том, что построена на основе принципов комплексности, преемственности и вариативности практических занятий, характеризующихся разнообразием игр, упражнений, направленных на решение определённых педагогических задач.

        Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в младшем дошкольном возрасте при устранении дефектов произношения,  важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (правильно и четко говорить со сверстниками и взрослыми, чисто и четко рассказывать стихи на утренниках, пересказывать сюжеты знакомых сказок и рассказывать сказки и истории собственного сочинения и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности.

При обучении правильному произношению звуков  важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к звуко – слоговому анализу и усвоению грамоты в старшем дошкольном возрасте.

1.1 Цель программы: является построение системы обучения без дефектному произношению звуков родного языка , освоению начальных навыков работы со звуком, слогом, словом и предложением  в возрасте 3 - 5 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников.

Задачи программы:

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов

Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

 • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

 • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

 • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принцип интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Адресат программы

Программа ориентирована на удовлетворение запросов родителей (законных представителей) и потребностей детей.

Программа «Коррекция речи младших дошкольников и устранение дефектного произношения звуков родного языка» предназначена для детей 3 - 5 лет направлена: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком четкого и чистого произношения звуков, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению грамоте и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Достижение уровня готовности к освоению дополнительной общеразвивающей программы предполагает:

- умение детей выполнять артикуляционный уклад  звуков  русского языка и возможность четко и правильно их произносить;

- обученность младших дошкольников выполнять различные артикуляционные упражнения, дыхательные и мимические гимнастики, способствующие правильному произношению гласных и согласных звуков без дефектного произношения ;

- умение детей понимать различия и особенности звуков родного языка;

- развитые мыслительные процессы, способность слышать и воспроизводить звуковой образ звука, слога,  слова, фразы  правильно передавать его звучание;

- развитая мелкая моторика (руки).

Наполняемость группы детей для занятий по данной программе устанавливается в соответствии с нормативами и составляет 10 человек.

1.2 Возрастные особенности детей

При разработке программы учитывались возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания,                не сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У детей 3 – 4 лет  ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним дети 3 – 5 лет получают интересующую их информацию, удовлетворяют свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

3 -  4 летний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их ).

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца.

Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства.

Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры.

Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Объем программы:

Срок реализации программы – 1 год, 72ч.

непосредственно- образовательная деятельность проводится с группой детей 3-5 лет - 2 раза в неделю, по 20-25 минут.

1.3 Формы, методы, приемы

Формы организации образовательного процесса с детьми: фронтальная, групповая, самостоятельная деятельность детей. Но основной формой работы с детьми по обучению обучению грамоте и формирование начальных навыков чтения является групповое занятие.

Занятия с обучающимися в логопедическом кабинете, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Виды занятий:

- фронтальные;

- игровое;

- контрольно-проверочное

  1. Подготовка к овладению правильной и чёткой речью.                                      

 Основное содержание обучения детей  представлено следующими направлениями работы со своим кругом задач:

  1. Звуки речи.

2. Постановка звука .      Закреплять умение вслушиваться в звучание звуков, слогов, слов; узнавать, различать и выделять их от других звуков.      Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове.      Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.      

3. Автоматизация звука.   

 -звук закрепить  изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков. 

 -закрепить произношение звука в слогах. 

При автоматизации в слогах мы соединяем согласный звук с гласными.

 - сначала отрабатываем прямые слоги ; 

 - затем  обратные;

- далее  слоги, где звук находится между гласными;

- и, наконец, слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): ста, спа, смы, смо, сну, ско и т.п.

Автоматизацию звука в слогах, словах фразах, небольших текстах проводим в форме игровых упражнений.

   

3.Дифференциация звуков.

Успешно завершена работа над автоматизацией звуков.  Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи их заменяет на звуки, сходные по звучанию.  

Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. 

Дифференциацией пренебрегать не стоит.   Поверхностный подход может привести к тому, что ребёнок изжив недостатки произношения звуков в устной речи, будет делать стойкие  ошибки на письме.

В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:
-Дифференциация изолированных звуков.
- Дифференциация звуков в словах.
- Дифференциация звуков во фразовой речи.

4. Предложение. Слово.      Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи;  

 Дать первоначальные представления о слоге и ударении.

Таким образом, данная структура занятия позволяет детям постепенно осваивать различные упражнения и приемы, позволяет детям научиться общению и совместной работе друг с другом.

На занятиях по обучению произношения звуков родного языка уделяется особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

Основные средства:

-речевые игры;

- игровые упражнения;

- артикуляционные упражнения;

- пальчиковые упражнения.

При работе по организации совместной двигательной деятельности детей используются следующие принципы:

  1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала (от простого к сложному);
  2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

1.4 Ожидаемые результаты

Ребёнок говорит четко и правильно, выговаривая все звуки русского языка.

