Программа "Говорушки" для детей дошкольного возраста.
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_govorushki.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТЁСОВО-НЕТЫЛЬСКАЯ СОШ»
Утвержден:
протокол № 1 от 30.08.2019г.
педагогического совета
Директор МАОУ
«Тёсово-Нетыльская СОШ»
_________Е.П. Икконен
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГОВОРУШКИ»
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Срок реализации
программы:
1 год
Возраст детей:
4 – 6 лет
Структура программы
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Методическое обеспечение программы
- Список литературы
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольника заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).
Основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Основные принципы при разработке программы
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Принцип критерий полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Учитывается интеграция следующих областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
1. Социально-коммуникативное развитие: приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2. Речевое развитие: обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
3. Познавательное развитие: беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
4. Художественно-эстетическое развитие: чтение литературы – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, русские народные сказки). Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Физическое развитие: укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Форма проведения занятий: подгрупповая, индивидуальная
Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 64 занятия (с октября по май включительно).
Занятия проводятся во вторую половину дня, 2 раза в неделю продолжительностью не более 20 минут.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, прищепками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д.)
3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.
4. Физминутка (логоритмические упражнения)
5.Развитие связной монологической речи с использованием русских народных сказок, потешек, чистоговорок.
2. Учебно-тематическое планирование план
№ | Форма проведения | Тема | Сроки проведения занятия |
1 | индивидуальная | Диагностика | октябрь |
2 | подгрупповая | Русская народная сказка «Репка» | октябрь |
3 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | октябрь |
4 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Капуста» | октябрь |
5 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | октябрь |
6 | подгрупповая | Русская народная сказка «Колобок» | октябрь |
7 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | октябрь |
8 | подгрупповая | Сказка Сутеева В. «Под грибом» | октябрь |
9 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | октябрь |
10 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Капуста» | ноябрь |
11 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | ноябрь |
12 | подгрупповая | Русская народная сказка «Колосок» | ноябрь |
13 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | ноябрь |
14 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Тесто мы месили» | ноябрь |
15 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | ноябрь |
16 | подгрупповая | Русская народная сказка «Маша и медведь» | ноябрь |
17 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | ноябрь |
18 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Тесто мы месили» | ноябрь |
19 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | декабрь |
20 | подгрупповая | Русская народная сказка «Заяц-хваста» | декабрь |
21 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | декабрь |
22 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Пальчики в лесу» | декабрь |
23 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | декабрь |
24 | подгрупповая | Русская народная сказка «Теремок» | декабрь |
25 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | декабрь |
26 | подгрупповая | Расскажи стихи руками«Пальчики в лесу» | январь |
27 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | Январь |
28 | подгрупповая | Русская народная сказка «Мужик и медведь» | январь |
29 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | Январь |
30 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Четыре брата» | январь |
31 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | февраль |
32 | подгрупповая | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | февраль |
33 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | февраль |
34 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Четыре брата» | февраль |
35 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | февраль |
36 | подгрупповая | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | февраль |
37 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | февраль |
38 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Кошкин дом» | февраль |
39 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | март |
40 | подгрупповая | Русская народная сказка «Бычок- смоляной бочок» | Март |
41 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | Март |
42 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Кошкин дом» | Март |
43 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | март |
44 | подгрупповая | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | март |
45 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | март |
46 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Две сороконожки» | март |
47 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | апрель |
48 | подгрупповая | Русская народная сказка «Волк и козлята» | апрель |
49 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | апрель |
50 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Две сороконожки» | апрель |
51 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | апрель |
52 | подгрупповая | Русская народная сказка «Дудочка и кувшинчик» | апрель |
53 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | апрель |
54 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Шла ворона через поле» | апрель |
55 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | апрель |
56 | подгрупповая | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | апрель |
57 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | Май |
58 | подгрупповая | Расскажи стихи руками «Шла ворона через поле» | Май |
59 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | Май |
60 | подгрупповая | Расскажи стихи руками (закрепление) | май |
61 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | май |
62 | подгрупповая | Инсценировка сказки | май |
63 | индивидуальная | Коррекция проблемных звуков | май |
64 | подгрупповая | Итоговое занятие | май |
3.Содержание программы
1. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
3. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
4. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированностиречевогозвукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
4.Методическое обеспечение программы
Картотека сказок, стихов,
схемы стихов,
мнемотаблицы,
настольные театры,
пальчиковые театры,
маски,
театр Би-Ба-Бо
5.Список литературы
1.Художественной литературы для детей 4-5 лет.
2. Любимые русские сказки для и малышей.
3.250 Золотых страниц.
4. Расскажи стихи руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Консультация для родителей "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Правильное питание у детей дошкольного возраста"
консультация предназначена для родителей по формированию правильного питания...