Ребенок проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, понимает названия действий, предметов, признаков, может показать по просьбе взрослого части тела и лица куклы, части и детали машинки, стула; понимаем двухступенчатую инструкцию; называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия, ими совершаемые; принимает участие в диалоге; рассказывает простые потешки; общается с помощью предложений, состоящих из двух-трех слов; правильно произносит простые согласные звуки; не нарушает звуко-слоговую структуру двухсложных слов; не допускает ошибок при употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, существительных в винительном падеже единственного числа без предлога, при согласовании прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода, при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Учебный план

      Учебный план по оказанию дополнительных платных образовательных услуг разработан с учетом требований следующих нормативных документов:

-     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 г. № 26;

- Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг

        Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом и Графиком проведения занятий в порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг в 2016/2017 учебном году, утвержденных приказом по ДОУ от _________№ _____, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.

1.2. Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13:

1.2.1. Проведение в Детском саду дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, не допускается.

№ п/п

Название раздела

Всего часов

1

Мониторинг

4

2

Подготовка дошкольников к восприятию звуков  русского языка; формирование мотивации    к занятиям

3

3

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

7

4

Постановка, автоматизация и дефференциация звуков.  

45

5

Словесные – игры - тренинги

13

6

Всего

72

*1 час равен 1 учебному часу в соответствии с возрастом ребенка, согласно СанПин 2.4.1.3049-13

3. Содержание учебно-тематического плана

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук , понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих четкого произношения является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков без дефектного произношения звуков.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат – устранения речевых нарушений, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения изолированного произношения  звуков до введение их в активный речевой обиход ребенка.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Освоение правильного произношения звуков родного языка,  формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками  поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Раздел I: Теоретические занятия

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки русского языка. Каждая сказка про звук  может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей.

На первом занятии необходимо:

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук  был пройден на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про звук.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про звук.

Работа со звуком.

Прежде чем приступить к изучению звуков, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Слышим : развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомлением артикуляции и правильного уклада на изучаемый звук.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятия и анализа). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. закрепление звука через использование пальчиковых игр и игр с мячом  на определённый изучаемый звук:

- «рисование»  пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание  из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения предметов пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение предметов на определенный звук из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать картинки с изображением предметов на определенный звук из мешочка и называть их.

7. В конце занятия дошкольники  четко удерживают артикуляционную позу и контролируют четкое произношение звука в слогах, словах, фразах и небольших текстах.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЗАНЯТИЙ ПО обучению правильного произношения звуков родного языка

Месяц

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Навыки произношения звуков русского языка.

Сентябрь

1-2

Мониторинг

Оценка уровня и коррекция образовательной деятельности

--

3

«Знакомство: Слыш»

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Подготовка дошкольников к восприятию звуков  русского языка; формирование мотивации    к занятиям

Игры с мячом.

4

«Знакомство с язычком»

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

5

«Встреча Слыша с язычком»

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников и  развитие подвижности артикуляционного аппарата.

6

«Звук  «А»

Знакомство дошкольников со звуком «А»

Развитие фонематических представлений; развитие речевого дыхания,  закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков, закрепление артикуляционной позы губ на определённый изучаемый  звук.

Игры с мячом.

7

«Звук  «А»

Уточнение произношения и закрепление звука «А»

8

«Звук  «У»

формирование у детей стойких представлений о звуке «У».

Октябрь

9

«Звук  «У»

Уточнение произношения и закрепление звука «У»

10

«Сочетание «АУ»»

развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний

Подбор и отработка произношения слов на заданные звуки.

11

«Сочетание «УА»»

Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза: совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

  Подбор и отработка произношения слов на заданные звуки. [У] и [А]

12

«Звук  «О»

знакомство со звуком «О», совершенствование артикуляционной моторики

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

 Подбор и отработка произношения слов на заданные звуки.

Игры с мячом.

13

«Звук  «О»

Уточнение произношения и закрепление звука «О»

14

«Звук «И»

совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

15

«Звук  «И»

Уточнение произношения и закрепление звука «И»

16

«Сочетание «ИА»»

развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук

Ноябрь

17

«Звук  «Ы»

познакомить дошкольников  со звуком «Ы»

Развитие фонематического восприятия; закрепление верного произношения звуков.  Подбор и отработка произношения слов на заданные звуки.

Игры с мячом.

18

«Звук  «Ы»

Уточнение произношения и закрепление звука «ы»

19

«Звук  «Э»

Сформировать представления у  детей о звуке  «Э»

20

«Звук  «Э»

Уточнение произношения и закрепление звука «Э»

21

«Звук [М]

научить дошкольников правильному произношению звука [М] ; совершенствование тонкой моторики пальцев рук

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

22

«Звук [М']

Уточнение произношения и закрепление звука «МЬ»

Игры с мячом и мячиками.

23

«Звук [Б]

сформировать представления дошкольников со звуком [Б];

совершенствование тонкой моторики пальцев рук

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

24

«Звук [Б'],

Уточнение произношения и закрепление звука «БЬ»

Игры с мячом и мячиками.

Декабрь

25

«Звук [П]

сформировать представления у детей о звуке [П]; совершенствование тонкой моторики пальцев рук  

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

26

«Звук [П']

Уточнение произношения и закрепление звука «ПЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук

27

«Звук [Ф]

познакомить дошкольников со звуком [Ф];

совершенствование тонкой моторики пальцев рук

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

28

«Звук  [Ф']

Уточнение произношения и закрепление звука «ФЬ»; совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

29

«Звук  [В]

научить  дошкольников различению звука [В]

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

30

«Звук [В']

Уточнение произношения и закрепление звука «ВЬ»

31

«Звук [Т]

познакомить дошкольников со звуком  [Т]

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

32

«Звук  [Т']

Уточнение произношения и закрепление звука «ТЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

Январь

29

Мониторинг

Оценка уровня и коррекция образовательной деятельности

30

«Звук  [Д]

обучить детей различению звука  [Д] от других;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

31

«Звук [Д']

Уточнение произношения и закрепление звука «ДЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

32

«Звук [Н]

познакомить дошкольников со звуком  [Н]

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

33

«Звук  [Н']

Уточнение произношения и закрепление звука «НЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

33

«Звук  [К]

сформировать представления о звуке  [К]

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

34

«Звук  [К']

Уточнение произношения и закрепление звука «КЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

Февраль

35

«Звук  [Г]

научить детей различению звука [Г]

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

36

«Звук  [Г']

Уточнение произношения и закрепление звука «ГЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

37

«Звук  [Х]

познакомить дошкольников со звуком  [Х]

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

38

«Звук  [Х']

Уточнение произношения и закрепление звука «ХЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

39

«Звук [С]

сформировать представления детей о звуке [С]

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

40

«Звук [С']

Уточнение произношения и закрепление звука «СЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

Март

41

«Звук [З]

познакомить дошкольников с новыми звуком [З]

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

42

«Звук  [З']

Уточнение произношения и закрепление звука «ЗЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук

43

«Звук   «Ш»

сформировать представления у дошкольников о звуке  «Ш»

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

44

«Звук  «Ш»

Уточнение произношения и закрепление звука «Ш»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

45

«Звук  «Ж»

сформировать представления дошкольников о звуке  «Ж».

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

46

«Звук  «Ж»

Уточнение произношения и закрепление звука «Ж»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

47

«Звук  «Ч»

научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук.

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

48

«Звук  «Ч»

Уточнение произношения и закрепление звука «Ч»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

Апрель

49

«Звук  «Ц»

познакомить детей со звуком  «Ц»

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

50

«Звук  «Ц»

Уточнение произношения и закрепление звука «Ц»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

51

«Звук  «Щ»

научить дошкольников анализу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

52

«Звук  «Щ»

Уточнение произношения и закрепление звука «Щ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

53

«Звук  [Л]

познакомить детей со звуком [Л]

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

54

«Звук  [Л']

Уточнение произношения и закрепление звука «ЛЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

55

«Звук  [Р]

обучить дошкольников  анализу  слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р];

 

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

56

«Звук  [Р']

Уточнение произношения и закрепление звука «РЬ»;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

Май

57

«Звук  «Й»

познакомить дошкольников со звуком  «Й»

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

58

«Звук  «Й»

Уточнение произношения и закрепление звука «Й»

59

«Звуки  «Й и А»

Уточнение произношения и закрепление звуков «Й и А»

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

60

«Звуки  «Й и О»

Уточнение произношения и закрепление звуков «Й и О»

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

61

«Звуки  «Й и У»

Уточнение произношения и закрепление звуков «Й и У»

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

62

«Звуки  «Й и Э»

Уточнение произношения и закрепление звуков «Й и Э»

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

63

«Звук  «Й»

Уточнение произношения и закрепление звука «Й»

Игры с мячом и мячиками.

Закркпление верного произношения звука по подражанию, выработка правильной артикуляционной позы и речевого дыхания, закрепление звука в слогах, словах, фразах, текстах.

64

Обобщающее занятие

закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения

Праздник правильной речи.

65

Мониторинг

Оценка уровня и коррекция образовательной деятельности

5. Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Программа разработана и адаптирована на основе следующих программ: «Обучение правильному произношению в детском саду»  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Колесникова Е. В. «Развитие звуковой культуры речи у детей».

Материально-технические условия

Для реализации программы не требуется дорогостоящего оснащения все в рамках логопедического кабинета. Логопедический кабинет оснащен разнообразным дидактическим материалом, обеспечивающим максимальную речевую активность.

  1. Выявление уровня развития навыков на начальном этапе, оценка достигнутых результатов

Уровень развития определяется следующими результатами

  • - освоение гласных звуков.
  • - освоение согласных звуков;
  • - овладение  умением подбирать слова на определенный звук.
  • -сформированность навыка  удержания артикуляционной позы на определённый звук.
  • -сформированность развитие мыслительных процессов (элементов анализа,  сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить четко и правильно звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • - сформированность умения применять полученные знания в познавательной деятельности.
  • - развитие общей культуры общения, которая определяется умением излагать свои мысли, чувства, переживания, используя слово.

Мониторинг

освоения начальных навыков чтения

Мониторинг на начало учебного года

Р а з д е л 1.  Фонетика

1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Педагог  предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»:  он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

П р и м е ч а н и  е : возможен другой набор звуков.

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

2.Выделение гласного звука в начале слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

3.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

М а т е р и а л  для анализа:

нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие звуки.

Педагог  предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

П р и м е ч а н и е. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, педагог предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

М а т е р и а л   для анализа:

балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие согласные  звуки.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

Р а з д е л  2. Грамматический строй языка.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.

Педагог предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них педагог предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный рассказ – 3 балла;

-рассказ с ошибками – 2 балла;

-рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие рассказа – 0 баллов.

Промежуточный мониторинг

Выявление в середине года промежуточного уровня знаний необходимо для корректировки учебно-тематического планирования и составления индивидуальных программ развития детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалиста.

Р а з д е л 1.  Фонетика

1.Дифференцирование гласных и согласных звуков.

Педагог  предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»:  он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.

П р и м е ч а н и  е : возможен другой набор звуков.

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

2.Выделение гласного звука в начале слов.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

3.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.

М а т е р и а л  для анализа:

нос – нёс; мал – мял; вол – вёл;  белка – балка

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие звуки.

Педагог  предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

П р и м е ч а н и е. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, педагог предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.

М а т е р и а л   для анализа:

балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том

О б о р у д о  в а н и е: фишки, обозначающие согласные  звуки.

Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный ответ – 3 балла;

-анализ с ошибками – 2 балла;

-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие ответа – 0 баллов.

Р а з д е л  2. Грамматический строй языка.

1.Составление рассказа по сюжетной картинке.

О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.

Педагог предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них педагог предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный рассказ – 3 балла;

-рассказ с ошибками – 2 балла;

-рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие рассказа – 0 баллов.

Мониторинг на конец учебного года

Р а з д е л 1. Фонетика

Дифференцирование звуков:

Педагог  просит повторить патешку или небольшой текст:

Старая бабушка вязала шерстяные чулки.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;

- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;

- неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл;

- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.

Р  а з д е л  2. Грамматически строй речи

 Пересказ знакомой сказки на выбор ребенка.

К р и т е р и и   о ц е н к и:

-полный пересказ  – 3 балла;

-частичный пересказ (с пропусками,  ошибками)  – 2 балла;

-пересказ  с помощью воспитателя – 1 балл;

-отсутствие пересказа – 0 баллов.

Методика оценки результатов диагностического обследования:

Для оценки полученных в процессе диагностики результатов по  формированию

первоначальных навыков чтения и письма  мы используем следующую методику: ребёнок получает  задания, результаты выполнения каждого из диагностических заданий оцениваем по четырёх бальной шкале:

  • 3 балла – высокий уровень;
  • 2 балла – средний уровень ;
  • 1 балл – низкий уровень ;
  • 0 баллов – по данному направлению не аттестован.

Полученные данные заносятся в специально составленные диагностические таблицы с целью последующего анализа.

Данное диагностическое обследование проводится в начале, середине  и в конце учебного года на одном и том же дидактическом материале для объективной оценки динамики  развития детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

4. Колесникова Е.В. Развитие речи детей 4-5 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3 - 4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», 2000.

  1. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи». Миронова С.А., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Говорушки»

составлена учителем-логопедом МК ДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и содержит:...

Программа "Говорушки" для детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Данна...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорушки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говорушки". Для тетей: 6-7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Говорушки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Говорушки". Возраст детей: 6-7лет....

Дополнительная общеразвивающая программа "Говорушки"

Развитие речи детей посредством использования малых форм русского фольклора...

Презентация по общеразвивающей программе Говорушки

Развитие речи детей посредством малых форм русского фольклора...

Программа "Говорушки"

Дополнительная образовательная программа по коррекции  звукопроизношения у детей 6 – 7 лет, не посещающих  группы компенсирующей направленности  «Говорушки&qu...